Урок русского языка по теме "Имя прилагательное. Обобщение". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (762 кБ)


Цели:

а) обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; закрепить правила правописания имён прилагательных;
б) развивать умение логически мыслить при выполнении заданий, анализировать; развивать речь;
в) воспитывать любовь к родному языку, к русской природе, воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: интерактивная доска, материалы к уроку (фотографии, иллюстрации).

Ход урока

Организационный момент

- Сегодня мы обобщим знания о прилагательном, повторим материал, который изучили.

Обобщение материала

Слайд №1. «Имя прилагательное. Обобщение».

Слайд №2. «Экспресс – опрос»

  1. Дайте определение имени прилагательного.
  2. Каким членом предложения является имя прилагательное?
  3. Как изменяется имя прилагательное?
  4. На какие разряды делятся прилагательные?
  5. В каких случаях не с прилагательными пишется слитно, а в каких – раздельно?
  6. Расскажите о написании суффиксов -к- , - ск-.
  7. Расскажите о написании двух букв -нн- в суффиксах имён прилагательных.
  8. У прилагательных какого разряда есть степень сравнения?

Слайд №3. «Зимний пейзаж».

- Обратите внимание на иллюстрацию. А также просмотрите фотографии с зимними мотивами.

(Детям раздаются фотографии с изображением зимней природы, оформлена доска с иллюстрациями зимнего времени года, на слайде тоже выставлена иллюстрация с изображением зимнего леса).

Слайд №4. «Работа по иллюстрации».

- Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено на этой иллюстрации? Какое настроение вызывает у вас зимний пейзаж? Какие прилагательные можно использовать при описании зимнего леса? К какому разряду они относятся? Составьте несколько предложений, используя качественные прилагательные.

Слайд №5. «Синтаксический разбор предложений».

Красив лес в зимнем уборе.

Мохнатые ели нарядились в снежные шубы и шапки.

- Выполните морфологический разбор прилагательного мохнатые ( дети работают самостоятельно, с последующей проверкой).

Слайд №6. «Проверь себя».

- Вспомните правило написания суффиксов –к- , - ск –. Проверьте правильно ли распределены слова.

- к -

- ск -

Французкий
Индуский
Матросский
Ткацкий
Одеский
Испанский
Казацкий

Деревенский
Сельский
Кавказкий
Первомайский
Туристкий
Бурятский
Апрельский

 
Слайд №7.«Определите разряды прилагательных».

Сельская детвора

Деревянные лыжи

Прекрасный вид

Мамина шуба

Дедушкины валенки

Пушистые снежинки

Глубокий овраг

Слайд №8. «Образуйте прилагательные от существительных, изображённых на картинках».

- Что за зверёк изображён на первой картинке? (Белка). Образуйте от этого слова прилагательное. (Беличий). К какому разряду относится это прилагательное?

( На картинках изображены звери: белка, волк, лисица, соболь, медведь, заяц).

- Имеют ли притяжательные прилагательные степень сравнения? Имеют ли относительные прилагательные степень сравнения?

Слайд №9. Тест «Найдите прилагательное с двумя буквами –нн-».

Песча.ый

Глиня.ый

Деревя.ый

Серебря.ый

Сви.ой

Румя.ый

Кожа.ый

Слайд №10. «Найди ошибки».

Дремучь, горюч, певуч, хорош, живучь, пахуч.

- Какое нужно вспомнить правило? Как пишутся краткие прилагательные с шипящей на конце?

Слайд №11. «В каком из слов не - является приставкой?»

(Не)настный; (не)большой, а маленький; (не)красивый; (не)уклюжий; (не)лепый; (не)ряшливый; (не)глубокий, а мелкий.

Слайд №12. «Определите написание букв о, е после шипящих и ц в прилагательных».

- Руководствуясь правилом, вставьте буквы о, е в данные слова, запишите в тетради, поставьте ударение.

Еж.вый, морж.вый, песц.вый, плюш.вый, певуч.го, хорош.го, пахуч.го, жгуч.го, перц.вый, огурц.вый, замш.вый, товарищ.ский, друж.ский, колюч.го, шипуч.го.

Взаимопроверка.

Слайд №13. «Проверка домашнего задания».

- Прочитайте свои мини – сочинения, посвященные прекрасному времени года – волшебнице зиме. У кого получилось самое интересное сочинение? Кто наиболее полно передал красоту зимней природы? Какие слова помогли вам в этом?

Слайд №14. «Итог урока».

- Что обозначают прилагательные?

- Кто из вас помнит стихотворения о русской природе? Какую роль играют в них прилагательные? Приведите примеры.

- Для чего нужны прилагательные в нашей речи?

Слайд №15. «Молодцы!»

- Ребята, вы сегодня хорошо потрудились; показали, чему научились, какие приобрели знания.

Оценивание учащихся.