Российский герб: история и современность

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Российская государственная символика относится к числу тех проблем, которые в недавнем прошлом казались малозначащими и не вызывали особого интереса не только в общественной, но и в научной среде. С официальным восстановлением в нач. 1990-х гг. герба и флага Российского государства интерес к национальной символике значительно вырос не только у профессиональных историков, но и у самых широких слоев общества. Новые поколения профессионалов и просто любознательных людей все чаще обращаются к истории забытых и низвергнутых эмблем и символов, которые могут многое рассказать о стране, государстве, народе.

Изучение причин и условий возникновения этих памятников прошлого, их эволюция помогает не только лучше понять нашу историю, но и приблизиться к пониманию мировоззрения людей минувших эпох, социальной психологии общества, его менталитета – вопросам актуальным и еще недостаточно изученным.

Обращение к этой теме имеет громадное воспитательное значение, ведь через накопление знаний о государственной символике, о значении ее важнейших элементов происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание уникальности и неповторимости родной страны, формируется чувство уважения и любви к Отечеству.

В любом современном государстве основные его символы существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Подобное триединство сложилось в мировой практике и законодательно оформилось в XIX веке. Однако это не означает, что государственных гербов и флагов не существовало.

В данной методической разработке речь идет об истории и современности одно из главных символов российской государственности – гербе.

Основные цели и задачи методической разработки:

  • в популярной, доступной и лаконичной форме, используя исследования известных специалистов по истории отечественной символике (Артамонова В., Вилинбахова Г., Лебедева В., Соболева Н. и др.), рассказать об истории возникновения, утверждения и эволюции главного символа российской государственности – гербе;
  • не оставить студентов равнодушными, вызвать у них уважительное отношение к государственным символам России, ее многовековой истории, чувство гордости за свое Отечество;
  • укрепить чувства патриотизма, гражданственности, национально – нравственных устоев в среде студентов:
  • оказать благотворное влияние на процесс становления активной личности, патриота – гражданина;
  • помочь преподавателям и студентам найти необходимые сведения по данной тематике.

Оборудование:

Ход урока гражданственности

Преп. Каждое современное государство имеет свои главные отличительные знаки - символы своего суверенитета. Они существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Это триединство начинает складываться в XIX веке. Тогда же символы государственного суверенитета постепенно закрепляются законодательно. Однако это не означает, что гербы и флаги государств не существовали ранее. Каждый символ имеет свою историю.

Государственные символы несут на себе огромную идеологическую, правовую, социально - политическую нагрузку. Любовь к своей стране выражается и через эмоциональное отношение к ее государственным символам. При звуках родного гимна взволнованно бьется сердце. При подъеме флага в знак победы на международных спортивных состязаниях у победителей нередко появляются на глазах слезы.

Имеет свои государственные символы и Россия. (слайд 2)

25 декабря 2000г. Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации три Федеральных конституционных закона:

  • «О Государственном флаге Российской Федерации»,
  • « О Государственном гербе Российской Федерации»,
  • «О Государственном гимне Российской Федерации».

В них официально закреплена российская государственная символика.

Укрепление государственности современной России опирается на историческую традицию. Ее современные символы восходят к историческим корням, хранят память свершений Российского государства.

Юному гражданину России очень важно хорошо знать историческую и современную символику государства. (слайд 3)

Пресветлый Орле Российския страны,
Честнокаменным венцем увенчаны,
Орле преславный, высоко парящий,
Славою Орлы вся превосходящий…
Семион Полоцкий.

Это четверостишье является эпиграфом нашего урока.

Как вы, наверное, догадались, сегодня речь пойдет об одном из главных символов нашей страны - Российском гербе, о его истории и современности. Моими помощниками будут архивариусы, в роли которых выступят студенты школьного отделения. (слайд 4)

Герб – слово польского (herb) и немецкого (erbe – «эрбе») происхождения, дословно переводится как «наследство». Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба - стабильность, постоянство в употреблении. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова, слово «герб» определяется как «эмблема» государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документов.

Откуда взялись эти яркие, иногда очень затейливые изображения – эмблемы и что они обозначают?

Арх.1. Первые знаки собственности появились очень давно, с первыми жилищами, инструментами и оружием. «Это мое копье, это наша пещера, это наша корова», - гласили специальные метки – зарубки и грубые рисунки задолго до появления письменности. Со временем такие изображения становились более четкими, сложными, изящными, создание их превратилось в особый вид искусства. Люди научились писать на глиняных табличках, папирусе и пергаменте. Появились первые документы – приказы, отчеты и донесения. А с ними - всем известные и ныне – печати. Их вырезали из мягкого камня, отливали в бронзе уже в древних царствах Месопотамии, Индии, Египта. На печатях изображались священные и мифические животные – покровители царей и вельмож, городов и государств. Например, в Афинах эмблемой города стала сова – символ мудрости и спутница богини Афины (показ монеты).

Так, печати, монеты, царские символы власти стали прародителями будущих гербов.

В VIII - X веках в Европе сложилось сословие рыцарей – воинов, появились рыцарские союзы. Это была эпоха завоевательных походов и турниров. Щит – обязательный атрибут рыцаря. Его боевую сторону украшали символы силы и храбрости - львы, леопарды и орлы.

Короли, герцоги передавали наследникам фамильный щит с землями и имуществом. Так он стал гербом, т.е. знаком наследства. Есть стихотворение о гербе:

Дети мои, понимаете – герб!
Личности знак и символика вер.
Белое поле, алеющий щит:
Герб ваше имя и честь защитит.
Что – нибудь знаете вы о гербах?
Герб - это наш великанский размах.
Львиные пасти и очи орла,
Рода истории, знак ремесла.
Чтобы Отечества память цвела!

Преп. Чтобы не возникало путаницы, нужны были правила составления гербов. Так появилась наука геральдика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы.

В Россию геральдика пришла позже, чем в Западную Европу. О гербе Древней Руси известно очень мало. Например, единого и постоянного герба передаваемого по наследству не существовало. Как, правило, на княжеских печатях (для той эпохи печать означала герб) изображались святые – покровители того или иного князя. Предшественником герба с двуглавым орлом можно считать изображение льва, пожирающего змею, на печати великого князя московского Василия II Темного, которую он передал - впервые в истории Руси – своему сыну, Ивану III Васильевичу.

С точки зрения геральдики лев представлял положительное начало, змея – отрицательное.

Основатель единого Русского государства, великий московский князь Иван III Васильевич (1462 – 1505), создал печать, эмблемы которой составили основу Российского государственного герба (слайд 5 ). Все последующие русские государи использовали подобные печати в своем делопроизводстве вплоть до конца XVII века. Подробно остановимся на данной печати.

АРХ.2. Печать Ивана III является замечательным памятником русской средневековой сфрагистики. От всех предшествующих княжеских печатей она отличается цветом материала – оттиск сделан на красном воске, отсюда ее название красная восковая печать. Главное же отличие – изобразительные компоненты печати. На лицевой стороне помещен конный воин в коротком военном доспехе, в боевых перчатках и в развевающемся плаще, поражающий дракона (крылатого змея) копьем в шею. Круговая надпись гласит: «Иоан Божиею милостию господарь всея Руси великий князь». На оборотной стороне печати – двуглавый орел с распростертыми опущенными вниз крыльями и коронами на головах. Его также окружает надпись: «И великий князь владимирский, и московский, и новгородский, и псковский, и тверской, и угорский, и вятский, и пермский, и болгарский).

Впервые две столь значимые для российской символики эмблемы представлены на одной печати, которая скрепляла ряд русских актов, по - видимому, начиная с 90 -х гг. XV века. О подлинном значении этой печати при становлении российской государственности написал в «Истории государства Российского» Николай Михайлович Карамзин, подчеркнув: «Великий князь начал употреблять сей герб с 1497г.».

На лицевой стороне печати изображен прекрасный воин, копьем разящий пасть дракона, извивающегося под копытами коня.

Всадник вполне светский, поэтому имеются все основания считать его князем, ездецом – воином. В XVI – XVII веках в русских источниках он именуется «человеком на коне», «царем с копьем».

Преп. Кем же он был в конце 15в.? Ведь ни княжеской шапки, ни короны на нем нет. В то же время в русских источниках, отсутствуют какие – либо сведения о князьях, которые повергали бы дракона, находящего свою смерть под копытами княжеского коня. Изображение конного воина, побеждающего крылатого змея, и по сюжету и по деталям воспроизведения чрезвычайно близко к изображению святого Георгия Победоносца на иконе «Чудо Георгия о змие» . Сюжет широко известной на Руси повести «Чудо Георгия о змие» получил свое развитие после победы на Куликовом поле в 1380г. Сыновья Дмитрия Донского, внук, правнук, московские князья считали его «своим», помещая на монетах, печатях, бытовых предметах. Иван III также широко использует изображение драконоборца с первых лет своего правления на монетах, позднее – на печатях.

Арх.3. Легенда о Святом Георгии.

Георгий – один из наиболее популярных христианских святых. Достоверных фактов о его личности не существует. Древнейшие письменные данные о нем относятся IV -V векам. Легенда, воплотившаяся в литературное произведение, - повесть «Чудо Георгия о змие», содержит рассказ о том, что воин Георгий встретил на берегу озера плачущую девушку. Девушка поведала страшную историю: из озера выходит ужасный змей и требует у жителей ее родного города дань в виде прекрасных молодых женщин. Настала очередь и ее, дочери царя.

Святой Георгий усмирил вышедшего из озера чудовище, осенив его крестом. Усмиренного дракона царевна повела на поводке в город, где Георгий отрубил ему голову. А отец девушки в благодарность за спасение дочери повелел поставить в городе церковь во имя Георгия Победоносца, украсив ту церковь золотом, серебром и каменьями.

Святой Георгий совершал и другие чудеса: покровительствовал земледельцам и скотоводам, наказывал воров. Разносторонним были его деяния, и не случайно он снискал любовь не только князей, но и простого народа Руси.

Преп. В Западной Европе святой Георгий считался покровителем рыцарства. На Русь культ св. Георгия пришел из Византии с принятием христианства. Ярослав Мудрый получил при крещении имя Георгий. Это и послужило началом распространения нового культа.

Георгий был почитаем на Руси. Однако в качестве символа он утвердился только в начале XVIII века.

На печати Ивана III изображен светский всадник, доказательством этого является отсутствие символа святости (нимба).

Во – первых, всадник символизировал рыцаря, который всегда сражался на коне, в противовес простолюдину, который воевал в пешем строю. Во – вторых, он ассоциировался с правителем Руси, России – князем, царем, великим государем. Ему отводилась роль защитника, борца с иноверными.

Миф сопутствует и объяснению двуглавого орла, которого Иван III поместил на обороте печати 1497г. (слайд 5).

АРХ.1. В 1492г. великий князь московский Иван III женился на Софье (Зое) Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI Палеолога. Как утверждает знаменитый русский ученый В. Н. Татищев, в результате женитьбы Ивана Васильевича в русской геральдике появился двуглавый орел, который лег в основу герба России (считают, что орел заимствован).

АРХ. 5. Откуда пришло изображение двуглавого орла?

Двуглавый орел – один из древнейших символов, возникших на Древнем Востоке. После крестовых походов двуглавый орел распространяется по всей Европе. С середины XII в. он становится королевским гербом в Священной Римской империи. В Византийской империи двуглавый орел существовал в качестве светской и религиозной эмблемы, символизировал отличительный знак принадлежности к императорскому двору. Символом государственной власти орел выступал во многих странах – Сербии, Болгарии, Черногории, Албании.

В Московском государстве герб появился после избавления от ордынского ига и принятия в 1485г. Иваном III титула «Государя Всея Руси».

Преп. В итоге создание печати с символикой отвечало политическим реалиям времени: с одной стороны, древность происхождения (изображение вооруженного всадника), с другой, - знатность русского государя (наличие двуглавого орла).

Символы, изображенные на печати Ивана III, с его смертью не ушли из государственной российской атрибутики. Подобную печать, но только с соответствующим титулом и меньшего размера, привешивал к документам вместе с отцовской Василий III Иванович.

Таким образом, сюжеты, избранные для новой печати Иваном III, начинают приобретать наследственный признак и неизменность, что является характерным для герба.

Внук Ивана III, Иван Васильевич Грозный, использовал аналогичную печать, но с собственным именем. Иван Грозный экспериментировал с доставшимися ему по наследству эмблемами (слайд 6). Он поместил драконоборца на грудь двуглавого орла, изменив его головной убор. Таким образом, со времени Ивана IV двуглавый орел и воин – драконоборец воссоединились в одной фигуре. Слово герб появляется в XVI в. лишь в документах, относящихся к посольским делам.

АРХ.3. (слайд 7) В XVII веке при Михаиле Федоровиче Романове к двуглавому орлу с воином на груди, поражающим дракона, добавляются новые элементы, вошедшие с этого времени в государственный герб. Прежде всего - третья корона над головами орла. Изменяется и форма орлиных крыльев: они становятся простертыми и поднятыми вверх. В когтях орел держал скипетр и державу. Для геральдики подобные нововведения означают очень многое: корона, скипетр и держава – регалии царской, королевской, императорской власти, общепринятые во всех государствах, где существует власть.

Алексей Михайлович получил от отца сформировавшийся российский герб. При нем орел в данном гербе высоко поднял крылья. Три короны представляли в данном гербе три покоренных царства – Казанское, Астраханское и Сибирское. Алексей Михайлович был первым русским монархом, который его узаконил.

АРХ.4. Сыновья Алексея Михайловича цари Федор Алексеевич, Иван Алексеевич в совместном правлении с Петром Алексеевичем и сам Петр в начале правления использовали печать отца, меняя лишь имя.

Петр I, став единовластным правителем, сам принимал участие в изменение властной атрибутики (слайд 8). В центре орел, на груди и крыльях шесть территориальных эмблем. По окружности около орла в овальных щитах помещены еще двадцать шесть эмблем такого же характера. Эмблемы соответствовали названиям княжеств, царств, земель, обозначенных в титуле русского царя. Всадник с короной на голове имел явное сходство с Петром.

После победоносного окончания Северной войны Петра I величают императором, Россию – империей. Это повлекло за собой и появление новых символов власти. В 1722г. была учреждена Герольдмейстерская контора, исключительно для сочинения гербов, как замечал сам Петр, составление в России гербов – «дело нового основания». Первым русским

герольдмейстером стал Степан Андреевич Колычев. В помощь ему приглашен для геральдических работ в Россию специалист – пьемонтский дворянин Франциск Санти. Ф. Санти к сентябрю 1722г. представил рисунки и описания нового герба. Сохранилась копия этого описания. Вот как изложено в переводе с французского описание центральной фигуры герба: «Поле золотое, на котором изображен императорский орел двоеглавый… На орлиных грудях изображен герб великого княжества московского, который окружен … цепью ордена Святого Андрея. И есть сей герб таков…

Преп. С 1730г. всадник впервые получил имя Георгия Победоносца. В течение XVIII в. воин – драконоборец превращается в герб Москвы. Это отмечается в указе Екатерины II в 1781г.

Во время дворцовых переворотов происходят дальнейшие изменения элементов герба. При Екатерине I утверждаются цвета для изображения герба: орел должен быть черным на золотом поле, всадник – красным на белом роле. Со времен Анны Иоановны орел приобретает особенно мощный размах, исполненный достоинства размах крыльев и осанку. Павел делал попытку видоизменить герб. На утвержденном им рисунке титульные гербы размещаются не на крыльях, а на большом щитке. Появляется сень (мантия), щитодержатели в виде фигур ангелов и др., в символику вводится мальтийский крест. Этот неосуществленный Павловский проект стал основой для видоизменений второй половины XIX века. При Александре I было восстановлено петровское изображение орла, но с крыльями, не слегка приподнятыми кверху, а простертыми горизонтально. Отсутствует цепь ордена Андрея Первозванного. Александр I следуя стилю ампир, «вложил» в левую лапу орла венок и ленту, а в правую – пучок стрел, факел и ленту.

Арх.7. Николай I и Александр II тоже вносили новшества в герб империи. Огромную роль при их разработке сыграл Борис Васильевич Кене, ученый – нумизмат. Комиссия под его руководством представила царю серию гербов – большой, средний и малый гербы (слайд 9).

Большой герб – дополнялся многими атрибутами. Это мантия, щитодержатель, роль, которых исполняли Архангелы Михаил и Гавриил, шлем Александра Невского, государственная хоругвь. Вокруг главного щита располагались щиты с гербами княжеств. В самом низу мантии изображался впервые родовой императорский герб.(слайд 10) Средний герб отличался от большого герба отсутствием хоругви и шести гербовых щитов.

Малый отсутствием и сени, окружающих главный щит гербов. Изменения коснулись и центральной гербовой фигуры.

Всадника теперь описывали так: «на груди орла герб Московский: в червленом с золотыми краями щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий в серебряном вооружении и мантии, на серебряном коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона золотым копьем.

Каждому гербу соответствовала печать – большая, средняя и малая. В таком виде три герба просуществовали до 1917г.

Преп. 2 марта 1917г. император Николай II отрекся от престола. Начинается работа по созданию нового герба. С орла снимаются царские регалии, он опускает крылья. Герб Временного правительства (слайд 11).

С победой Великой Октябрьской социалистической революцией пришел новый герб: без орла, но зато с серпом и молотом на фоне земного шара.

В 1918г. была принята первая Конституция РСФСР. Один из параграфов Конституции был посвящен государственному гербу и флагу (слайд 12). Основное изображение герба – эмблема серпа и молота в лучах восходящего солнца. Гербовый щит обрамлен хлебными колосьями, соединенными внизу лентой. Надписи - РСФСР и пролетарий всех стран соединяйся.

30 декабря 1922г. на первом Всесоюзном съезде Советов была принята декларация об образовании Союза Советских Социалистических республик. Встал вопрос о создании нового герба для СССР. Его проект был разработан художником Владимиром Николаевичем Андриановым.

АРХ.8. (слайд 13) Герб СССР состоял из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, перевитыми красной лентой с надписью, которая стала девизом «Пролетарий всех стран соединяйтесь» на шести языках: русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском, тюрко – татарском.

На верху герба - красная пятиконечная звезда, пять ее лучей символизировали союз трудящихся пяти континентов в борьбе против гнета капитализма, красный цвет обозначал революцию.

Герб СССР отражал основные идеи молодого государства. Серп и молот символизировали союз рабочих и крестьян. Лучи солнца и земной шар - наступление новой эры. Колосья, перевитые лентой с девизом – единство советских республик в борьбе за социализм. Со временем число союзных республик, входивших в состав СССР, возрастало. Последние изменения в гербе произошли в 1956г., после окончательного установления количества союзных республик и соответствующих надписей – 15.

Преп. 12 декабря 1993г. в нашей стране была принята новая Конституция. Она провозгласила Россию суверенным государством. Начинается разработка новых государственных символов.

В Российской Федерации еще до осени 1991г. возникла идея вернуть России ее прежнюю историческую символику. В герб России предлагалось принять двуглавого орла, помещенного в 1917г. на печати Временного правительства, т.е. без корон, скипетра, державы и щитка на груди с изображением Георгия Победоносца, т.е. рисунок русского художника

И. Я. Билибина.

Указ Президента России от 30 ноября 1993г. утвердил положение о государственном гербе. Согласно Указу, гербом России становился золотой двуглавый орел под тремя коронами со скипетром и державой в лапах, помещенный на красный геральдический щит. На груди орла в красном щитке изображался Георгий Победоносец. Рисунок выполнен художником Ухналевым из города Санкт – Петербурга по мотивам малого государственного герба. По правилам геральдики гербы с одинаковыми фигурами, но разных цветов не считаются идентичными.

8 декабря 2000г. Федеральный конституционный закон о гербе РФ был принят Государственной Думой; 20 декабря 2000г одобрен Советом Федерации; 25 декабря он подписан Президентом РФ В. В. Путиным.

АРХ.9. (слайд 14) Современный Российский герб - значение символов.

Двуглавый орел - символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях РФ. Короны над головами означают теперь суверенитет всех субъектов Федерации и самой Федерации, а также могут рассматривать как символ союза трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник, поражающий дракона – эмблема не только и не столько нашей столицы, сколько древний символ победы над злом, готовности всего народа защитить свою свободу и независимость.

Работа с законом о гербе РФ (чтение и обсуждение статей закона).

Подведение итогов.

Викторина (вопросы для проверки знаний студентов).

  1. Как дословно переводится слово «герб» и что оно означает в современном русском языке?
  2. Когда Русь обрела свой главный государственный символ – герб?
  3. Назовите важнейшие элементы государственного герба России XVII- XVII вв.?
  4. В чем состояла новизна государственного герба России, утвержденного Александром III?
  5. Какое решение приняло Временное правительство в 1917г. По вопросу о государственном гербе России?
  6. Назовите главную эмблему герба СССР, что она символизировала?
  7. Дайте современное толкование государственного герба Российской Федерации?

Урок окончен.

До Свидания!

Литература

  1. Всеволодов И. Беседы о фалеристике. – М.: Наука, 1990.
  2. Можейко И.В., Сивова Н.А. Государственная символика. – М.: ЦНСО, 2003.
  3. Романовская В.К. Символы российской государственности. – М.: Русское слово, 2002. 4. Соболева Н.А. История герба Москвы. – М., 2002.
  4. Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  5. Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв. – М., 1992