В 2011 году исполнилось 300 лет великому русскому сыну России Михаилу Васильевичу Ломоносову. В связи с тем, что он был одним из великих естествоиспытателей наше методическое объединение «Естествознания» провело предметную неделю, посвященную его жизнедеятельности.
Из всех этих мероприятий мы предлагаем мероприятие для 8-11 классов «Самородок земли Русской».
Цель мероприятия: Расширить кругозор учащихся, проверить их знания, воспитать патриотов своей страны.
Основные задачи:
- Общеобразовательные:
- Способствовать формированию интереса к предметам естественнонаучного цикла;
- Умение примять и использовать ранее полученные знания по предметам;
- Воспитательные:
- Формирование ценностных ориентаций;
- Воспитание чувства гордости за нашу Родину;
- Воспитывать трудолюбие, взаимопонимание между учеником и учителем;
- Развивающие:
- Побудить и дать возможность проявить творческие способности;
- Развивать интерес к предметам;
- Расширять кругозор, привлекать к работе с книгами и с интернетом;
- Вырабатывать работоспособность, внимательность, умение излагать и воспринимать новый материал.
Мероприятие проводится в учебном кабинете.
Техническое обеспечение урока: Мультимедийный проектор, экран.
Подготовка к уроку:
- Проведение классных часов, посвященных жизни М. В. Ломоносова.
- Каждый класс готовит сообщение в виде презентаций по своей теме.
- Подготовка раздаточного материала. Приложение 1
- Подготовка инсценировок к мероприятию.
- Повторение ранее изученного материала по предметам.
- Формирование команд классов в составе 5 человек.
- Формирование жюри.
План мероприятия:
- Сценка « Хорошо ли быть Ломоносовым?» - 8 кл.
- Презентация «Детство Ломоносова» - 10 кл.
- Сценка : «Постижение наук» - 9 кл.
- Презентация «Путь в науку» - 11 кл.
- Игра «Калейдоскоп естественных наук»
- Подведение итогов.
Ход мероприятия
1. Начало. Инсценировка «Хорошо ли быть Ломоносовым?»
Ведущий. Пришел Мишанька зимним вечером к деду Луке, сбросил на лавку шубейку, спихнул валенки, стряхнул с головы шапку и вздохнул устало:
Мишанька. - Хорошо быть Дудиными! Всего вдоволь: богачества, книг, светильников разных.
Дед Лука. - А ты попросись, может, тебя в пасынки примут.
Мишанька. -Хорошо.
Дед Лука. -А Ломоносовыми стало быть нехорошо? Да чем они-то нас лучше? Мне свое имя дорого, вот за него я и стою. За имя ЛОМОНОСОВА, дарованное мне предками.
Бабка Матрёна. Вот так разошелся у нас дедушко!
Дед Лука. -А ты, старая, не суйся в мужской разговор. То дело не бабье! Я желаю доподлинно рассказать, что такое есть фамилия ЛОМОНОСОВЫ. Ты хошь в слово-то само вслушайся, каково звучит! ЛОМОНОСОВ! А у них Ду-ди-ны… Эва, сравнил,- дуду с воеводой.
Мишанька. - А ломаный нос хорошо ли?!
Дед Лука. -А хошь бы и ломаный нос! Не у человека же! У судна, у лодки, у корабля. А полуостровы как называются? Нельмин Нос, Канин Нос! А слыхивал ли ты о траве ломоносе? А ломаник кто таковой? Ломаник - есть могутный человек, силач то есть. Вот сколь толкований, а дуда, как ни раскинь, всего-то и есть свистулька зряшная.
Бабка Матрёна. -Будя ужо, развоевался Аника - воин. Внук с улицы пришел, угостить надо, чем ни то. А ты свой сказ и вдругорядь расскажешь.
Дед Лука. - Род наш, Ломоносовский, начало свое ведет от времен Ивана Грозного. Помни: ты – ЛОМОНОСОВ!
Ведущий 1: Нынешнему поколению Ломоносов почти неизвестен. Ломоносов из тех гениев, которые появляются в истории народов не то чтобы раз в тысячелетие, а вообще – один только раз появляются, чтобы показать соотечественникам, что кроется в каждом из них, но и подавляется чуть ли не каждым из них. Судьба Ломоносова вместила в себя семь веков, которые были до него, и почти три века, которые были после.
Ведущий 2: «Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник…, - писал А.С. Пушкин о М. Ломоносове.
2. Презентация «Детство Ломоносова» (Презентация 1)
3. Сценка: «Постижение наук»
Ведущий: В народе эту академию звали попросту «Спасскими школами». Так было потому, что размещалась она в стенах Заиконоспасского монастыря. Занятия велись в небольших комнатах. Сквозь маленькие окошки в толстых стенах еле проникал свет.
Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех:
Ученик 1: - Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!
Ученик 2: - Дядь, достань воробушка!
(Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил:)
Ломоносов: - Что с тобой делать? На крышу забросить?..
Ведущий: Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. Прошло полгода, и Ломоносова как способного перевели во второй класс, а вскоре и в третий. Через год он уже так постиг латынь, что пишет на этом языке стихи.
В Спасских школах заставляли учеников всё зазубривать наизусть. Кто не мог или не хотел, того секли розгами. Однажды произошёл такой случай. Преподаватель Крайский спросил Ломоносова, и тот отвечал, как всегда, без запинок, толково, но вдруг умолк.
Крайский: - Дальше.
Ломоносов: - Дальше я не читал. Не успел.
Крайский: - Почему?
Ломоносов: - Много дров завезли хозяева. Поколоть всё было велено.
(Кто-то из учеников засмеялся.)
Крайский : - Ты читал?.. (обращается к смешливому школяру) Отвечай дальше.
(Смешливый школяр начал пересказывать. Говорил сбивчиво, путался.)
Крайский: - Хватит, (оборвал учитель.) Не тебе смеяться над Ломоносовым. И помните: лучше прочесть немногое со вниманием и пользой, чем многое бегло и бесполезно. А ты, Ломоносов, расскажи нам про свой север.
Ведущий: Михайло рассказывал так, будто сам он вновь отправился с отцом и другими рыбаками на промысел. Говорил он складно и красиво, все заслушивались.
Крайский: - Молодец, Ломоносов! (прервал его Крайский и повернулся к смешливому школяру.)
- А ты о чём можешь рассказать?.. Про мамкины пироги да про кисель?
Ведущий: Когда Михайло учился в последнем классе, из столицы пришла в Спасские школы бумага. Было велено отобрать из учеников двадцать человек «в науках достойных» и отправить их в Петербург, в Академию наук. Первым назвали Ломоносова. В конце декабря 1735 года будущих студентов благословили на дорогу, посадили в сани. Прощай, Москва!
4. Презентация «Путь в науку» (Презентация 2)
Ведущий 1: Вы узнали, что М.В. Ломоносов внес большой вклад в развитие естественных наук. Проверить свои знания и узнать еще много интересного из жизни Ломоносова, вы сможете, приняв участие в игре «Калейдоскоп естественных наук»
Ведущий 2: Условия игры: Перед вами поле, разбитое на 16 квадратов. Каждый квадрат содержит вопрос, относящийся к математике, физике, химии либо к географии. Также три квадрата с познавательными фактами. При запуске игры данные науки будут скрыты за номерами вопросов. Каждая команда по очереди выбирает любой вопрос. Жюри оценивает правильность ответов. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Команда победитель награждается поездкой в национальный музей г. Ижевска.
Ведущий 1: Итак, мы начинаем. Удачного вам пути к знаниям!
5. Игра «Калейдоскоп естественных наук» (Презентация 3)
Игра содержит гиперссылки на три презентации: (Презентация 4, Презентация 5, Презентация 6).
6. Подведение итогов.
Слово жюри.
7. Литература:
- О.Н. Тихомиров. –Михайло Ломоносов,- издательство «Малыш»: Москва, 1982 г.
- Журнал: Химия в школе №5 2006 г.
- Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»
- «Википедия» — свободной энциклопедия
- Энциклопедия «Лучшие люди России»
- Интернет ресурсы:
- http://www.syt.edu.severodvinsk.ru/web/bogdanov/index4.htm
- http://rusk.ru/st.php?idar=113130
- http://muzey.mitht.ru/library/velikijj_syn_rossii.html
- http://lomonosov.name/articles_27_61.html
- http://www.mvl300.ru/history.htm
- http://lomonosov300.ru/