На данном уроке учитель использует приемы характерные для технологии критического мышления.
- Прием «Знаю, хочу узнать, узнал» (ЗХУ):
Учащиеся чертят в тетради таблицу в которой три графы: 1 – знаю; 2 – хочу знать; 3 – узнал. Таблица заполняется в ходе урока. В начале урока в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали. - Прием « Чтение с информационного листа»:
Текст для самостоятельной работы учащихся учитель составляет сам и подбирает его из дополнительной литературы (можно использовать текст учебника). - Прием «Синквейн»:
Синквейн – эффективный и мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Он способствует развитию критического мышления у учащихся, детям нравится эта работа.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Задачи:
- Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов;
- Показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека.
Оборудование: таблица и гербарий, информационные листы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учеников и создание доброжелательной рабочей атмосферы.
II. Проверка домашнего задания.
Послушать сообщения учеников по теме «Грибы».
III. Изучение новой темы.
(вызов) – настройка учащихся на достижение целей урока.
На основе ответов учащиеся на доске заполняют таблицу – графу (знаю).
Таблица «Знаю, хочу узнать, узнал» (ЗХУ):
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
В начале урока в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую – формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ , в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
Предлагаю учащимся обсудить вопросы и ответы на них: чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать.
Продолжаем заполнять таблицу на доске, графу (хочу знать). Учащиеся делают записи в тетрадях.
Составление схемы-кластера:
Работа с информационными листами. Текст для самостоятельной работы учащихся учитель составляет сам или подбирает его из дополнительной литературы.
Использование таблиц и гербария.
Физкультминутка для глаз.
Обсуждение полученной информации в парах.
Заполнение таблицы на доске, графа (что узнал).
Работа учащихся в тетрадях.
Продолжение составления кластера.
Домашнее задание: 3 уровня
- изучить материал учебника.
- оформить схему.
- подготовить сообщение.
IV. Закрепление.
В качестве рефлексии ребята составляют синквейн на тему «Лишайники».
Проверка выполнения задания.
Выставление оценок за урок.
Синквейн – это стихотворение, которое требует изложения большого объема учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определенному поводу.
Например:
1-я строка – название синквейна – лишайник
2-я строка – два прилагательных – косматые, розовые
3-я строка – три глагола – растут, размножаются, поселяются
4-я строка – фраза на тему синквейна – лишайники – первопроходцы
5-я строка – существительное – организм
Информационный текст.
Лишайники
Лишайников насчитывают около 26 тысяч видов. Они разнообразны по внешнему виду и окраске. Лишайники бывают кустистые, листоватые и накипные.
Кустистые лишайники розовой, серой, белой окраски встречаются в сосновых борах. Они хрустят под ногами в сухую погоду. Интересен лишайник-бородач, спускающий свои косматые бороды с ветвей елей длинной больше 50 см. В тундре распространен «олений мох» – кустистый лишайник-ягель. На камнях поселяются накипные лишайники, похожие на застывшую пену толщиной до 5 мм, листоватые лишайники в виде пластинок встречаются на камнях и коре деревьев, разрастающихся в диаметре до 20 см. Эти организмы неприхотливы. Так как впитывают влагу всей поверхностью, то поселяются они в бесплодных местах (пустынях, на крышах домов, камнях и даже на стекле). В жару легко высыхают, но после дождя оживают вновь. Растут лишайники медленно, на 1-3 мм за год. Продолжительность жизни 50-100 лет.
Тело лишайника – слоевище – состоит из гриба и водоросли, живущих в симбиозе как один организм. Между нитями грибницы гриба находятся клетки одноклеточных или сине-зелёных водорослей. Нити гриба поглощают воду и минеральные вещества, растворенные в ней, а водоросли образуют органические вещества. Водоросль, отделённая от гриба, может существовать самостоятельно, а гриб без водоросли жить не может. Размножаются лишайники кусочками слоевища, а также группами клеток гриба и водоросли, образующимися внутри его тела и под давлением выбрасывающимися из него.
Лишайники в природе играют роль первопроходцев, так как поселяются в самых бесплодных местах. Выделяя кислоты, медленно разрушают горные породы. Отмирая, образуют почву, на которой селятся растения. В тундре лишайники – основной корм оленей зимой. Из некоторых лишайников получают краску, многие виды используются в медицине и парфюмерной промышленности. Лишайники чувствительны к загрязнению воздуха и служат индикатором загрязненности. В крупных городах, вблизи заводов и фабрик, большинство из них погибают. Первыми исчезают кустистые формы, затем лиственные.