Цели:
а) обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; закрепить правила правописания имён прилагательных;
б) развивать умение логически мыслить при выполнении заданий, анализировать; развивать речь;
в) воспитывать любовь к родному языку, к русской природе, воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: интерактивная доска, материалы к уроку (фотографии, иллюстрации).
Ход урока
Организационный момент
- Сегодня мы обобщим знания о прилагательном, повторим материал, который изучили.
Обобщение материала
Слайд №1. «Имя прилагательное. Обобщение».
Слайд №2. «Экспресс – опрос»
- Дайте определение имени прилагательного.
- Каким членом предложения является имя прилагательное?
- Как изменяется имя прилагательное?
- На какие разряды делятся прилагательные?
- В каких случаях не с прилагательными пишется слитно, а в каких – раздельно?
- Расскажите о написании суффиксов -к- , - ск-.
- Расскажите о написании двух букв -нн- в суффиксах имён прилагательных.
- У прилагательных какого разряда есть степень сравнения?
Слайд №3. «Зимний пейзаж».
- Обратите внимание на иллюстрацию. А также просмотрите фотографии с зимними мотивами.
(Детям раздаются фотографии с изображением зимней природы, оформлена доска с иллюстрациями зимнего времени года, на слайде тоже выставлена иллюстрация с изображением зимнего леса).
Слайд №4. «Работа по иллюстрации».
- Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено на этой иллюстрации? Какое настроение вызывает у вас зимний пейзаж? Какие прилагательные можно использовать при описании зимнего леса? К какому разряду они относятся? Составьте несколько предложений, используя качественные прилагательные.
Слайд №5. «Синтаксический разбор предложений».
Красив лес в зимнем уборе.
Мохнатые ели нарядились в снежные шубы и шапки.
- Выполните морфологический разбор прилагательного мохнатые ( дети работают самостоятельно, с последующей проверкой).
Слайд №6. «Проверь себя».
- Вспомните правило написания суффиксов –к- , - ск –. Проверьте правильно ли распределены слова.
- к - |
- ск - |
Французкий |
Деревенский |
Слайд №7.«Определите разряды прилагательных».
Сельская детвора
Деревянные лыжи
Прекрасный вид
Мамина шуба
Дедушкины валенки
Пушистые снежинки
Глубокий овраг
Слайд №8. «Образуйте прилагательные от существительных, изображённых на картинках».
- Что за зверёк изображён на первой картинке? (Белка). Образуйте от этого слова прилагательное. (Беличий). К какому разряду относится это прилагательное?
( На картинках изображены звери: белка, волк, лисица, соболь, медведь, заяц).
- Имеют ли притяжательные прилагательные степень сравнения? Имеют ли относительные прилагательные степень сравнения?
Слайд №9. Тест «Найдите прилагательное с двумя буквами –нн-».
Песча.ый
Глиня.ый
Деревя.ый
Серебря.ый
Сви.ой
Румя.ый
Кожа.ый
Слайд №10. «Найди ошибки».
Дремучь, горюч, певуч, хорош, живучь, пахуч.
- Какое нужно вспомнить правило? Как пишутся краткие прилагательные с шипящей на конце?
Слайд №11. «В каком из слов не - является приставкой?»
(Не)настный; (не)большой, а маленький; (не)красивый; (не)уклюжий; (не)лепый; (не)ряшливый; (не)глубокий, а мелкий.
Слайд №12. «Определите написание букв о, е после шипящих и ц в прилагательных».
- Руководствуясь правилом, вставьте буквы о, е в данные слова, запишите в тетради, поставьте ударение.
Еж.вый, морж.вый, песц.вый, плюш.вый, певуч.го, хорош.го, пахуч.го, жгуч.го, перц.вый, огурц.вый, замш.вый, товарищ.ский, друж.ский, колюч.го, шипуч.го.
Взаимопроверка.
Слайд №13. «Проверка домашнего задания».
- Прочитайте свои мини – сочинения, посвященные прекрасному времени года – волшебнице зиме. У кого получилось самое интересное сочинение? Кто наиболее полно передал красоту зимней природы? Какие слова помогли вам в этом?
Слайд №14. «Итог урока».
- Что обозначают прилагательные?
- Кто из вас помнит стихотворения о русской природе? Какую роль играют в них прилагательные? Приведите примеры.
- Для чего нужны прилагательные в нашей речи?
Слайд №15. «Молодцы!»
- Ребята, вы сегодня хорошо потрудились; показали, чему научились, какие приобрели знания.
Оценивание учащихся.