Урок информатики по теме "Модель объекта"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


«Знания  без применения – тучи без дождя»

Таджикская пословица

Цели занятия:

  • Изучить понятие модель и её виды, научить отличать модель от реального объекта.
  • Развивать информационную культуру, умение сравнивать и анализировать.
  • Прививать интерес к предмету через использование Лего-конструктора.

Оборудование: мультимедиа проектор, 2 конструктора  Лего-RZX; столы в классной комнате стоят так, чтобы возможно было работать группами.

Используемые материалы: презентация «Модель объекта», видеоролик, карточки с буквами И, М (Приложение 1), листы бумаги А4

Термины: модель, информационная модель, материальная модель, виртуальная модель, мировоззрение.

Общая характеристика урока:

  • Рекомендуемая форма организации – эвристическая беседа с опорой на эмпирические знания и опыт учащихся, фронтальная работа(решение информационных задач в рабочей тетради);
  • Рекомендуемый тип урока – комбинированный( обобщающий с выходом на получение новых знаний);
  • Стратегия рассмотрение новых понятий с выходом на практическое использование в  среде Robolab

ХОД УРОКА

Учитель

Ученик

1. Организационный момент
– Ребята, эпиграфом к сегодняшнему уроку
я выбрала строки таджикской пословицы:
«Знания  без применения – тучи без дождя», (слайд 2) Как вы понимаете эти строки?
– На сегодняшнем уроке мы не только познакомимся с понятиями: модель, информационная модель, материальная модель, виртуальная модель, мировоззрение, (слайд 3)но и своими руками создадим модели: автомобиля и мельницы. А поможет нам в этом конструктор Лего-RZX, что это такое и каким образом он работает нам предстоит узнать.
 

Дети отвечают

2. Изучение новой темы
Цель этапа:
Научить четко, различать виды моделей, и выделять существенные свойства объекта для полного осознания принципа создания модели.
– Сегодня мы начинаем изучение новой главы, которая называется: «Модель и моделирование».
При изучении данной главы мы не только теоретически узнаем, что такое модель и какими они бывают, но и сами  сможем создавать их.
– Давайте просмотрим видеоролик, а затем, вы ответите, что вы увидели, на кого похожи увиденные  объекты?
Просмотр видеоролика (слайд 4)
– Что увидели, понравилось или нет?

– На кого похож робот?  (Слайд 5)
– По каким признакам поняли?
– Как называется совокупность признаков, перечислив которые мы понимаем, что это за объект

Дети слушают

Дети смотрят

перечисляют художественную составляющую ролика
человека, Буратино
голова,  руки,  ноги,  двигается как человек)
существенные признаки
Понятие Модель, примеры( слайд 7 ) Дети слушают
–  Какие еще примеры моделей вы встречали в жизни Дети отвечают: игрушки, глобус, скелет и т.д.
Понятие Информационная модель, примеры (слайд 11) Дети слушают
– Скажите ребята  Роботино – это какая модель? Дети отвечают: материальная, потому что…
Понятие материальная модель, примеры (слайд 9) Дети слушают
Задание: двум детям у доски, остальные на листах: нарисовать  модель компьютера на доске. Цель, показать на данном примере, то что одна и та же модель в сознание каждого выглядит по разному, объяснить что зависит это от мировоззрения. (Слайд 11)
– А подробно о том,  что такое мировоззрение и от чего оно зависит, мы  прочтем  в разделе дополнительного чтения. (учебник стр. 211). После чего каждый из вас скажет от чего, или кого зависит ваше мировоззрение. Дети слушают, читают
3. Закрепление, работа с тетрадью
Цель этапа: развивать навыки выделения существенных признаков объекта, для дальнейшего создания модели, и четко различать виды моделей.
Упражнение № 2 стр. 3 (Приложение 2)

(При выполнении  данного упражнения  необходимо проговорить не только само определение Модели, но и коснуться целей создания моделей.)

Дети выполняют
– Поменяйтесь тетрадями с соседом, и проверьте упражнение (слайд 13)
– Поднимите руки у кого правильно, поставьте плюс в тетрадь.
Дети проверяют
Упражнение №3 стр. 4 (Приложение 2)

(При выполнении данного упражнения важно чтобы дети  не только четко различали графическую модель от текстовой, но и особо подчеркнуть , что это информационные модели.)

Дети выполняют
– Проверяем, (слайд 14)
– Поднимите руки у кого правильно, поставьте плюс в тетрадь.
Дети проверяют
Упражнение №7 стр. 7 (Приложение 2)

(При выполнении данного упражнения дети должны правильно выделять существенные свойства объекта, для того чтобы в дальнейшем правильно формулировать цели создания модели.)

Дети выполняют
– Проверяем, (слайд 15)
– Поднимите руки у кого правильно, поставьте плюс в тетрадь.
Дети проверяют
– У кого три плюса ставят в тетрадь 5, есть такие, поднимите руки. У кого два плюса ставят 4, один плюс – 3. Дети оценивают
4. Практическая часть
5. Инструктаж по ТБ
Цель этапа: Познакомить с конструктором Лего-RZX, для лучшего усваивания материала, а также для дальнейшего развития Лего-движения. На этом этапе не нужно давать детям инструкционные листы сборки модели.
– Для того чтобы самостоятельно создать: героя нашего урока Роботино,  либо какую-нибудь ещё модель, нам поможет конструктор Лего.  Давайте внимательно рассмотрим его, и вы увидите, что он отличается от обычного конструктора Лего
– Перечисляю основные составляющие: кубики, пластины, колеса, микрокомпьютер,
Устройство подключения к компьютеру для заливки программы. (Слайд 16)
– Каким образом заставить модель двигаться мы рассмотрим на следующем уроке, а сегодня мы с вами  будем создавать материальные модели: первая группа создает автомобиль, вторая – мельницу. (Слайд 17)
Дети слушают


Дети разбиваются на 2 группы и выполняют задание.

6. Итоги. Выставление оценок
– С какими новыми понятиями мы сегодня познакомились? (Слайд 18)
– Задание, я показываю модель, а вы поднимаете одну из   карточек, в соответствии с тем, к какому виду моделей относится показываемая модель.(по слайд)
– А возможно перевести информационную модель в материальную и наоборот? Каким образом, приведите примеры
– Скажите, помог нам конструктор сегодня перевести виртуальную модель в материальную?
Дети отвечают
Работа с раздаточным материалом.
Дети отвечают
Дети отвечают
7. Домашнее задание, разбор
§13, стр. 211(дополнительное чтение) учебник
Рабочая тетрадь стр. 5 упр. 3; стр. 7 упр. 8 (слайд 19)