Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика – это существенное расширение возможностей самостоятельной работы – заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя – это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно – в режиме дискуссии, а не монолога. Активное внедрение и использование ЭОР нового поколения в образовательной деятельности в значительной мере повысит качество школьного образовательного процесса; заинтересованность обучающихся, а значит – повышение их успеваемости; поднимет уровень профессионализма учителя.
Класс: 8.
Тема и номер урока в теме: Тема 2 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации», 7 урок.
Базовый учебник: Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ»
Цель: изучение учащимися основных понятий темы, формирование практических навыков.
Задачи:
обучающие
- Познакомить учащихся с термином «компьютерный вирус», их видами, причинами распространения, видами антивирусных программ;
- Изучить методы защиты информации;
- Закрепить знания учащихся об антивирусных программах и способах их использования на практике.
развивающие
- Развить познавательные умения, умения пользоваться интерфейсом и инструментами антивирусной программы Касперского, творчески применять полученные знания;
- Оценивать результаты выполненных действий.
воспитательные
- Воспитывать внимание, аккуратность, бережливое отношение к компьютерной технике и программному обеспечению;
- Воспитывать умение рационально распределять время при выполнении самостоятельных работ;
- Воспитывать информационную культуру и компьютерную грамотность, вызвать интерес к данной теме.
Тип урока: комбинированный, урок – введение нового материала с использованием ЭОР НП и самостоятельной деятельности учащихся.
Формы работы учащихся фронтальная работа, практическая работа, компьютерное тестирование, самостоятельная работа.
Дидактические средства и материалы:
Методы: иллюстративно-словесный, практический, частично-поисковый, работа с компьютерным тестом.
Дидактические средства: Учебник, тетрадь, презентация к уроку (Приложение 3).
Необходимое техническое оборудование проектор, компьютеры, локальная сеть; ПО: Windows XP, Office 2003, Internet, Antivirus Kaspersky, Macromedia Flash версии от 8.0, OMS-player версии от 2.0.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка явки учащихся и их готовности к занятию.
Объявление темы урока.
Слово учителя. Сегодня на уроке мы остановимся на методах защиты от преднамеренной потери или искажения информации.
Вы должны знать, что обязательным условие успешной деятельности является безопасность информации! (слайд 1)
Сегодня на уроке будет изучено: (слайд 2)
- Что такое компьютерные вирусы.
- Стадии развития вирусов.
- Типы компьютерных вирусов.
- Программы борьбы с компьютерными вирусами.
- Методы защиты от компьютерных вирусов
- Лечение и удаление вирусов.
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала
1. Актуализация опорных знаний
Слово учителя: С проникновением компьютеров в различные сферы жизни возникла принципиально новая отрасль – информационная индустрия. Человечество создало информационную цивилизацию, в которой от успешной работы средств обработки информации зависит само благополучие и даже выживание человечества в его нынешнем качестве.
Информация приобрела стоимость, которую во многих случаях даже невозможно подсчитать. Доступ к определенным данным позволяет контролировать значительные материальные и финансовые ценности.
Субъектами информационных процессов теперь являются не только люди, но и созданные ими автоматизированные системы, действующие по заложенной в них программе.
Вопрос учителя:
- Что такое вирус?
- Что понимают под защитой информации?
2. Этап изучения нового материала
Слова учителя: Просто говоря вирус – это болезнь, с этим словом встречаемся в медицине в информационном мире – это – это целенаправленно созданная программа, автоматически приписывающая себя к другим программным продуктам, изменяющая или уничтожающая их. (слайд 3)
Первая «эпидемия» компьютерного вируса произошла в 1986 году, когда вирус по имени Brain (англ. «мозг») заражал дискеты персональных компьютеров.
В настоящее время известно более 50 тысяч вирусов, заражающих компьютеры и распространяющихся по компьютерным сетям. (слайд 4)
Дальнейшее объяснение нового материала проводится с использованием ЭОР, демонстрируется информационный модуль «Компьютерные вирусы и антивирусные программы»
(fcior.edu.ru/card/28675/kompyuternye-virusy-i-antivirusnye-programmy.html)
Интересный факт (Презентация слайд 5) (справочный материал для развития интереса данного материала).
Россия вышла в мировые лидеры по распространению компьютерных вирусов. Аналитики PC Tools уверяют, что по масштабам распространения компьютерных вирусов, вредоносного и шпионского программного обеспечения Россия давно опередила таких "гигантов" в этой области, как Китай и США. По оценкам аналитиков PC Tools – американского производителя средств защиты от нежелательного ПО – на долю РФ приходится 27,89% вредоносных программ в мире,
- Китая – 26,52%,
- США – 9,98%.
III. Этап усвоения новых знаний
Лабораторный практикум (Презентация слайд 6-7)
Цель: Научиться обнаруживать и удалять вирусы на съёмных носителях.
Задание:
- Установить флеш носитель в USB разъём системного блока.
- Открыть программу Антивирус Касперского.
- Выполнить поиск вирусов на флеш носители.
Правила ТБ.
Подводится итог практикума, называются основные ошибки при работе с программой.
Презентация слайд (8): Косвенные признаки (устно + выдается буклет в тетрадь) (Приложение 1)
- резко, без особой причины возросло число файлов.
- уменьшение объема оперативной памяти.
- уменьшение быстродействия программы.
- увеличение времени обращения к винчестеру.
- загорание индикаторной лампочки дисковода при отсутствия обращения к нему.
- частое зависание операционной системы.
- увеличение размера программных файлов исчезновение файлов и целых программ.
Правила защиты от компьютерных вирусов (Презентация слайд 9) (Приложение 2)
- Регулярно тестируйте компьютер на наличие вирусов с помощью антивирусных программ
- Перед считыванием информации со съёмных носителях проверяйте их на наличие вирусов
- Делайте архивные копии ценной для вас информации
- Не используйте программы, поведение которых непонятно
- Регулярно обновляйте антивирусные программы
IV. Этап закрепления знаний
Компьютерный тест «Компьютерные вирусы и антивирусные программы» с использованием ЭОР
(www.fcior.edu.ru/card/28653/kompyuternye-virusy-i-antivirusnye-programmy.html)
V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
Подведение итога урока. Учащимся объясняется их «+» и «–» при работе на уроке, основные ошибки при работе за ПК.
Выставление оценок.
Домашние задание. С помощью сети Интернет выяснить, что такое программы-иммунизаторы, программы-фильтры. Учебник §2.7.
«Спасибо за урок!»
Перечень используемых на данном уроке ЭОР – Приложение 4.