Проблема снижения интереса к изучению иностранного языка в VIII-XI классах знакома многим учителям. Трудно убедить школьников в том, что иностранный язык – нужный им предмет, имеющий большое значение. В решении данной проблемы мне помогает использование песни.
Вряд ли найдется такая школа, где на начальном этапе на уроках иностранного языка не использовались бы песни. Это “ABC song”, “Old MacDonald has a farm”, “My Bonnie”, “Happy birthday”, “Clap your hands”. Однако на среднем и старших этапах обучения песня звучит на уроке реже, в основном для создания эмоциональной атмосферы. Я предлагаю проводить серьезную работу над песней в старших классах и считаю, что если сделать песню предметом исследования, аутентичным учебным текстом, то можно получить хорошие результаты.
Песня на уроке оживляет преподавание, вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексико-грамматического материала.
На уроках звучат песни групп “The Beatles”, “Ace of Base”, “Scorpions”, “Abba”, из репертуара Димы Билана, Алсу, Майкла Джексона.
Как известно, ученики с интересом слушают радиостанцию «Европа плюс», смотрят музыкальные каналы MTV, “BRIDGE TV”, находят информацию о певцах и группах. Но чаще всего они не понимают на слух слов песен. Работа в этом направлении позволяет вызвать у школьников мотивацию к изучению иностранного языка.
Что конкретно дает такая работа?
- Более прочно усваивается и расширяется лексический запас учащихся. В песнях часто встречаются реалии страны изучаемого языка, имена собственные, новые незнакомые слова и т.д. Это способствует развитию у школьников чувства языка, получению знаний его стилистических особенностей.
- Песня помогает более прочно усвоить и активизировать грамматические структуры. Например, уже в названиях песен группы «Битлз» можно встретить почти все грамматические структуры, подлежащие усвоению: “I’ve got a feeling”, “I saw her standing there”, “Don’t let me down”, “I will”, “I want to tell you”, “I’m only sleeping”. В песне “Yesterday” глагол to be встречается во всех формах, есть множество примеров употребления грамматических времен Present и Past Simple. А песня “Happy nation” из репертуара группы Ace of Base содержит в себе почти все ранее изученные структуры.
- При заучивании слов песни совершенствуются навыки аудирования, произносительные навыки, развивается музыкальный слух, закрепляются правила фразового ударения, особенности ритма.
- В процессе работы над песней повторяются и активизируются многие программные темы. Рассказывая о группе «Битлз» учащиеся повторили темы: «Семья», «Биография», «Внешность», «Досуг», «Город».
Я подбираю песни по тем же принципам, что и тексты: они должны быть аутентичны, доступны в информационном и языковом плане, эмоциональны, проблемны и актуальны, а также должны отвечать возрастным особенностям учащихся. Песню, в которой затронута та или иная проблема, я рассматриваю как один из самостоятельных видов учебного текста; работа над ним может занять от одного до трех и более уроков.
Я подготовила коммуникативные упражнения, цель которых – подготовить учащихся к дискуссии по проблемам, затронутым в песне.
Над песней мы работаем в такой последовательности:
- Знакомство с песней, объяснение ее названия.
- Прослушивание песни.
- Чтение текста за диктором, работа с комментариями.
- Упражнения по отработке лексико-грамматического материала песни.
- Перевод песни.
- Повторное прослушивание песни.
- Работа над произношением.
- Индивидуальное прочтение текста песни.
- Исполнение песни хором.
- Упражнение на полное понимание содержания текста.
- Повторное исполнение песни хором.
- Творческие упражнения на материале текста.
В конце учебного года можно провести внеклассное мероприятие, посвященное творчеству группы «Битлз».
В заключение подчеркну, что данная форма работы имеет ряд достоинств. Она способствует росту мотивации к изучению языка и, следовательно, помогает достижению целей обучения, намеченных современной программой.