«Знания без применения – тучи без дождя»
Таджикская пословица
Цели занятия:
- Изучить понятие модель и её виды, научить отличать модель от реального объекта.
- Развивать информационную культуру, умение сравнивать и анализировать.
- Прививать интерес к предмету через использование Лего-конструктора.
Оборудование: мультимедиа проектор, 2 конструктора Лего-RZX; столы в классной комнате стоят так, чтобы возможно было работать группами.
Используемые материалы: презентация «Модель объекта», видеоролик, карточки с буквами И, М (Приложение 1), листы бумаги А4
Термины: модель, информационная модель, материальная модель, виртуальная модель, мировоззрение.
Общая характеристика урока:
- Рекомендуемая форма организации – эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся, фронтальная работа(решение информационных задач в рабочей тетради);
- Рекомендуемый тип урока – комбинированный( обобщающий с выходом на получение новых знаний);
- Стратегия рассмотрение новых понятий с выходом на практическое использование в среде Robolab
ХОД УРОКА
Учитель | Ученик |
||||
1. Организационный момент | |||||
– Ребята, эпиграфом к сегодняшнему
уроку я выбрала строки таджикской пословицы: «Знания без применения – тучи без дождя», (слайд 2) Как вы понимаете эти строки? – На сегодняшнем уроке мы не только познакомимся с понятиями: модель, информационная модель, материальная модель, виртуальная модель, мировоззрение, (слайд 3)но и своими руками создадим модели: автомобиля и мельницы. А поможет нам в этом конструктор Лего-RZX, что это такое и каким образом он работает нам предстоит узнать. |
Дети отвечают |
||||
2. Изучение новой темы | |||||
Цель этапа: Научить четко, различать виды моделей, и выделять существенные свойства объекта для полного осознания принципа создания модели. |
|||||
– Сегодня мы начинаем изучение
новой главы, которая называется: «Модель и
моделирование». При изучении данной главы мы не только теоретически узнаем, что такое модель и какими они бывают, но и сами сможем создавать их. – Давайте просмотрим видеоролик, а затем, вы ответите, что вы увидели, на кого похожи увиденные объекты? Просмотр видеоролика (слайд 4) – Что увидели, понравилось или нет? – На кого
похож робот? (Слайд 5) |
Дети слушают Дети смотрят перечисляют художественную составляющую ролика человека, Буратино голова, руки, ноги, двигается как человек) существенные признаки |
||||
Понятие Модель, примеры( слайд 7 ) | Дети слушают | ||||
– Какие еще примеры моделей вы встречали в жизни | Дети отвечают: игрушки, глобус, скелет и т.д. | ||||
Понятие Информационная модель, примеры (слайд 11) | Дети слушают | ||||
– Скажите ребята Роботино – это какая модель? | Дети отвечают: материальная, потому что… | ||||
Понятие материальная модель, примеры (слайд 9) | Дети слушают | ||||
Задание: двум детям у доски, остальные на листах: нарисовать модель компьютера на доске. Цель, показать на данном примере, то что одна и та же модель в сознание каждого выглядит по разному, объяснить что зависит это от мировоззрения. (Слайд 11) | |||||
– А подробно о том, что такое мировоззрение и от чего оно зависит, мы прочтем в разделе дополнительного чтения. (учебник стр. 211). После чего каждый из вас скажет от чего, или кого зависит ваше мировоззрение. | Дети слушают, читают | ||||
3. Закрепление, работа с тетрадью | |||||
Цель этапа: развивать навыки выделения существенных признаков объекта, для дальнейшего создания модели, и четко различать виды моделей. | |||||
Упражнение № 2 стр. 3 (Приложение
2) (При выполнении данного упражнения необходимо проговорить не только само определение Модели, но и коснуться целей создания моделей.) |
Дети выполняют | ||||
– Поменяйтесь тетрадями с
соседом, и проверьте упражнение (слайд 13) – Поднимите руки у кого правильно, поставьте плюс в тетрадь. |
Дети проверяют | ||||
Упражнение №3 стр. 4 (Приложение
2) (При выполнении данного упражнения важно чтобы дети не только четко различали графическую модель от текстовой, но и особо подчеркнуть , что это информационные модели.) |
Дети выполняют | ||||
– Проверяем, (слайд 14) – Поднимите руки у кого правильно, поставьте плюс в тетрадь. |
Дети проверяют | ||||
Упражнение №7 стр. 7 (Приложение
2) (При выполнении данного упражнения дети должны правильно выделять существенные свойства объекта, для того чтобы в дальнейшем правильно формулировать цели создания модели.) |
Дети выполняют | ||||
– Проверяем, (слайд 15) – Поднимите руки у кого правильно, поставьте плюс в тетрадь. |
Дети проверяют | ||||
– У кого три плюса ставят в тетрадь 5, есть такие, поднимите руки. У кого два плюса ставят 4, один плюс – 3. | Дети оценивают | ||||
4. Практическая часть | |||||
5. Инструктаж по ТБ | |||||
Цель этапа: Познакомить с конструктором Лего-RZX, для лучшего усваивания материала, а также для дальнейшего развития Лего-движения. На этом этапе не нужно давать детям инструкционные листы сборки модели. | |||||
– Для того чтобы самостоятельно
создать: героя нашего урока Роботино, либо
какую-нибудь ещё модель, нам поможет конструктор
Лего. Давайте внимательно рассмотрим его, и вы
увидите, что он отличается от обычного
конструктора Лего – Перечисляю основные составляющие: кубики, пластины, колеса, микрокомпьютер, Устройство подключения к компьютеру для заливки программы. (Слайд 16) – Каким образом заставить модель двигаться мы рассмотрим на следующем уроке, а сегодня мы с вами будем создавать материальные модели: первая группа создает автомобиль, вторая – мельницу. (Слайд 17) |
Дети слушают
|
||||
6. Итоги. Выставление оценок | |||||
– С какими новыми понятиями мы
сегодня познакомились? (Слайд 18) – Задание, я показываю модель, а вы поднимаете одну из карточек, в соответствии с тем, к какому виду моделей относится показываемая модель.(по слайд) – А возможно перевести информационную модель в материальную и наоборот? Каким образом, приведите примеры – Скажите, помог нам конструктор сегодня перевести виртуальную модель в материальную? |
Дети отвечают Работа с раздаточным материалом. Дети отвечают Дети отвечают |
||||
7. Домашнее задание, разбор | |||||
§13, стр. 211(дополнительное чтение)
учебник Рабочая тетрадь стр. 5 упр. 3; стр. 7 упр. 8 (слайд 19) |