Урок технологии по теме "Орнамент. Украшение одежды орнаментом". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель: закрепить знания об орнаменте, видах орнамента, умение построения орнамента; сформировать умения построения орнамента в народных костюмах.

Задачи:

  • Образовательная – познакомить учащихся с элементами русского и татарского орнамента, научить детей украшать орнаментом русский и татарский национальный костюм; 
  • Развивающая – развивать навыки работы с бумагой, ножницами, мелкую моторику рук,  воображение,  глазомер, творческие возможности, познавательный интерес к предмету;
  • Воспитательная – способствовать воспитанию  аккуратности, настойчивости в достижении   поставленной  цели, воспитывать любовь к культуре РФ и РТ, к традициям своего народа,  интернациональные чувства к наше многонациональной Родине;
  • Коммуникативная – формировать умения работы в паре, умение слушать и слышать;
  • Здоровьесберегающая – соблюдать правила работы с ножницами, клеем, выполнять комплекс 
  • физических упражнений и гимнастику для глаз.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения – КТД (класс разделён на 4 команды)

Оборудование: 4 куклы в национальных костюмах, основа, шаблоны, клей, ножницы, простой карандаш, коробочки для отходов, мультимедийное оборудование.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Актуализация знаний 

Слайд 1

– Здравствуйте, гости дорогие, ученики мастеровые, добро пожаловать в нашу мастерскую. Нужны мне помощники, народ толковый да шустрый. Только уговор у меня с вами будет такой:

Для работы нашей славной
Шум за дверью мы оставим

– Согласны?

Слайд 2

– А ещё в нашем крае говорят: «Где хотенье, там и уменье». Как вы понимаете эти слова?
– А девиз у нас какой?

Дети: Всё, что надо под рукой!

– Проверим, всё ли у нас на месте. Отгадайте загадки и заполните кроссворд.

Слайд 3

– Какое ключевое слово получилось? (Орнамент)
– Что такое орнамент? (Орнамент – повторение симметричных элементов)
– Что является главным в орнаменте – элементы или построение? (Построение, при  построении  орнамента важно соблюдать четкость построения элементов)

Индивидуальная работа

Из элементов построить орнамент.

Пластический этюд «Орнамент»

К доске учитель вызывает 4 девочки и 4 мальчика и просит детей образовать орнаментальный рисунок.
(аналогично)  4 девочки и 2 мальчика

Проверка индивидуальной работы

– Какие мотивы использованы в ваших  орнаментах?  (Геометрические и природные)

Слайд 4

На языке орнамента можно многое рассказать: где живёт человек, какие животные его окружают, какие растения растут в его местности. У каждого народа есть свои неповторимые орнаменты.
– Люди, каких национальностей проживают в нашей республике? (Мордва, Чуваши, татары, русские)

Слайд 5

Как мы можем различить людей разных национальностей?   (По одежде,  языку общения, по узору и орнаменту на костюмах)

II. Новая тема

– Что характерно для русского орнамента?

Слайд 6

Индивидуальное сообщение

Для русского народного орнамента характерна смешанность мотивов. Орнамент мог быть геометрическим, растительным, изображать животных, птиц, человеческие фигуры. Частым элементом вышивки являются крестообразные фигуры. С крестом связывалась идея процветания, удачи. Он использовался в народном творчестве в качестве оберега и символа солнца.

– А что означали условные символы  в  орнаменте?

Слайд 7

Индивидуальное сообщение

Геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и плодородие, пахотные поля.  Дивные сказочные птицы (павы) – символизировали тепло и весну. Крестики, кружки – знаки, олицетворяющие огонь и солнце. Самый древний образ – конь – символизировал приход весны и начало пахотных работ.  Женская фигура, с поднятыми вверх руками (Древняя Богиня – Макошь) обозначала единство сил неба и земли. 

Слайд 8

– Из чего состоял русский народный костюм?

Слайд 9

Индивидуальное сообщение

Женский костюм состоял из  рубахи,  сарафана и головного убора. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока . Маленькие девочки носили на лбу матерчатые
ленты. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие
только лоб и затылок.  Русский мужской костюм состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора.   Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой.

– Что характерно для татарского орнамента?

Слайд 10

Индивидуальное сообщение

Основой татарского орнамента являются цветочно-растительные мотивы, которые черпались из окружающей среды и мастерски перевоплощались в узорные композиции. Характерным являлась тема цветочного букета, символизирующая «древо жизни» или степного куста – источника благополучия, жизни. Букет состоял из нескольких стеблей, щедро усеянных элементами цветочных головок, бутонов, листьев, завитков.

– А что означали условные символы  в  орнаменте?

Слайд 11

Индивидуальное сообщение

Прямой горизонтальной линией обозначалась поверхность земли, волнистой – вода, кругами, квадратами или  ромбами изображали солнце или луну.
Многие узоры и украшенные ими предметы  считались оберегами.
Можжевельник, шиповник, рябина считались растениями счастья.
Роза – знаком красоты и любви.
Тюльпан – символ возрождения.
Астра – цветок долголетия. 
Мотив птицы или птичьего пера издревле являлся символом солнце, света.

– Из чего состоял татарский национальный  костюм?  Слайд 12, 13

Индивидуальное сообщение

В старину татарский женский костюм состоял из просторной однотонной рубахи (кульмек), часто украшенной широкими воланами или оборками, поверх которой  надевался камзолом , сшитым из парчи, атласа или  бархатной ткани и украшенным тесёмочной отделкой. В ансамбль национального костюма входили калфак, мозаичные ичиги или туфли.
Мужской костюм состоял из свободной рубахи с воротником-стойкой, украшенный вышивкой, шалваров – штанов «с широким шагом», голову прикрывала тюбетейка.

III. Физическая пауза

Орнамент встречается и в музыке, и в танце.
Сейчас мы попытаемся создать орнамент из движений вот так:

2 хлопка, 1 притоп, …
3 притопа, 1 хлопок, …
2 хлопка, 2 притопа, …

IV. Постановка проблемы. Слайд 14

Перед вами куклы в национальных костюмах (на доске). Некоторые детали костюма нужно восстановить.
– Справимся с заданием? 
– Подумайте и скажите, какой мотив использован в русском народном костюме, а какой в  татарской национальной одежде?

V. Практическая работа

– С чего начнём работу?

1. Найдем подходящий шаблон, обведем его на цветной бумаге.
2. Вырежем ножницами. Помним о ТБ!
3. Разложим элементы, т.е. найдём место каждому элементу на     основе.
4. Наклеем детали.  

– О чем всегда мы помним? Слайд 15

Правило работы с ножницами.

С ножницами не шути
Зря в руках их не крути
И держи за острый край – другу их передавай!

VI. Самостоятельная работа

VII. Рефлексия

– Доставила ли вам эта работа удовольствие, радость? 

VIII.Cюрпризный момент

Звучит волшебная музыка, из сказки. Гаснет свет. Куклы «оживают». Под русскую народную музыку входят в танце дети, одетые в русский народный костюм. Под татарскую народную музыку – дети, одетые в татарский национальный костюм.

Дети читают стихи:

 Слайд 16                                   Слайд 17                                     Слайд 18

1. Что мы Родиной зовем?        2. Что мы Родиной зовем?       3. Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,     Поле с тонким колоском,          Все, что в сердце бережем,
И березки, вдоль которых         Наши праздники и песни,         И под небом синим-синим
Рядом с мамой мы идем.           Теплый вечер за окном.            Татарстан наш и  Россию.