Цель: закрепить знания об орнаменте, видах орнамента, умение построения орнамента; сформировать умения построения орнамента в народных костюмах.
Задачи:
- Образовательная – познакомить учащихся с элементами русского и татарского орнамента, научить детей украшать орнаментом русский и татарский национальный костюм;
- Развивающая – развивать навыки работы с бумагой, ножницами, мелкую моторику рук, воображение, глазомер, творческие возможности, познавательный интерес к предмету;
- Воспитательная – способствовать воспитанию аккуратности, настойчивости в достижении поставленной цели, воспитывать любовь к культуре РФ и РТ, к традициям своего народа, интернациональные чувства к наше многонациональной Родине;
- Коммуникативная – формировать умения работы в паре, умение слушать и слышать;
- Здоровьесберегающая – соблюдать правила работы с ножницами, клеем, выполнять комплекс
- физических упражнений и гимнастику для глаз.
Тип урока: комбинированный
Форма проведения – КТД (класс разделён на 4 команды)
Оборудование: 4 куклы в национальных костюмах, основа, шаблоны, клей, ножницы, простой карандаш, коробочки для отходов, мультимедийное оборудование.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Актуализация знаний
Слайд 1
– Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне помощники, народ толковый да шустрый. Только уговор у меня с вами будет такой:
Для работы нашей славной
Шум за дверью мы оставим
– Согласны?
Слайд 2
– А ещё в нашем крае говорят: «Где хотенье, там и
уменье». Как вы понимаете эти слова?
– А девиз у нас какой?
Дети: Всё, что надо под рукой!
– Проверим, всё ли у нас на месте. Отгадайте загадки и заполните кроссворд.
Слайд 3
– Какое ключевое слово получилось? (Орнамент)
– Что такое орнамент? (Орнамент
– повторение симметричных элементов)
– Что является главным в орнаменте – элементы
или построение? (Построение, при
построении орнамента важно соблюдать
четкость построения элементов)
Индивидуальная работа
Из элементов построить орнамент.
Пластический этюд «Орнамент»
К доске учитель вызывает 4 девочки и 4 мальчика и
просит детей образовать орнаментальный рисунок.
(аналогично) 4 девочки и 2 мальчика
Проверка индивидуальной работы
– Какие мотивы использованы в ваших орнаментах? (Геометрические и природные)
Слайд 4
На языке орнамента можно многое рассказать: где
живёт человек, какие животные его окружают, какие
растения растут в его местности. У каждого народа
есть свои неповторимые орнаменты.
– Люди, каких национальностей проживают в нашей
республике? (Мордва, Чуваши, татары, русские)
Слайд 5
– Как мы можем различить людей разных национальностей? (По одежде, языку общения, по узору и орнаменту на костюмах)
II. Новая тема
– Что характерно для русского орнамента?
Слайд 6
Индивидуальное сообщение
Для русского народного орнамента характерна смешанность мотивов. Орнамент мог быть геометрическим, растительным, изображать животных, птиц, человеческие фигуры. Частым элементом вышивки являются крестообразные фигуры. С крестом связывалась идея процветания, удачи. Он использовался в народном творчестве в качестве оберега и символа солнца.
– А что означали условные символы в орнаменте?
Слайд 7
Индивидуальное сообщение
Геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и плодородие, пахотные поля. Дивные сказочные птицы (павы) – символизировали тепло и весну. Крестики, кружки – знаки, олицетворяющие огонь и солнце. Самый древний образ – конь – символизировал приход весны и начало пахотных работ. Женская фигура, с поднятыми вверх руками (Древняя Богиня – Макошь) обозначала единство сил неба и земли.
Слайд 8
– Из чего состоял русский народный костюм?
Слайд 9
Индивидуальное сообщение
Женский костюм состоял из рубахи,
сарафана и головного убора. Головной платок был
одной из основных частей женского костюма. Кроме
повседневных и праздничных платков существовали
еще повойник, кокошник, сорока . Маленькие
девочки носили на лбу матерчатые
ленты. Девушкам разрешалось носить открытые
повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие
только лоб и затылок. Русский мужской костюм
состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и
головного убора. Основой мужского костюма
была рубаха. Она доходила до колен и имела у
ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка).
Рубаху носили навыпуск и обязательно
подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей
ткани. Украшали вышивкой.
– Что характерно для татарского орнамента?
Слайд 10
Индивидуальное сообщение
Основой татарского орнамента являются цветочно-растительные мотивы, которые черпались из окружающей среды и мастерски перевоплощались в узорные композиции. Характерным являлась тема цветочного букета, символизирующая «древо жизни» или степного куста – источника благополучия, жизни. Букет состоял из нескольких стеблей, щедро усеянных элементами цветочных головок, бутонов, листьев, завитков.
– А что означали условные символы в орнаменте?
Слайд 11
Индивидуальное сообщение
Прямой горизонтальной линией обозначалась
поверхность земли, волнистой – вода, кругами,
квадратами или ромбами изображали солнце или
луну.
Многие узоры и украшенные ими предметы
считались оберегами.
Можжевельник, шиповник, рябина считались
растениями счастья.
Роза – знаком красоты и любви.
Тюльпан – символ возрождения.
Астра – цветок долголетия.
Мотив птицы или птичьего пера издревле являлся
символом солнце, света.
– Из чего состоял татарский национальный костюм? Слайд 12, 13
Индивидуальное сообщение
В старину татарский женский костюм состоял из
просторной однотонной рубахи (кульмек), часто
украшенной широкими воланами или оборками,
поверх которой надевался камзолом , сшитым из
парчи, атласа или бархатной ткани и
украшенным тесёмочной отделкой. В ансамбль
национального костюма входили калфак, мозаичные
ичиги или туфли.
Мужской костюм состоял из свободной рубахи с
воротником-стойкой, украшенный вышивкой,
шалваров – штанов «с широким шагом», голову
прикрывала тюбетейка.
III. Физическая пауза
Орнамент встречается и в музыке, и в танце.
Сейчас мы попытаемся создать орнамент из
движений вот так:
2 хлопка, 1 притоп, …
3 притопа, 1 хлопок, …
2 хлопка, 2 притопа, …
IV. Постановка проблемы. Слайд 14
Перед вами куклы в национальных костюмах (на
доске). Некоторые детали костюма нужно
восстановить.
– Справимся с заданием?
– Подумайте и скажите, какой мотив использован в
русском народном костюме, а какой в татарской
национальной одежде?
V. Практическая работа
– С чего начнём работу?
1. Найдем подходящий шаблон, обведем его на
цветной бумаге.
2. Вырежем ножницами. Помним о ТБ!
3. Разложим элементы, т.е. найдём место каждому
элементу на основе.
4. Наклеем детали.
– О чем всегда мы помним? Слайд 15
Правило работы с ножницами.
С ножницами не шути
Зря в руках их не крути
И держи за острый край – другу их передавай!
VI. Самостоятельная работа
VII. Рефлексия
– Доставила ли вам эта работа удовольствие, радость?
VIII.Cюрпризный момент
Звучит волшебная музыка, из сказки. Гаснет свет. Куклы «оживают». Под русскую народную музыку входят в танце дети, одетые в русский народный костюм. Под татарскую народную музыку – дети, одетые в татарский национальный костюм.
Дети читают стихи:
Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18
1. Что мы Родиной зовем? 2.
Что мы Родиной зовем? 3. Что мы
Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем, Поле с
тонким колоском,
Все, что в сердце бережем,
И березки, вдоль которых
Наши праздники и песни,
И под небом синим-синим
Рядом с мамой мы
идем. Теплый
вечер за окном.
Татарстан наш и Россию.