Комплексное речевое занятие в старшей группе по теме "Поздняя осень – унылая пора?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: помочь детям увидеть образ поздней осени в произведениях искусства (поэзии, музыки, живописи, фотоискусства).

Программные задачи:

  • закрепить знания детей о характерных признаках поздней осени;
  • познакомить детей с поэзией А.С. Пушкина, А. Плещеева, И. Никитина; музыкальным произведениям П.И. Чайковского ("Осенняя песня" из альбома "Времена года"), фотопейзажами О.О. Салато;
  • помочь детям прочувствовать настроение, характер, переданный в этих произведениях;
  • способствовать формированию эмоционально-образного восприятия произведений искусства;
  • способствовать гармоничному развитию каждого ребёнка через приобщение к различным видам искусства;
  • познакомить детей с новым видом искусства – фотопейзажем;
  • формировать образную выразительную речь, умение выразить свои чувства через слово;
  • способствовать пополнению, активизации словарного запаса: пожухлая трава, зябко, сыро, нагота;
  • создать условия для проявления творческой фантазии у каждого ребёнка через создание макета поздней осени;
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к классической музыке, искусству слова, фотоискусству;
  • воспитывать любовь к природе родного края.
  • укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Предварительная работа: экскурсии в осенний парк, беседы с использованием художественного слова, чтение произведений о поздней осени (Г. Сладков "Лесной календарь", И. Бунина и др.), рисование "Поздняя осень", "Золотая осень".

ХОД ЗАНЯТИЯ

Комплекс артикуляционной гимнастики

Ковшик

Широко рот открываем,
Краешки приподнимаем,
Язычок-баловничёк,
Спинку низко опускает.
Очень он на ковш похож,
В него воду вылить можно,
Держи воду, не спеши,
Ковшик всем ты покажи

Показать язык

Язык наш нужно показать,
Сначала волю зубкам дать,
Та-Та-Та (покусать кончик языка)
Заморились уже зубы
Пусть язык покажут губы
Пя-Пя-Пя (пошлепать кончик языка)

Лопатка

Отдохнул и потянулся
Влево-вправо повернулся,
Вот так: тик-так, тик-так.

Почистим зубки

Рот откройте улыбнитесь
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишни

Дыхательное упражнение

Кончилось уже безделье
Будет языку веселье,
Будем с ним сейчас играть, мяч в ворота забивать.
Носик глубоко вдыхает,
Язык на губке притихает,
Ф-Ф-Ф – тихонько выдыхаем,
Мяч в ворота забиваем.

Организационный момент.

Игра "Да или нет – скажи быстро ответ".

Вопросы:

– Осенью цветут цветы?
– Осенью растут грибы?
– Тучки солнце закрывают?
– Колючий ветер прилетает?
– Туманы осенью плывут?
– Ну, а птицы гнёзда вьют?
– А букашки прилетают?
– Часто-часто льют дожди?
– Достали все мы сапоги?

– Ребята, мы все с вами знаем, что сейчас время года – осень. А какой период осени наступил? (Период поздней осени.)
– Какая она поздняя осень, что вы можете сказать о ней?
– Вам нравится поздняя осень? Почему?
– У каждого из нас своя осень и любим мы её разную. Какую осень любит Влада? А Саша?
– А я люблю, когда пасмурно, идёт дождь, воздух чистый, свежий. В это время я чувствую себя очень спокойно, умиротворённо.
– Вот так по-разному, каждый по-своему представляет и чувствует осень каждый из нас. Поэты и писатели своё отношение к осени выражают через слово, художники цветом, композиторы с помощью звуков передают характер осени и своё отношение к ней.
– Сегодня я хотела бы познакомить вас с музыкальным произведением великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Эта песнь о расставании с уходящим летом. В ней сожаление об увядающей природе. Послушайте, как плавно льётся нежная музыка. Давайте закроем глаза и под музыку представим позднюю осень.

Слушание музыки.

– Какая музыка по характеру? Что вы чувствовали, когда слушали? Какую осень видели перед глазами?
– Как музыка отражает жизнь природы?
– Вот такой позднюю осень видел композитор П.И. Чайковский.
– Мы с вами послушали музыку, представили осень, а теперь посмотрите на фотопейзаж нашего земляка Олега Орестовича Салато.

Во время рассматривания фотокартины воспитатель читает стихотворение И.С. Никитина "Сад тих, деревья почернели…".

Сад тих, деревья почернели…
Стыдясь невольной наготы,
В тумане прячутся кусты.
Грачей пустые колыбели
Качает ветер и мертва,
К земле припавшая трава. И.С. Никитин

– Подходят ли слова поэта И. Никитина к нашей фотокартине?
– В какие краски раскрасил свою осень поэт И. Никитин? (Чёрная – "деревья почернели…"; мёртвая – "мертва припавшая трава…").
– Какие краски поздней осени запечатлел в своём фотопейзаже фотограф? (Серые, тусклые, холодные.)
– Как вы думаете, какое настроение выражает эта фотокартина?
– А стихотворение И. Никитина?
– Что помогло вам услышать в стихотворении грусть, печаль, тоску? (Музыка.)
– Давайте перенесёмся мысленно туда, к этой поникшей берёзке. Как вы чувствуете себя в такую погоду, когда на дворе поздняя осень – холодная, зябкая, сырая погода. Покажите своё настроение в такую погоду. (Дети изображают свои чувства, эмоции при помощи мимики лица.)
– Ребята, как вы думаете, о чём говорит поэт в этих строках?

Сад тих, деревья почернели,
Стыдясь невольной наготы,
В тумане прячутся кусты…

– Как вы понимаете выражение "…невольной наготы", "грачей пустые колыбели"?
– О чём говорит автор в этих строках: "мертва поникшая трава.."?
– А посмотрите, какое небо на фотокартине? Мы можем определить, есть ли ветер? Как это можно увидеть?
– Поздняя осень на фотокартине какая? (Грустная, печальная.)
– Послушайте ещё одно стихотворение Плещеева и скажите, какой по характеру осень вы представили?

Скучная картина
Тучи без конца,
Дождик так и льётся
Лужи у крыльца.
Чахлая рябина

Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано осень в гости к нам пришла?
Ещё сердце просит света и тепла!

– Какую осень вы представили? (Скучную, унылую, дождливую.)
– Как вы думаете, можно ли назвать позднюю осень "унылой порой"? Почему?
– Если сейчас мы подойдём к окну, то что мы там можем видеть? (Сырую, серую мокрую осень.)
– Да, ребята, сейчас из своего окна мы видим краски поздней осени. Но это всего лишь миг – короткий и быстротечный. Сейчас он есть: мы видим и грустную берёзку и пожухлую траву и землю после дождя; а завтра всего этого может и не быть – выпадет снег и природа укроется снежным белым покрывалом на долгие месяцы, до прихода весны. Поэтому то мы и радуемся и очаровываемся от последних мгновений осени.
– А.С. Пушкин в своём стихотворении сказал о поздней осени так:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…

– Но мы не будем с вами грустить об уходящей осени. Я предлагаю вам сохранить её красоту, сохранить тот миг, который мы с вами видим из окна в макете.

Дети вместе с воспитателем создают макет поздней осени. Для этого используется коробка (подставка), на ней с помощью бросового, природного материала создаётся картинка поздней осени. У каждого ребёнка есть возможность внести свой вклад в целостную картину поздней осени.

Итог занятия.