Цель: помочь детям увидеть образ поздней осени в произведениях искусства (поэзии, музыки, живописи, фотоискусства).
Программные задачи:
- закрепить знания детей о характерных признаках поздней осени;
- познакомить детей с поэзией А.С. Пушкина, А. Плещеева, И. Никитина; музыкальным произведениям П.И. Чайковского ("Осенняя песня" из альбома "Времена года"), фотопейзажами О.О. Салато;
- помочь детям прочувствовать настроение, характер, переданный в этих произведениях;
- способствовать формированию эмоционально-образного восприятия произведений искусства;
- способствовать гармоничному развитию каждого ребёнка через приобщение к различным видам искусства;
- познакомить детей с новым видом искусства – фотопейзажем;
- формировать образную выразительную речь, умение выразить свои чувства через слово;
- способствовать пополнению, активизации словарного запаса: пожухлая трава, зябко, сыро, нагота;
- создать условия для проявления творческой фантазии у каждого ребёнка через создание макета поздней осени;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к классической музыке, искусству слова, фотоискусству;
- воспитывать любовь к природе родного края.
- укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Предварительная работа: экскурсии в осенний парк, беседы с использованием художественного слова, чтение произведений о поздней осени (Г. Сладков "Лесной календарь", И. Бунина и др.), рисование "Поздняя осень", "Золотая осень".
ХОД ЗАНЯТИЯ
Комплекс артикуляционной гимнастики
Ковшик
Широко рот открываем,
Краешки приподнимаем,
Язычок-баловничёк,
Спинку низко опускает.
Очень он на ковш похож,
В него воду вылить можно,
Держи воду, не спеши,
Ковшик всем ты покажи
Показать язык
Язык наш нужно показать,
Сначала волю зубкам дать,
Та-Та-Та (покусать кончик языка)
Заморились уже зубы
Пусть язык покажут губы
Пя-Пя-Пя (пошлепать кончик языка)
Лопатка
Отдохнул и потянулся
Влево-вправо повернулся,
Вот так: тик-так, тик-так.
Почистим зубки
Рот откройте улыбнитесь
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишни
Дыхательное упражнение
Кончилось уже безделье
Будет языку веселье,
Будем с ним сейчас играть, мяч в ворота забивать.
Носик глубоко вдыхает,
Язык на губке притихает,
Ф-Ф-Ф – тихонько выдыхаем,
Мяч в ворота забиваем.
Организационный момент.
Игра "Да или нет – скажи быстро ответ".
Вопросы:
– Осенью цветут цветы?
– Осенью растут грибы?
– Тучки солнце закрывают?
– Колючий ветер прилетает?
– Туманы осенью плывут?
– Ну, а птицы гнёзда вьют?
– А букашки прилетают?
– Часто-часто льют дожди?
– Достали все мы сапоги?
– Ребята, мы все с вами знаем, что сейчас время
года – осень. А какой период осени наступил? (Период
поздней осени.)
– Какая она поздняя осень, что вы можете сказать
о ней?
– Вам нравится поздняя осень? Почему?
– У каждого из нас своя осень и любим мы её
разную. Какую осень любит Влада? А Саша?
– А я люблю, когда пасмурно, идёт дождь, воздух
чистый, свежий. В это время я чувствую себя очень
спокойно, умиротворённо.
– Вот так по-разному, каждый по-своему
представляет и чувствует осень каждый из нас.
Поэты и писатели своё отношение к осени выражают
через слово, художники цветом, композиторы с
помощью звуков передают характер осени и своё
отношение к ней.
– Сегодня я хотела бы познакомить вас с
музыкальным произведением великого русского
композитора Петра Ильича Чайковского. Эта песнь
о расставании с уходящим летом. В ней сожаление
об увядающей природе. Послушайте, как плавно
льётся нежная музыка. Давайте закроем глаза и под
музыку представим позднюю осень.
Слушание музыки.
– Какая музыка по характеру? Что вы
чувствовали, когда слушали? Какую осень видели
перед глазами?
– Как музыка отражает жизнь природы?
– Вот такой позднюю осень видел композитор П.И.
Чайковский.
– Мы с вами послушали музыку, представили осень,
а теперь посмотрите на фотопейзаж нашего земляка
Олега Орестовича Салато.
Во время рассматривания фотокартины воспитатель читает стихотворение И.С. Никитина "Сад тих, деревья почернели…".
Сад тих, деревья почернели…
Стыдясь невольной наготы,
В тумане прячутся кусты.
Грачей пустые колыбели
Качает ветер и мертва,
К земле припавшая трава. И.С. Никитин
– Подходят ли слова поэта И. Никитина к нашей
фотокартине?
– В какие краски раскрасил свою осень поэт И.
Никитин? (Чёрная – "деревья почернели…";
мёртвая – "мертва припавшая трава…").
– Какие краски поздней осени запечатлел в своём
фотопейзаже фотограф? (Серые, тусклые,
холодные.)
– Как вы думаете, какое настроение выражает эта
фотокартина?
– А стихотворение И. Никитина?
– Что помогло вам услышать в стихотворении
грусть, печаль, тоску? (Музыка.)
– Давайте перенесёмся мысленно туда, к этой
поникшей берёзке. Как вы чувствуете себя в такую
погоду, когда на дворе поздняя осень – холодная,
зябкая, сырая погода. Покажите своё настроение в
такую погоду. (Дети изображают свои чувства,
эмоции при помощи мимики лица.)
– Ребята, как вы думаете, о чём говорит поэт в
этих строках?
Сад тих, деревья почернели,
Стыдясь невольной наготы,
В тумане прячутся кусты…
– Как вы понимаете выражение "…невольной
наготы", "грачей пустые колыбели"?
– О чём говорит автор в этих строках: "мертва
поникшая трава.."?
– А посмотрите, какое небо на фотокартине? Мы
можем определить, есть ли ветер? Как это можно
увидеть?
– Поздняя осень на фотокартине какая? (Грустная,
печальная.)
– Послушайте ещё одно стихотворение Плещеева и
скажите, какой по характеру осень вы представили?
Скучная картина
Тучи без конца,
Дождик так и льётся
Лужи у крыльца.
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано осень в гости к нам пришла?
Ещё сердце просит света и тепла!
– Какую осень вы представили? (Скучную,
унылую, дождливую.)
– Как вы думаете, можно ли назвать позднюю осень
"унылой порой"? Почему?
– Если сейчас мы подойдём к окну, то что мы там
можем видеть? (Сырую, серую мокрую осень.)
– Да, ребята, сейчас из своего окна мы видим
краски поздней осени. Но это всего лишь миг –
короткий и быстротечный. Сейчас он есть: мы видим
и грустную берёзку и пожухлую траву и землю после
дождя; а завтра всего этого может и не быть –
выпадет снег и природа укроется снежным белым
покрывалом на долгие месяцы, до прихода весны.
Поэтому то мы и радуемся и очаровываемся от
последних мгновений осени.
– А.С. Пушкин в своём стихотворении сказал о
поздней осени так:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
– Но мы не будем с вами грустить об уходящей осени. Я предлагаю вам сохранить её красоту, сохранить тот миг, который мы с вами видим из окна в макете.
Дети вместе с воспитателем создают макет поздней осени. Для этого используется коробка (подставка), на ней с помощью бросового, природного материала создаётся картинка поздней осени. У каждого ребёнка есть возможность внести свой вклад в целостную картину поздней осени.
Итог занятия.