Цели урока.
- Предметные:
- наблюдение за позицией написания разделительных ъ и ь знаков, решение орфографической задачи – в каких случаях пишется разделительный ъ, в каких разделительный ь;
- развитие умения применять теоретический материал в письменной речи, развитие логического мышления;
- обогащение словарного запаса учащихся, развитие связной речи;
- воспитание интереса к предмету через содержание учебного материала;
- формирование УУД.
- Познавательные: использование знаково-символические средства моделирования для решения задач, осуществление анализа и синтеза объектов.
- Личностные: развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, ориентация на самоанализ и самоконтроль результата, способность к самооценке.
- Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
- Коммуникативные: воспитывать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу, умение аргументировать свое предложение.
Оборудование: таблички со словами, листы индивидуальной работы, карточки для парной работы, разноуровневые задания для домашней работы.
ХОД УРОКА
1. Самоопределение деятельности (массаж пальцев, ушей, головы)
2. Вступительное слово учителя
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Чтоб за работу на уроке
Получать только оценку «пять».
У. Я сегодня желаю вам плодотворно потрудиться.
(Дети хором.)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Комментированное письмо: (записывается число, классная работа.)
Двадцать четвертое марта.
Классная работа.
3. Актуализация знаний
Словарная работа.
– Посмотрите внимательно на слова:
в…р…бьи к…ньки
ф…нарь безд…рожье
с…бачья ябл…нька
У. Какая буква пропущена в словах? (Буква О.)
У. Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании этих слов? (Написание этих слов нужно запомнить.)
У. Что общего есть в этих словах? (Эти
слова пишутся с мягким знаком.)
– На какие две группы можно разделить эти слова? (Слова
с ь – показателем мягкости согласных звуков и
разделительным ь.)
У. Запишите эти слова в два столбика самостоятельно, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, мягкий знак и разделительный мягкий знак.
У. Давайте проверим, что получилось.
фонарь воробьи
коньки бездорожье
яблонька собачья
Физминутка для глаз «Цветные огоньки»
Кружки красного, жёлтого, зелёного и синего цветов расположены равномерно по верхней кромке доски. Дети по команде учителя переводят взгляд с одного цветного кружка на другой.
У. Как слово « огоньки» связано с темой нашего урока? (В слове есть Ь, но не разделительный, а смягчающий. Он пишется на конце слов или между согласными.)
4. Создание проблемной ситуации
А) Наблюдение. (Записаны две транскрипции.)
[в' й' унок] [в й' эхал]
– Прочитаем транскрипции.
– На что обратили внимание? (В этих словах есть
звук [й'], и он стоит после согласного)
– Что из этого следует? (Нужно писать
разделительный знак.)
– Запишите эти слова. (У доски работают два
ученика.)
ВЬЮНОК ВЪЕХАЛ
5. «Открытие» детьми нового знания
У. Сравните выполнение задания
учениками у доски. (Результаты получились
разные.)
У. Ребята, задание было одно, а
выполнили вы его по-разному. Что скажете? (В
русском языке два разделительных знака – Ъ и Ь.)
– Когда пишется разделительный мягкий знак?
– Что мы еще не знаем, но очень хотим узнать? (В
каких случаях пишется разделительный Ъ.)
У. Какова тема нашего урока? (Правописание слов с разделительными Ъ и Ъ знаками.)
Правописание слов с разделительными Ъ и Ъ знаками.) – на доску |
У. Какие цели вы поставите сегодня на уроке? (Развивать устную речь. Обогащать свой словарный запас. Уметь высказывать свою точку зрения. Учиться грамотно писать. Развивать логическое мышление. Познакомиться с новой орфограммой. Учиться писать слова с разделительными ъ и ь знаками.)
У. Сложность этой орфограммы в том, что мало услышать звук [Й'] после согласного и понять, что нужно писать разделительный знак. Нужно еще правильно выбрать какой – разделительный Ъ или разделительный Ь. Понаблюдаем за этим.
(Схема на доске.)
– Прочитайте слова, записанные в два столбика.
вьюга подъём пьеса съела семья объявил ружьё разъезд ручьи подъюбник
У. Чем отличаются слова?
– В какой части слова пишется разделительный Ь?
Выделим корень.
– Перед какими буквами? (Перед буквами ё, е,
ю, я, и.)
– Где пишется разделительный Ъ? (После
приставки.)
– Выделим приставки.
– На что оканчивается приставка? (На
согласный.)
– Подчеркнем эту букву.
– С какой буквы начинается корень в этих словах? (С
букв е,ё,ю,я.)
– Какой вывод можно сделать?
Выводы: Разделительный Ь пишется в корне перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И. Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами Е, Ё, Ю, Я.
Работа с правилом. Учебник с.122, откройте, прочитайте правило.
У. Сравните с нашими выводами. Вы совершенно правильно сделали выводы и сами сформулировали правило, используя схемы.
Физминутка
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
6. Первичное закрепление
У. Данные словосочетания списать, вставить пропущенные буквы. Обозначить орфограммы. (Выполняется коллективно с комментированием.)
Раз_яснил задачу, дверь под_езда, л_ют дожди, дорога в об_езд, яркое об_явление.
– Прочитайте задание, работаем вместе,
рассуждаем. Первое слово разъяснил.
– Есть ли в этом слове приставка? На какую букву
она оканчивается?
– С какой буквы начинается корень?
– С каким разделительным знаком будем писать это
слово?
(Аналогично задание выполняется дальше.)
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Работа по карточкам. Списать пословицы правильно, подчеркнуть все знакомые орфограммы.
1 вариант – слова с разделительным Ъ.
- За большим под_ёмом и спуск большой. Пословицу не обойти, не об_ехать. Не стыдись говорить, коли правду хочешь об_явить. Лето собирает, а зима под_едает.
2 вариант – слова с разделительным Ь.
- Без учен_я нет умен_я. От желан_я к исполнен_ю приложи умен_е. Красна птица перьем, а человек умен_ем. Повторенье – мать ученья. Ум без книги, как птица без крыл_ев.
Выставление отметок.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
– Какие цели ставили?
– Удалось решить поставленные цели?
– Где можно применить новое знание?
У. Оцените свою работу на уроке.
9. Домашнее задание
– Каждый из вас выбирает задания домашней работы по уровню сложности:
- Зеленый – высокий уровень сложности.
- Желтый – средний уровень сложности.
У. Спасибо всем за урок!