Цель: обеспечить усвоение учащимися написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.
Задачи:
- подвести детей к открытию, что мягкий знак после шипящих пишется в словах женского рода, ед. числа, вывести алгоритм написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных, продолжить работу над словами с непроверяемой орфограммой;
- Развивать универсальные учебные действия: развивать умение сравнивать, анализировать, умение обобщать, делать выводы; развивать умение регулировать свою деятельность:
- Прививать интерес к русскому языку, воспитывать культуру интеллектуального труда, чувство сопереживания.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Вид урока: урок - исследование.
Оборудование: мультимедиа-проектор, ноутбук, карточки с шипящими согласными буквами: ж, ш, ч, щ, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, повернитесь к другу и внимательно рассмотрите у соседа по парте глаза. Какого они цвета?
- Для чего нужны глаза человеку? (всё замечать, запоминать, наблюдать ...)
- А теперь мне покажите свои глаза?
Какие красивые у вас глаза! Они такие лучистые и ясные. Искрятся добротой и любовью. Ваши глаза видят всё: и красоту заснеженных деревьев и синеву неба. Они видят тех, кто нуждается в вашей помощи. Сегодня на уроке русского языка мне нужна ваша помощь. Вы должны быть активными, внимательными, дружными, чтобы открыть для себя новые знания.
-Ребята, вы готовы? Тогда в путь за знаниями!
II. Актуализация знаний
1. Разгадывание ребуса
- Я предлагаю вам отгадать ребус. (Приложение слайд 2)
Исследователь.
Кого называют исследователем? (Человека, который стремится к новому, увлечённый исканиями; человека, который наблюдает, добывает что- то новое интересное).
- Сегодня на уроке вы выступите в роли исследователей. Начинаем наше исследование.
- Запишите данное слово, подчеркните орфограммы (один ученик работает у доски). Исследователь (орфограмма удвоенная согласная на стыке приставки и корня, орфограмма безударные гласные о, а, е).
Расскажите все, что вы знаете об этом слове?
- Имя существительное, так как отвечает на вопрос кто?, обозначает предмет, м.р., 2 скл., одуш., нариц., ед.ч., И.п.
- Продолжаем разгадывать ребусы и зашифрованные слова.
2. Словарная работа
Разгадать ребусы и зашифрованные слова. ( Приложение слайд 3, 4)
Картофель, корабль, учитель, ладонь, январь.
-Что общего в написании данных слов?
Это имена существительные с мягким знаком.
- Какой вопрос зададите себе?
- Что я знаю о правописании мягкого знака.
- Какую роль играет мягкий знак в написании данных слов?
- Ь знак служит для обозначения мягкости согласных букв;
А еще, какую роль может играть мягкий знак в словах?
- Может быть разделительным.
- Приведите примеры
- Выполнение грамматической функции.
Продолжаем наше исследование
Проблема, открытие нового знания.
Прочитайте слова:
- беречь
- стеречь
- испечь
- На что указывает мягкий знак в этих словах?
На неопределённую форму глагола.
- А что общего в написании слов: мяч, морж, речь, вещь?
Это имена существительные с шипящим на конце звуком.
- Назовите шипящие звуки.
- [ш], [щ], [ж], [ч].
- Какой вопрос возникает у вас, глядя на эти слова?
Почему в одних именах существительных после шипящих пишется ь знак, а в других не пишется?
- Как вы думаете, что может служить причиной разного написания?
III. Формулирование темы и цели урока.
- Сформулируйте тему урока и цель урока. Какова цель урока?
- Чему вы должны научиться на уроке?
Узнать когда пишется ь после шипящих, познакомиться с алгоритмом написания мягкого знака после шипящих на конце слова.
- Посмотрите, ещё раз на эти слова и попробуйте сформулировать правило, когда пишется ь? (Учащиеся пытаются самостоятельно сформулировать правило).
Работа по учебнику.
Сравнение темы урока и правила по учебнику.
-Подтвердились ли ваши предположения?
2. Беседа по вопросам.
- С какой новой орфограммой вы сейчас познакомились?
- Как же обнаружить в слове место этой орфограммы?
Если в слове слышится шипящие звуки [ ч ], [ж], [ ш ], [ щ ] или на конце существительного написана буква ж, ш, щ, ж. значит после неё орфограмма.
-Что является главным в выборе написания? (род имени существительного)
IV. Первичное закрепление
- Продолжаем наше исследование по учебнику.
- Выполнение упр. №173 (1 ученик у доски)
- Проверка
- Составление алгоритма.
- Ребята, как вы думаете каков порядок написания мягкого знака после шипящих? Учащиеся предлагают алгоритм написания мягкого знака после шипящих. (Приложение слад 5)
- Проверьте по этому алгоритму, пишется ли ь в именах существительных меч, горечь, нет туч.
4. Самостоятельное выполнение упр.№177 с.6
(В это время индивид, работа у доски 4 ученика)
- Обозначь имена сущ. с мягким знаком на конце после шипящих.
Полноч(ь) |
Камыш (ь) |
стаж(ь) |
борщ(ь) |
Береч (ь) |
пишеш(ь) |
дрож(ь) |
вещ(ь) |
Грач (ь) |
туш (ь) |
багаж(ь) |
плащ(ь) |
Мелоч(ь) |
рисуеш(ь) |
молодеж(ь) |
помощ(ь) |
Калач(ь) |
роскош(ь) |
рубеж(ь) |
лещ(ь) |
- Проверка (Приложение 6)
V. Физминутка
(Дети из данного класса выступают в роли героев).
В класс заходит Буратино, садится за парту. Следом входит Мальвина.
Б. -Мальвина, я выполнил упражнение.
М.- Ну, хорошо, мы проверим вместе с ребятами.
М- Ребята, давайте поиграем. Если вы услышите имя существительное ж. р., в котором должен писаться ь после шипящих, хлопните в ладоши. Если не пишется ь, то присядьте.
Мальвина читает слова: мышь, малыш, рожь, нож, врач, вещь, дочь, ландыш.
М.. - Молодцы, ребята вы справились с заданием, а вот вы Буратино очень много делаете ошибок. Вы опять не учили правило?
Буратино опустил голову, задумался.
Б. - Ну что же мне делать? Ура! Я догадался, как можно проверить слова и исправить ошибки. Сейчас я мигом исправлю все ошибки.
-Как? -спрашивает Мальвина.
У меня же есть волшебный ключик вот он мне и поможет. Ключ весит на доске с записью «Что же мне делать с ….? Буратино берет ключ и показывает детям.
Б. Что же мне делать с этой мышью? В слове пишется разделительный мягкий знак, значит, в начальной форме мышь пишем мягкий знакь. Что же мне делать с этим малышом? В слове малыш мягкий знак не пишется, значит, мягкий знак в начальной форме после шипящего не пишем.
М. Ну, молодец, Буратино!
- Ребята, а каком новом способе проверки написания мягкого знака имени существительного после шипящих на конце вы узнали? Исправьте ошибки данным способом.
Ребята исправляют, проговаривая устно вслух.
VI. Итог урока
Самостоятельная работа.
Тест «Выбор правильного ответа по данной теме». Ученики, выбравшие буквы с правильным ответом записывают в строчку.
1. В слове пальто ь служит:
м) для обозначения мягкости согласного звука.
б) является разделительным.
2. Слово увлечь:
а) имя сущ. ж.р, поэтому ь знак пишется;
о) глагол неопр. формы, поэтому ь знак пишем;
3. В слове дичь
л) пишем ь, т.к. сущ. ж.р.
б) пишем ь, т.к. сущ м. р.
4. Слово шалаш
а) сущ ж.р. ь не пишем конце слова после шипящего;
о) сущ. м.р. ь не пишем на конце слова после шипящего;
5. После шипящих на конце слова у имен существительных;
д) ж.р. пишется ь
б) м.р. пишется ь
6. Слово пейзаж - имя существительное
а) 3 скл., ж.р., значит ь пишется;
ц) 2 скл. м. р., значит ь не пишется;
7. Что является главным в выборе написания ь имён сущ. после шипящих на конце слова:
ы) род имени существительных;
в) склонение имени существительных.
Если вы правильно ответили на вопросы, соединив буквы, у вас получится слово. Какое, прочитайте. Молодцы! Вы настоящие исследователи!
Самооценка деятельности учащихся
Проанализируйте свою работу на уроке.
- Если вы всё поняли на уроке, то нарисуйте человечка на 3 лесенке, не совсем понял на 2, ничего не понял на 1 лесенке.
- Что удалось? Какие открытия сделали?
- Какое значение имеют полученные знания?