Учебно-исследовательская деятельность в преподавании иностранных языков

Разделы: Иностранные языки


(Слайд№2) Одним из приоритетных направлений ФГОС второго поколения является освоение учащимися учебно-исследовательской деятельности и одной из его форм – учебного проекта. Для ученика учебный проект – это деятельность, которая позволяет максимально раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет формировать УУД и все компетенции современного школьника.

(Слайд№3) Все учителя нашего МО без исключения уделяют большое внимание учебно-исследовательской деятельности школьника на всех этапах его обучения в школе. Форма этой деятельности, которую мы выбрали для себя,- учебный проект.

Из всего разнообразия существующих типов проектов МО учителей иностранных языков нашей школы выбрало работу с учебными исследовательскими проектами. Чтобы такой проект не превратился в работу реферативного или информационного характера, прежде всего, необходимо наличие проблемной темы проекта, ее грамотная формулировка, корректная постановка цели и задач, предусматривающих обязательное осуществление авторами исследования.

Следует подчеркнуть, что проблема проекта должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения, и тогда процесс работы над проектом продвигается успешнее.

(Слайд№4) Среди методов, используемых в наших исследованиях, можно назвать следующие:

  • сравнительно- исторический анализ с составлением сравнительных таблиц;
  • историко-этимологический анализ;
  • сопоставительный метод;
  • метод классификаций;
  • анкетирование с последующей обработкой полученных данных и др.

(Слайд№5) Надо отметить, что целью учебного исследовательского проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы. Проектным продуктом в наших работах являются: папка с письменным отчетом (обязательно), слайдовая презентация, разнообразные модели в зависимости от темы проекта, газеты, плакаты, литературные переводы, викторины, глоссарии и др.

(Слайд№6) Еще одно отличие учебно-исследовательской деятельности – предварительное планирование работы.

Мы начинаем нашу работу над проектами следующего учебного года еще в мае предыдущего с привлечением ребят и выбора темы. Мы стараемся не предлагать ребятам готовых тем проектных работ. Мы предлагаем какую-либо проблему в самых общих чертах, тем самым давая ребятам возможность обсудить ее и домыслить, возможно, переформулировать или даже самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно поработать в следующем году.

Следующий этап - это составление нашими учителями образовательной программы и урочно-тематического планирования проектной деятельности. В программе описываются актуальность, цель, задачи, теоретическая база, результативность и информационные источники для выполнения учебного исследовательского проекта. Составление этих программ идет с учетом:

  • темы и проблемы проекта;
  • возрастных и индивидуальных особенностей;
  • опыта и интересов учащихся;
  • доступностью и посильностью информации;
  • возможностью использовать самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся;
  • использования исследовательских методов.

(Слайд№7) Далее наша работа продолжается в сентябре месяце и включает в себя следующие этапы работы над проектом.

1. Подготовительный (целеполагание и планирование своей проектной деятельности учащимися):

  • уточнение темы, определение цели и задач;
  • формирование микрогрупп и распределение заданий для каждой из них, сроков выполнения;
  • определение способов отчетности и т. д.

(Слайд№8) 2. Поисковый (начало реализации учащимися своего плана):

  • сбор информации, ее обработка и анализ, составление литературного обзора;
  • компьютерная обработка 1 главы проектной папки (письменного отчета) с обязательным формулирование выводов по 1 главе.

(Слайд№9) 3. Деятельностный (продолжение реализации учащимися своего плана):

  • исследовательская деятельность учащихся, включающая проведение анкетирования, сравнительно- исторического анализа, сопоставительного анализа, составления словарей, викторин и т.д.
  • компьютерная обработка 2 главы проектной папки (письменного отчета) с обязательным формулирование выводов по 2 главе.

(Слайд№10) 4. Заключительный (презентация проекта и рефлексия):

    • создание слайдовой презентации и других продуктов проекта;
    • обсуждение практического применения продуктов проекта;
    • защита проекта;
    • использование продуктов проекта;
    • самооценка и рефлексия;
    • подведение итогов.

Проектная деятельность в равной степени вовлекает в свою орбиту и ученика, и учителя. Однако, надо помнить, что в этой связи возникают две крайности: с одной стороны, полностью предоставить учащегося самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя– лишая, таким образом, ребенка инициативы в работе.

Учащиеся начальной школы и пяти- и шестиклассники нуждаются в значительной обучающей и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы над проектами. У ребят этого возраста только начинают формироваться УУД (универсальные учебные действия), которые необходимы для проектной деятельности. А значит, значительный объем работы над проектом учителю придется осуществлять вместе с ребенком, постоянно поддерживая и вдохновляя его. Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что бы организовать работу так, чтобы ученик чувствовал, не смотря на помощь учителя, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов.

Итак, в начальной школе и в 5-6 классах учебные проекты выполняются группой учащихся, часто целым классом, где каждый ученик вносит посильный вклад в общую работу, а тематика и лексическое наполнение проектов не выходят за рамки УМК.

Семи- и восьмиклассники вполне могут самостоятельно сформулировать проблему и цель проекта – их знаний и школьного опыта для этого достаточно. Самой большой проблемой учащихся этого возраста является мотив к деятельности. Подростки быстро теряют интерес, особенно если работа кажется рутинной, а результат не вдохновляет. Следует еще раз подчеркнуть, что проблема проекта должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. В целом при дозированной помощи, контроле и вдохновляющем примере семи- и восьмиклассники успешно справляются даже с большими, сложными проектами.

Девяти- и десятиклассники имеют все объективные и субъективные возможности для того, чтобы полностью самостоятельно работать на всех этапах проекта. Это, однако, не означает, что учитель может отстраниться от работы. Его помощь нужна для промежуточной оценки и контроля хода работы, для обсуждения различных гипотез, версий и идей и так далее.

(Слайд№11) Как и когда подводятся итоги учебно-исследовательской деятельности учащихся в нашей школе?

1. Закономерным итоговым этапом организации учебно-исследовательской деятельности учащихся 10 классов в нашей школе является выполнение обязательного для каждого ученика учебного исследовательского проекта как одной из форм переводного экзамена. Публичная защита проектов десятиклассников проходит обычно в мае месяце с привлечением независимых экспертов. Хочется отметить, что проект на иностранном языке не всегда выбирают те ребята, которые связывают свое будущее с лингвистикой.

2. Итоги учебно-исследовательской деятельности прошедшего учебного года для учащихся начальной и средней школ подводятся на традиционной ежегодной школьной конференции в конце апреля. В одну из суббот апреля наша школа превращается в большую площадку по защите выполненных в этом учебном году проектов учащихся. У нас работает нескольких секций, включая секцию иностранных языков. Все ученики нашей школы принимают активное участие в этой конференции: кто в качестве выступающих, а кто в качестве зрителей, выбрав посещение секции по своим интересам. Хочется подчеркнуть, что такое мероприятие вызывает живой интерес у всех ребят, давая не только возможность узнать много интересного и необычного, но это еще стимул, чтобы принять решение об участии в учебно-исследовательской деятельности в следующем году.

(Слайд№12) В этом году исполняется 5 лет существованию учебно-исследовательской деятельности на иностранных языках в нашей школе. Среди проектов уже выполненных нашими ребятами можно назвать следующие:

(Слайд№13) 1. Междисциплинарные проекты. При подготовке такого проекта содержание, относящееся к той или иной области знаний или учебной дисциплине, излагается на иностранном языке. Такой проект развивает речевую и языковую компетенции ученика; позволяет интегрировать учебные дисциплины; учит работать с аутентичными текстами.

  • «Об экологических проблемах района Лианозово на английском языке»;
  • «Исследование гипотезы существования НЛО»
  • «Спорт в нашей жизни»;
  • «Фаст фуд: есть или не есть»;
  • «Зоопарк как природоохранная среда»;
  • «Электронные книги: за и против» и др.

(Слайд№14) 2. Страноведческие проекты. В этих проектах рассматриваются проблемы истории, культуры и традиций стран изучаемого языка. Данный тип проекта является самым популярным среди ребят; развивает лингвосоциокультурную компетенцию школьника; позволяет выполнять яркие, красочные работы; представляет широкие возможности для формулировки проблемы исследования. Этот тип проекта тоже выполняется на иностранном языке, который в данном случае также является средством изложения материала.

  • “Two great capitals: Moscow and London”;
  • “Two unique cities: St. Petersburg and Washington”;
  • “Britain castles: the past and the present”;
  • “The system of education in Russia and Great Britain”;
  • “The history of chocolate in Great Britain and Russia”;
  • “Tea traditions in Great Britain and Russia”;
  • “National houses around the world” и др.

(Слайд№15) 3 . Лингвистические проекты. Эти проекты исследуют языковые и речевые явления как в рамках одного языка, так и в сопоставительном плане, включая исследование различных феноменов взаимодействия языков и культур. Выполнение этих проектов требует высокого уровня владения иностранным языком, умение работать со словарно- справочной литературой, а следовательно, выполняется школьниками старших классов. В лингвистических проектах иностранный язык выступает в качестве материала исследования, а сам же проект выполняется на русском языке с вкраплениями иностранного языка.

  • «Пословицы и поговорки – элемент культуры народа»;
  • «Английский вокруг нас» (посвящен английским заимствованиям в русском языке);
  • «Этимология английских слов»;
  • «Влияние английского языка на молодежный сленг».

Накопив достаточно опыта в выполнении проектов на английском языке, в прошлом году мы с ребятами приняли решение начать участвовать в окружных и городских конкурсах и фестивалях школьных проектов на иностранном языке. Наши первые шаги в этом направлении оказались достаточно успешными.

(Слайд№16) Наши планы на будущее:

  • Продолжить и расширить участие в окружных и городских конкурсах и фестивалях школьных проектов на иностранном языке.
  • Освоить работу с билингвальными проектами- проектами на английском и французском языках с учащимися 8-10 гимназических классов.
  • Начать работу с долгосрочными проектами.

Библиография

  1. Методическое письмо «О преподавании иностранных языков в общеобразовательных учреждения г. Москвы» МИОО.-М., 2006.
  2. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждения г. Москвы. Правительство г. Москвы. Департамент образования г. Москвы от 23.11.2003 №2-34-20.
  3. Полат Е.С.Как рождается проект. -М., 1995.
  4. Полат Е.С.Метод проектов на уроках иностранного языка.// Иностранные языки в школе. -2000.-№2,3.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.//Народное образование.-1998.
  6. Махмурян К.С., Корникова Г.А., Белоножкина Е.Г. и др. Преподавание иностранных языков в общеобразовательных учреждения г. Москвы в условиях введения ФГОС второго поколения: Методическое пособие. М., ПринтСкрин, 2011.
  7. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?- М., Первое сентября, 2011.
  8. Гулиянц А.Б., Гулиянц С.Б., Дмитриева Е.И., Зотова Е.М. и др. Практическое руководство по проектной и исследовательской деятельности школьников в области иностранного языка: Учебно-методическое пособие. -М., АПКиППРО, 2011.

Интернет-ресурсы

  1. www.ioso/ru/distant - Проекты.
  2. www.vernadsky.dnttm.ru – Сайт Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.
  3. www.issl.dnttm.ru –Сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
  4. www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров, конкурсов.

Презентация.