Цели: познакомить учащихся с музыкальными, поэтическими и художественными произведениями о зиме.
Задачи:
- Развивать умения и навыки работы с разными источниками информации на заданную тему.
- Способствовать формированию языковой и коммуникативной компетенции учащихся, умение творчески работать в группах.
- Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.
Вид урока: урок-поиск.
Оборудование:
1. Музыкальные композиции А. Вивальди «Зима», П.
И.Чайковского «Зимнее утро» из «Детского
альбома», Г. В. Свиридов – «Поет зима,
аукает..».
2. Литературные произведения А.С. Пушкина «Зимнее
утро», С. Есенина «Поет зима аукает».
3. Портреты поэтов, художников, композиторов;
репродукции картин, рисунки учащихся на тему
«Зима»
4. Тексты стихотворений по заданной теме.
5. Детские музыкальные инструменты на партах у
детей.
6. Краски, карандаши, бумага.
7. Компьютер, экран, рисунки, музыкальный центр.
Эпиграф: (на доске)
Всех звуков и цветов соотношения,
А так же способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!(Г. Гессе)
Алгоритм методики:
За неделю до урока дали учащимся домашнее
задание (нарисовать рисунок, выучить
стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»).
Довести до учеников важность данного урока,
ответственность.
Разделить класс на три группы по 9 человек:
- группа музыкантов-экспертов – готовит детские музыкальные инструменты, анализирует прослушанные произведения.
- группа поэтов – учит наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».
- группа художников – анализ картины, по теме.
ХОД УРОКА
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Это урок-поиск, где кроме знания текста и общей эрудиции, необходимы пристальное внимание к увиденному и услышанному.
– Давайте представим себе, что мы сидим дома, смотрим в окно и любуемся красотой природы. Земля укрыта белой шубой. Тихо, задумчиво падают с неба снежинки.
Учитель: Многие великие поэты, художники, композиторы посвящали и посвящают свои творения именно зиме. Сейчас вы слушаете великолепную музыку А.Вивальди «Зима». Что вы чувствуете? Какое настроение она вызывает? Как создается это настроение?
Учащиеся делятся впечатлениями. Учитель обобщает ответы учеников
– Какими красками можно описать зиму? (Белый,
блестящий, изумрудный и т.д.)
– Какие звуки можно услышать зимой? (Скрип,
звон, шум ветра, вой вьюги и т.д.)
– А есть ли у зимы какие-то запахи?
– Сегодня у нас в классе 3 группы экспертов: 1) ПОЭТЫ, 2) МУЗЫКАНТЫ, 3) ХУДОЖНИКИ (У каждой группы на столе опознавательные знаки: перо и лист бумаги, музыкальные инструменты, палитра и кисть). Каждая группа получила домашнее задание.
2. Работа экспертных групп
Учитель (вопросы к каждой экспертной группе):
– Ребята, скажите, что такое пейзаж? (Описание
природы)
– Как описывает природу поэт? (С помощью слов.
Он использует разные формы художественной
выразительности: метафору, эпитет, олицетворение
и т.д.)
– А как описывает природу художник? (С помощью
красок) Композитор? (С помощью звуков)
– Поэты, художники, музыканты находят много идей
для творчества в зимней природе, превращают
любой ее уголок в сказку.
Выступление экспертной группы ПОЭТЫ
Чтение наизусть стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой, сомкнуты негой взоры.
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском.
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня.
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Анализ стихотворения совместно с учащимися
– К кому обращается лирический герой? (Монолог
к еще не проснувшейся подруге)
– Что такое «нега»? (Ласка, радость).
Подберите однокоренные слова (Нежный –
нежность)
– Как вы понимаете две последние строки первой
строфы:
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Аврора – древнеримская богиня утренней зари. Имеется в виду наступление утра на севере.
Северная звезда – так называли планету Венера. Здесь игра слов. Венера – это древнеримская богиня любви и красоты : именно так лирический герой называет свою возлюбленную.
– Какое настроение передает автор в первой
строфе? (Радость, бодрость)
– Меняется ли оно во второй строфе? (Да,
появляется тревога, создается мрачное
настроение).
Составление таблицы совместно с учащимися
1 строфа («Вечор») Вчера |
2 строфа Сегодня |
Учащиеся должны самостоятельно сделать вывод по таблице.
– Если бы не было второй строфы, изменилось бы
настроение стихотворения? (Да, благодаря
противопоставлению подчеркивается
выразительность стиха, усиливается впечатление
от красоты и восхищения природой).
– Посмотрите репродукцию картины художника Бориса
Валентиновича Щербакова «Зимнее утро».
Выступление экспертной группы ХУДОЖНИКИ
История создания картины
– Что изображено на картине?
– Какие краски использовал художник?
– Какое настроение царит на картине?
(Возможно знакомство с картиной В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце»)
Проверка домашнего задания. Несколько учащихся получили задание проиллюстрировать стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».
Учитель музыки. А теперь послушайте произведение Петра Ильича Чайковского «Зимнее утро» («Детский альбом»).
(Звучит П. И. Чайковский «Зимнее утро» («Детский альбом»).
Выступление экспертной группы МУЗЫКАНТЫ
Ребята рассказывают историю создания этого музыкального произведения.
– Какое время года нарисовал звуками П.И.
Чайковский?
– Какое настроение создает эта композиция?
Учащиеся делают промежуточные выводы. Восприятие темы зимнего утра Пушкиным, Чайковским и Щербаковым.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с прекрасным стихотворением о зиме «Поет зима – аукает...», которое написал Сергей Александрович Есенин. Знаменитый композитор, пианист Георгий Васильевич Свиридов не остался равнодушным к этому стихотворению и написал ораторию (музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, трактующее, как правило, драматический сюжет).
(Звучит музыка Г. В. Свиридов – «Поет зима, аукает ).
– О какой зиме рассказала вам эта музыка? Чем
она вас удивила? (2 контрастных образа,
определяют 2-хчастное строение)
– В каком исполнении прозвучала эта музыка? (Многоголосный
хор и оркестр)
– Почему Свиридов обращается именно к хоровому
исполнению? (Показать многоликость зимы)
– А какова роль оркестра в создании такого
образа зимы? (Кружение зимней метели, завывание
вьюги)
Проверка домашнего задания. Несколько учащихся получили задание проиллюстрировать музыкальное произведение Г. В. Свиридов – «Поет зима, аукает».
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся, поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Учитель: Давайте теперь подумаем,
поразмышляем над содержанием стихотворения С.
Есенина.
– Кого напоминает зима в 1 строфе? (Живое
существо)
– Прочитайте, какие слова помогают оживить
предметы, увидеть что-то новое в знакомом?
– Как зима может петь, аукать и баюкать? – Кого
она может баюкать?
– Как называется такой литературный приём? (Олицетворение)
– Обратите внимание на слово «стозвон», как вы
его понимаете? (Много разных звуков в лесу –
сто звонов – сложное слово, состоит из двух
корней)
– Какие слова использует поэт, описывая облака? (Седые)
Почему?
– Какое чувство вызывают облака у поэта? (Тоски
и грусти) Почему?
– Какое слово усиливает тоску? (Глубокая)
– Чем необычен образ метелицы у поэта? (Ковром
шелковым стелется) Этот приём, когда слова
используются не в прямом значении, а в
переносном, называется метафора.
– Почему автор использует слово «шелковый»? (Показать
лёгкость снежной метели) Обратите внимание на
ударение в этом слове. Поэт поставил ударение на
этот слог, сохранить рифму, народное и
поэтическое выражение.
– Какие чувства вызывают у автора воробышки?
Докажите (Он жалеет бедных воробышков,
сочувствует им). Этот приём называется сравнение
(воробышки…как детки сиротливые)
– Подберите синонимы к слову озябли.
(Замёрзли, продрогли, окоченели, застыли).
– Почему автор употребил именно это слово – озябли?
(Оно звучит мягче, передаёт состояние птичек и
отношение к ним автора, слово является
просторечным)
– Как изменилось отношение автора к метели в 3
строфе? Как он теперь её называет? (Вьюга)
– Сначала она стелилась шелковым ковром,
а теперь?
– Почему метелица у поэта превратилась во вьюгу?
Отчего злится метель? (Ей на смену пришла весна)
Есенин «оживляет» природу для того, чтобы мы
лучше представили пейзаж, увиденный им.
Олицетворение – одно из самых любимых средств
художественной выразительности автора, потому
что во всём, что окружало поэта, он видел жизнь.
Выступление экспертной группы ХУДОЖНИКИ
Знакомство с репродукцией картины художника Ивана Ивановича Шишкина «Зима».
– Что изобразил художник?
– Что выступает фоном на картине?
– Какие краски использует художник? Основной
цвет?
Выводы: художники, поэты, композиторы
стремились в своем творчестве показать красоту
родной природы, передать глубокое чувство любви
к Родине через слова, звуки, краски. Зима
привлекала их свои волшебством и необычной
красотой.
– На сегодняшнем уроке мы научились понимать
музыку, живопись и поэзию, как единое целое,
называется искусством.
Оценки за урок.
Домашнее задание: Наш урок, посвященный прекрасному времени года «Зима» закончился, когда вы будете идти домой посмотрите на природу глазами поэтов, художников, композиторов. Попробуйте представить себя на их месте, что у вас получится. Всем спасибо за урок.