Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Класс: 5
Программа: технология 5 – 11 кл./ Сост.В.Д. Симоненко.
Технология: групповая
Образовательные цели:
- формировать представления о рабочей одежде и требований к ней;
- формировать умения и навыки в измерении фигуры человека;
- дать понятия о фартуке, как части национального костюма;
Развивающие цели:
- развивать пространственное представление о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки;
- развивать пространственное воображение;
- развивать глазомер у учащихся.
Воспитательные цели
- воспитывать умения работать в коллективе (группе).
Методы: беседа; объяснение; лекция; тестирование; показ трудовых приемов; проблемный; частично-поисковый; самостоятельная (практическая) работа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.
Принципы обучения: Историзм, наглядность, доступность и последовательность, связь теории с практикой обучения.
Оборудование:
- медиапроектор,
- компьютер,
- презентация
Средства обучения:
- учебники,
- раздаточный материал (таблица с мерками, карточки-задания),
- инструкционные карты (ИК),
- инструкционно-технологическая карта (ИТК),
- тесты.
Наглядные пособия: образцы фартуков; манекен; русский народный костюм.
Инструменты и приспособления: сантиметровая лента и узкая тесьма (резинка) для опоясывания талии – по 1 шт. на каждые две ученицы; рабочая тетрадь.
Словарная работа:
- конструирование – это построение чертежа выкройки изделия;
- манекен – фигура в форме человеческого туловища для примерки и показа изделий;
- мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения.
Структура урока (таблица)
Ход урока
1. Организационный момент
- приветствие;
- проверка готовности к уроку;
- проверка явки учащихся.
2. Актуализация знаний
Учитель предлагает 2-м учащимся выйти к доске и примерить фартук и головной убор. В результате примерки устанавливают, что на одной фартук сидит ладно и красиво, а на другой фартук короток и мал.
Чтобы одежда удобно и красиво облегала фигуру, надо шить ее по определенному размеру. Как определить свой размер и правильно записать обмеры? Все это и многое другое вы узнаете сегодня на уроке!
Скажите, какая у нас сегодня тема урока?
ИО№1. Учитель обобщает ответы и тема сегодняшнего урока «Фартук в национальном костюме. Правила снятия мерок с фигуры».
ИО№2.
-Дать понятия о рабочей одежде и требованиях к ней.
-Формировать умения и навыки в измерении фигуры человека.
-Развивать пространственное представление о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки.
-Дать понятия о фартуке, как части национального костюма.
-Развивать пространственное воображение.
-Научить определять положение этих линий по отношению друг к другу (снимать мерки).
-Воспитывать умения работать в коллективе (группе).
3. Изложение нового материала
А) Фартук в национальном костюме.
ИО№3. Фартук (или передник) – широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древних времен до наших дней. Названия передников отмечаются в письменности с XVII в. Начиная с эпохи средневековья, фартук становился практически постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Фартук носили кузнецы сапожники, повара…Цеховые мастера считали фартук неотъемлемой частью своей профессиональной одежды. К концу XIX века фартук становится основой русского народного костюма.
– Из какой ткани изготавливался передник?
Он шился из различных тканей домашнего и фабричного производства: льняных, хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных.
Со временем передник стал частью праздничного народного костюма. вышитым и мог иметь рукава.
– Из какой ткани изготавливался праздничный передник?
Праздничные передники шились из белой льняной, хлопчатобумажной ткани домашнего производства, богато украшались лентами, полосами цветной ткани, вышивкой красного цвета с растительной символикой и геометрическими фигурами и т. д.
Самой декоративной и богато украшенной частью женского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и украшали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины.
Б) Классификация одежды по назначению.
ИО№4. Одежда по назначению делится на: бытовую, производственную, спортивную, форменную.
ИО№5.- бытовую (повседневную, домашнюю, нарядную)
- производственную (специальная и санитарная)
- форменную (школьная, военных, стюардесс).
ИО№6. Задание на закрепление: разложить рисунки одежды по назначению и когда будите, готовы прикрепите их на доску.
В) О требованиях к одежде.
ИО№7. Чтобы одежда была модной, долго носилась, и вредила здоровью человека нужно знать требования, которые предъявляются к одежде. Приложение 1
Г) Об основных точках и линиях на фигуре человека.
ИО№8. Для правильного снятия мерок нужно знать расположение основных точек и линий на фигуре человека.
Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре человека, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из нее на берег выходит девочка….
- линия воды находится на линии шеи.
- девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин, по линии воды будет расположена линия груди.
- потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.
- на 12-14 см ниже линии талии будет располагаться линия бедер.
- на уровне середины колена проходит линия колена.
ИО№9. На фигуре человека условно устанавливаются характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводят условные линии. Линия шеи точка 4. Линия груди точка 1. Линия талии точка 2. Линия бедер точка 3. Линия колена точка 5.
ИО№10.
- выступающая точка груди.
- точка пересечения талии с позвоночником.
- выступающая точка ягодиц.
- шейная точка
- коленная точка.
ИО№11. Д) Ознакомимся с правилами снятия мерок. Приложение 2
ИО№12. Е) Знакомит с условными обозначениями мерок.
Заглавной буквой обозначается О-обхваты и С-полуобхваты, Д-длина. Маленькой буквой обозначают участок, где снимается мерка.
ИО№13. Ж) Знакомит с названием и назначением мерок, показывает, как они снимаются.
Дети читают и изучают таблицу.
4. Закрепление материала
Учитель задает вопросы устно, и дети отвечают на них:
- По какой стороне фигуры снимают мерки?
Ответ: мерки снимают по правой стороне фигуры.
- Как расшифровать Днч, Дгр, Ст, Сб?
Ответ: Днч-длина нижней части; Дгр-длина грудки; Ст-полуобхват талии; Сб-полуобхват бедер.
- Каким инструментом снимают мерки?
Ответ: мерки снимают сантиметровой лентой.
- Для чего снимают мерку Ст?
Ответ: мерку полуобхват талии снимают чтобы определить длину пояса.
- Какая мерка определяет ширину фартука?
Ответ: ширину фартука определяет мерка полуобхват бедер.
5. Практическая работа
ИО№14 Приложение 3
После заполнения таблицы учитель выставляет отметки за практическую работу.
6. Контроль полученных знаний
ИО№15. Ответь на вопросы. За каждый правильно отвеченный вопрос 1 балл.
1. Мерки снимают с ……. стороны фигуры?
2. Запиши названия мерок согласно обозначениям:
а)Дн ________ в) Сm_________
б) Дн.ч _________ г) Сб_________
3. При снятии мерок записывают полностью (не делят пополам):
а) Дн, б) Ст, в) Дн.ч, Сб.
4. Мерку Сб снимают:
а) для определения длины фартука;
б) для определения ширины изделия.
5. Мерку Ст снимают:
а) по самому узкому месту туловища;
б) по линии бедер горизонтально.
ИО№16. Проверь себя
1. правой
2. а) длина нагрудника
б) длина нижней части
в) полуобхват талии
г) полуобхват бедер
3. а,в
4. б
5. а
7. Д/З
Снять мерки с мамы и записать в тетрадь.
Мерки мамы
Дн –
Днч –
Ст –
Сб –
8. Подведение итогов урока
ИО318. Что вы нового узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Выберете подходящий вам смайлик.
Учитель обобщает ответы учеников и сообщает: сегодня на уроке вы узнали для чего нужно снимать мерки, как правильно их записывать. Узнали про ориентирные точки и линии на фигуре человека. Научились снимать мерки. Урок окончен и большое спасибо всем!!!