Цели:
- разработка проекта;
- презентация продукта коллективной деятельности;
- формирование общеучебных умений;
- развитие умения составлять план предстоящей работы;
- развитие эстетического вкуса;
- воспитание бережного отношения к инструментам и экономное расходование материалов.
Оборудование: слайдовая презентация, инструкционные карты по правилам работы с ножницами, цветные карандаши, ножницы, клей, лист ватмана, заготовка дерева и листьев.
Рассмотрим основы методики обучения учащихся проектной деятельности на различных ее этапах. Работа над проектом начинается за несколько дней до урока.
Ход урока
I. Исследовательский (подготовительный этап)
На этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Учитель ставит перед учащимися проблему, раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения.
На уроке математики при изучении свойств предметов знакомимся с радугой и ее цветами. Для более быстрого запоминания порядка цветов радуги разучиваем стишок-подсказку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
– Ребята, а что или кто такой фазан? Как вы думаете? Что вы знаете об этой птице? А как она может выглядеть? Где живет и чем питается? (выслушать все предположения детей)
А для того, чтобы узнать все точно, можно:
- Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
- Просмотреть книги и издания периодической печати
Какие мысли я могу высказать про это?
Запомни важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
- Спросить у других людей.
Запомни интересную информацию, полученную от других людей.
- Просмотреть телематериалы.
Запиши с помощью родителей то необычное, что узнал из фильмов.
- Использовать Интернет.
Запомни то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
- Понаблюдать (если есть возможность)
Запомни интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.
Ход урока
1. Организационный момент. Выбор и обоснование темы проекта.
– Ребята, совсем недавно вы пришли в школу из детского сада, где рядом с вами были ваши воспитатели. Они научили вас многому, и я, глядя на вас таких активных, любознательных, старательных, добрым словом вспоминаю их имена. А вы? Мне хочется, чтобы мы подарили вашим воспитателям необычный подарок – добрый, красивый и сделанный вашими руками. Я думаю, нам помогут прекрасные птицы – фазаны.
– Давайте сделаем в подарок этих удивительных птиц и украсим ими «Чудо-дерево»! Согласны?
Повторяем стишок-подсказку о цветах радуги. Дети делятся результатами исследования о фазане.
– Что вы узнали о фазане? Где он живет? Чем питается? А как вы думаете, почему эта птица живет в более теплых краях?
– А посмотрите, как выглядит эта птица!
Физкультминутка.
– Сейчас на минутку вы все превратитесь в прекрасных фазанов. Давайте попробуем показать, как они двигаются. Встаньте ровно, расправьте плечи. Повторяем вместе со мной, а потом сделаем то же самое под музыку.
Дети под музыку выполняют взмахи руками, имитирующие взмахи крыльев птиц: правая рука, левая рука, плечи, правая рука, левая рука, плечи, обеими руками (2 раза), затем правая, левая руки и поклон.
2. Выбор элементов композиции, материалов, инструментов, оптимальной технологии.
– Как будем делать птиц? Какие материалы выберем? (Показ эскиза)
– Какие инструменты будем использовать? Какие цвета подойдут?
– Вспомните правила безопасной работы с ножницами (инструкционная карта).
3. Составление схемы «Звездочка обдумывания».
– Давайте подумаем, что нам необходимо сделать, чтобы наша композиция была красивой, аккуратной, технологически грамотной. В этом нам поможет «Звездочка обдумывания». Посмотрите на схему. В центре обозначим изделие, которое задумали выполнить, а от него, как лучи, отходят те элементы, которые влияют на качество и дизайн нашего проекта.
– Итак, давайте рассуждать вместе.
Мы решили сделать композицию для воспитателей детского сада (1); форма – прямоугольная (2); размер 62 х 87 см (3); используем заготовки дерева и листьев(4); нам понадобится белая бумага, цветные карандаши, ножницы и клей (5); будем использовать цвета радуги (6); основные элементы композиции: дерево, птицы, листья (7); выполним декоративную рамку из цветной бумаги.
II. Технологический этап.
На этом этапе в процессе выполнения технологических операций учащиеся в совместной деятельности с учителем подбирают режим обработки материалов, осуществляют контроль над качеством деталей, корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки, соблюдают трудовую дисциплину. Особое внимание уделяется организации рабочего места и культуре труда.
4. Работа над проектом.
– Ребята, давайте познакомимся с последовательностью выполнения технологических операций и приступим к работе (слайды)
- Обводим левую руку на листе бумаги;
- Дорисовываем голову и крылья, как показано на рисунке;
- Украшаем наших птиц с помощью цветной штриховки.
5. Сборка композиции.
– Вырежи свою птицу и листочки. Приклей к ветке. Составь вместе с другими ребятами композицию «Чудо-Дерево».
На заготовленное заранее дерево (на листе ватмана) «рассаживаем» (приклеиваем) разноцветных птиц.
III. Заключительный этап.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
– Получилось ли у нас «Чудо-дерево»?
– А как вы считаете, почему у нас так замечательно все получилось? - Вы сегодня все очень старались! Кому понравилась птица?
– Если вы довольны своей работой – наклейте на дерево зеленые листочки, а если у вас что-то не получилось – желтые.
– Молодцы! Спасибо за вашу работу!
Работа над проектом завершилась тем, что композиция была подарена воспитателям и теперь она служит украшением интерьера детского сада.