Цели:
- объяснить признаки глагола как части речи, научить выделять в тексте глаголы, отличать от других частей речи;
- рассказать о существовании обязанностей для каждого члена семьи;
- развитие навыков ответственного поведения в семье, творческой активности, развитие речи.
Оборудование: картинки для словарной работы, таблица «Глагол», сюжетные картинки.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Дыхательная гимнастика.
Исходное положение: голова опущена вперед, мышцы спины расслаблены, глаза зажмурены.
- Сделать спокойный вдох через нос, запрокидывая голову, посмотреть вверх широко открытыми глазами, свести лопатки, напрягая мышцы спины.
- Спокойный выдох.
2. Разминка для пальцев рук.
- Мой Мизинчик, где ты был?
- С Безымянным в лес ходил,
А со Средним щи варил,
С Указательным кашу ел,
А с Большим я песни пел.
А теперь пришла пора –
На работу нам пора.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы писать.
II. Каллиграфическая минутка.
- Напишите: жи ши ча ща чу щу
Повторение правил написания этих буквосочетаний.
III. Словарная работа.
«Картинный диктант»,
- Запишите слова:
Мать, отец, дочь, сын, семья, учитель.
- Найдите и подчеркните орфограммы.
- Придумайте предложение со словом «семья».
- Найдите грамматическую основу предложения.
- На какие вопросы отвечают главные члены предложения?
- Какой частью речи является подлежащее?
- А сказуемое?
IV. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы познакомимся с новой для вас частью речи, которая называется «глагол». Вы должны научиться отличать глагол от других частей речи.
А также мы поговорим об обязанностях в семье.
V. Работа над новым материалом.
1. Беседа. Работа по сюжетной картине.
- Ребята, как вы думаете, что обозначает глагол?
- Давайте посмотрим на картину.
- Что делает мама?
- Что делает папа?
- Что делает мальчик?
- Что делает девочка?
- Они все совершают какое-то действие. А какие действия совершаете вы и члены вашей семьи?
Ответы учащихся.
- Все эти слова, которые обозначают действие, называются глаголами.
2. Работа по таблице «Глагол».
- Какое действие совершают герои?
- Как называется часть речи?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Что он обозначает?
3. Работа в парах.
- Запишите в тетрадь предложения о том, что делают члены вашей семьи.
- 1 ряд – о маме.
- 2 ряд – о папе.
- 3 ряд – о себе.
Проверка выполнения.
- Найдите и подчеркните в предложениях глаголы.
Вывод.
- Что такое глагол?
- Что он обозначает?
- Как в вашей семье распределяются обязанности?
VI. Физкультминутка.
VII. Закрепление изученного.
Работа с текстом.
- Прочитайте текст.
Наша семья работает в огороде. Папа и Петя сажают картошку. Мама и Даша поливают цветы. Мы работаем дружно.
- Это текст? Почему?
- Придумайте заголовок.
- Давайте найдем глаголы и запишем их в тетрадь?
Вывод: когда люди распределяют обязанности, они проявляют заботу друг о друге. Это дружная семья.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Что такое глагол?
- Нужно ли распределять обязанности в семье?
- Чему нас научил сегодняшний урок?