Цели урока:
- Обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах жизнедеятельности птиц, об особенностях строения их внутренних органов в связи с функциями, приспособленностью к полету.
- Показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.
- Научить распознавать системы органов класса птиц, устанавливать взаимосвязь между строением и функции органов.
- Научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок получения новых знаний путем самостоятельной работы, работы в группе, частично-поискового метода.
Оборудование:
- скелет птицы, модель «Мозг позвоночных»;
- таблицы «Класс птицы. Голубь», «Основные классы позвоночных животных»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
«Унция опыта и труда стоят больше, чем тонна теории» (Дьюи).
Миллионы лет назад появились первые пернатые. И
доселе мрачный, населенный лишь одними
динозаврами мир, огласился птичьим пением. А ещё
через миллионы лет зашагал по земле человек,
способный оценить это пение. Поднял человек
голову, а в небе жаворонок! Поет, заливается,
трепещет крылышками!
Поднял человек голову вверх – аиста увидел,
который свил гнездо на вершине высокого дуба, как
раз над крышей его дома. Стоит аист на одной ноге,
клювом щелкает, дробь выбивает, аистихе
понравиться хочет!
Поднял человек голову вверх – а там орел парит,
свободно, легко! «Вот бы и мне так», – подумал
человек, соорудил крылья и бросился в низ с
колокольни. Не единожды вниз бросался, прежде чем
взмыл вверх, опираясь не на силу мускулов, а на
силу своего разума. И родилась авиация. Быстрее
звука летают самолеты куда там птицам. Но по
экономичности полёта пернатые недосягаемые.
Синичка на одном грамме жира пролетает 100 км!
Оканчивают военные училища молодые штурманы.
Корабль, самолет в любую точку земли привести
могут. Но и птицы, возвращаясь к нам после
зимовки, находят известные только им ориентиры и
приземляются точнехонько на ту же самую поляну, с
которой они стартовали осенью!
Пернатые прекрасно видят, и мы недаром говорим:
«Зоркий как сокол!» Они прекрасно слышат и поют!
Без них скучно в осеннем саду, и мы радуемся их
возвращению весной. Да что говорить! Птицы – это
птицы!
Вот сегодня на уроке мы с вами будем юными
исследователями, а я – ваш научный руководитель.
Мы должны будем вместе решить не простую задачу:
- Какие же особенности внутреннего строения позволяют птицам летать.
Но мы должны вспомнить из изученного материала:
- Какие особенности внешнего строения позволяют птицам подняться в небо?
Предполагаемые ответы:
- Обтекаемая форма тела
- Покрытая перьями
- Отсутствие зубов
- Полые кости
- Сросшийся скелет
Повторим материал предыдущего урока: «Опорно двигательная система»
- Индивидуальный опрос
- Работа по карточкам
III. Индивидуальная работа по карточкам
Установите соответствие между костями и отделами конечностей, для которых они принадлежат.
Кости:
а) Бедренная кость.
б) Плечевая кость.
в) Цевка.
г) Предплечье.
д) Голень.
е) Пальцы стопы.
Отделы конечностей:
1. Свободная нижняя конечность.
2. Свободная верхняя конечность.
Найдите ошибки в приведённом тексте, укажите номера предложений, которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
- Пояс передних конечностей образован: грудиной, двумя ключицами, двумя вороньими костями.
- Длина шеи у птиц зависит от количества позвонков и длины их тел.
- Скелет свободной передней конечностей состоит из плечевой кости, одной кости предплечья и костей кисти.
- Цевка у птиц – результат приспособления к увеличению длины шага при хождении на задних конечностях.
IV. Изучение нового материала
Ученики работают в паре. Каждая пара получает задание, которые необходимо выполнить, прочитав соответствующие разделы учебника.
I группа. Пищеварительная и выделительная системы
1. Назовите органы пищеварительной системы.
У птиц в процессе эволюции появились особенности
в пищеварительной системе, связанные с полётом.
Запишите их в тетради.
2. Назовите органы выделения птиц. Известно что
почки птиц имеют большие размеры. Как вы думаете,
с чем это связано? Какие функции выполняет
клоака? Как вы объясните отсутствие у птиц
мочевого пузыря?
3. В связи с чем произошло у птиц разделение
желудка на железистый и мускульный? В каком
органе осуществляется механическая обработка
пищи из-за отсутствия зубов?
II группа. Дыхательная система
1. Рассмотрите схему строения органов дыхания
птиц.
2. Запишите особенности строение дыхательной
системы птиц, связанные с полётом, в тетрадь.
3. Используя рисунок составьте рассказ о
направлении движения воздуха в органах дыхания
птицы при вдохе и выдохе. Как дышат птицы во время
покоя? При полете? Что такое двойное дыхание?
Каково его значение?
III группа. Кровеносная система, обмен веществ
1.
Транспорт веществ в организме птиц
осуществляется, как и у всех позвоночных
животных, с помощью кровеносной системы. Какой
общий план строения характерен для кровеносной
системы позвоночных животных? Какие особенности
кровеносной системы птиц указывают на неё более
сложные строение по сравнению с пресмыкающимися?
Запищите их в тетрадь.
2. Используя рисунок, определите направления
движения крови по сосудом. Укажите, где
начинается и где заканчивается большой круг
кровообращения; малый круг кровообращения.
3. Какое значение имеет наличие четырёхкамерного
сердца у птиц? Какая кровь поступает к органам
тела? В лёгкие? Какая связь существует между
строением кровеносной системы и обмена веществ у
птиц?
IV группа. Система органов размножения
1. Выпишите в тетрадь особенности половой
системы, связанные с полётом.
2. На рисунке изображена система органов
размножения. Назовите и раскройте значение
каждого из них. Где происходит оплодотворенье
птиц.
3. Выберите правильное утверждение:
а) У птиц функционирует, как правило, один яичник.
б) В яичнике созревают сразу много яиц.
в) Собственным яйцом считается желток.
г) Оплодотворенье у птиц наружное.
V группа. Нервная система птиц
1. Рассмотрите рисунок. Запишите части нервной
системы птиц. Какие особенности строения
головного мозга птиц указывает на более высокий
уровень его развития по сравнению с
пресмыкающимися? Запишите их в тетрадь.
2. Для птиц характерно более сложное поведение по
сравнению с рыбами, земноводными,
пресмыкающимися. Приведите примеры сложного
поведения птиц. В чём проявляется взаимосвязь
поведения птиц и уровня организации их нервной
системы?
3. Среди перечисленных ниже примеров приведите
условный рефлекс:
а) постройка гнёзд;
б) высиживание птенцов;
в) цыплята бегут на голос хозяйки;
г) цыплята клюют всё подряд.
После завершения работы ученики в течение двух-трёх минут готовятся к устному ответу на вопросы задания, после чего по очереди выступают. Учащиеся других групп особенности каждой системы записывают себе в тетрадь, заполняя таблицу.
Система органов | Органы |
Функциональная приспособленность к полету |
1) Пищеварительная 2) Выделительная 3) Дыхательная 4) Кровеносная 5) Нервная 6) Половая |
V. Закрепление
Познавательные задачи:
1. Пищеварение у птицы происходит очень быстро.
Мелкие совы (домовые сычи) переваривают мышь за
4ч, серый сорокопут – за 3ч. Сочные ягоды у
воробьиных проходят через кишечник за 8 – 10 мин.
Насекомоядные птицы наполняют свой желудок 5-6
раз в сутки, зерноядные – дважды. Один – два раза
в сутки едят хищники.
Какое значение для природного сообщества имеет
большая скорость пищеварения птиц?
2. У птиц кожа непроницаема для воды,
отсутствуют потовые железы. Однако значительное
количество воды теряется при вентиляции легких.
Некоторые мелкие птицы могут терять за сутки до
35% веса тела.
Как решается проблема обезвоживания у птиц?
Одинаково ли осуществляется выделение у морских
и лесных птиц? Как вы думаете почему у птиц нет
мочевого пузыря?
3. Какие же особенности внутреннего строения птиц позволяют им подняться в небо?
Выберите правильные ответы:
1. Признак приспособленности птиц к полёту:
а) появление четырехкамерного сердца
б) роговые щитки на ногах
в) наличие полых костей
г) наличие копчиковой желёзы
2. Быстрое переваривание пищи – это приспособление к:
а) характеру пищи
б) вскармливанию детёнышей
в) полёту
г) необходимости всё время запасать пищу
3. Приспособлением кровеносной системы птиц к полёту в большой степени является:
а) строение сердца
б) увеличение количества крови в организме
в) высокая скорость течения крови
г) невысокая скорость течения крови
4. Выберите правильные утверждения.
а) у мелких птиц частота дыхания ниже, чем у крупных
б) на земле около 9000 видов птиц
в) в процессе эволюции у птиц развивался головной мозг, и особенно мозжечок
г) у всех птиц пища удерживается зубами
д) все птицы теплокровные животные
е) скорость полёта птицы зависит от массы тела
5. Существенными эволюционными, прогрессивными приобретениями птиц являются:
а) головной мозг из пяти отделов
б) интенсивный обмен веществ
в) смешанная кровь в сердце
г) костный череп
д) клюв без зубов
е) лёгкость и прочность скелета
6. Приспособлениями птиц к полёту можно считать:
а) видоизменённые конечности
б) хорошее обоняние
в) один круг кровообращения и легочное дыхание
г) полые кости в скелете
д) наличие двенадцатиперстной и прямой кишок
е) отсутствие мочевого пузыря
7. Выстройте путь прохождения пищи у птиц в правильной последовательности:
а) глотка
б) желудок
в) ротовая полость
г) пищевод
д) кишечник
е) клоака
ж) зоб
VI. Рефлексия
- Что сегодня узнали на этом уроке?
- Что понравилось?
- Что не получилось?
Оценки за урок можно выставить, используя различные подходы. Например, самой активной паре и самому активному участнику пары – оценка 5.
VII. Домашнее задание
- Параграф 55, 56.
- Групповое задание: каждая пара составляет зачётные вопросы по теме.