Цели:
- Обучающая – систематизировать и расширить знания, умения, навыки учащихся в применении формул для вычисления площади поверхности параллелепипеда, его объёма; знаний ПДД и применения их на практике. Способствовать формированию применять приемы сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию творческих способностей учеников путём решения заданий.
- Воспитательная – воспитывать такие качества личности как: ценностное отношение к собственной жизни; познавательная активность, самостоятельность, упорство достижения цели.
- Развивающая – развивать общеучебные умения и навыки (информационные, коммуникативные, вычислительные, мыслительные), способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы; побуждать учеников к само и взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: групповая деятельность
Методы обучения: словесные, практический, частичный поиск, наглядный.
Оборудование: карусель дорожных знаков; модели светофоров; магнитная доска со знаками дорожного движения; набор карточек с заданиями; геометрические фигуры различного цвета, среди них прямоугольники белого, бардового, желтого, голубого, красного, зелёного цвета.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учащиеся разделены на 4 группы. Состав группы определяется учителем. Ребятам предлагается проверить готовность к уроку. На столах: тетради по математике, линейки. Каждой группе на стол положены: параллелепипеды (светофоры), 2 карточки с заданиями, карточка для ответов, карусели дорожных знаков, оценочные листы.
II. Актуализация опорных знаний
1. Чтобы записать тему нашего урока, мне необходима ваша помощь. Продолжите стихотворение:
Движения полон город,
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Чтоб было безопасно,
Всем нужно, без сомненья,
Знать и выполнять ... (правила дорожного движения).
(Открывается только часть темы).
К сожалению, тема раскрылась не полностью. У нас закрыто еще одно слово. Давайте вместе откроем его. Возьмите в руки «карусель дорожных знаков» (Приложение 1).
2. По мере выполнения задания, отложите в сторону те геометрические фигуры, которые соответствуют цвету вашего ответа (на прямоугольниках с обратной стороны написаны буквы).
- Движение запрещено (белый),
- Подземный переход (бардовый),
- Велосипедная дорожка (желтый),
- Выброс гравия (голубой),
- Пешеходная дорожка (красный),
- Пешеходный переход (зеленый).
Подводится итог данной работы (учащиеся выставляют баллы в оценочном листе).
3. Составьте слово по убыванию площадей отложенных вами фигур, предварительно перевернув их (Приложение 2).
– Какое слово у вас получилось? (геометрия).
– Запишем тему урока в тетрадях.
– Что обозначает слово «геометрия»?
– Значит мы будем измерять, вычислять, используя
наглядные пособия по ОБЖ.
– А теперь на листочке перечислите все известные
вам плоские геометрические фигуры.
– Подчеркните названия тех фигур, которые
используются в п.д.д. (учитель оценивает работу
группы). (круг, треугольник, прямоугольник,
квадрат, шестиугольник.)
III. Применение знаний, формирование умений
1. Теперь каждой группе необходимо выполнить задание, указанное в карточке 1.
1. Для чего делают дорожную разметку? В
рассказе используйте магнитную доску. 2. Какие фигуры используют при нанесении дорожной разметки на асфальт? Как вычислить площадь этих фигур? |
1. Какие группы знаков дорожного
движения вы знаете? На магнитной доске
прикрепить очень важные знаки для пешеходов. 2. Дорожные знаки для пешеходов могут изображаться в форме, где допущена ошибка? |
1. Если светофор не исправен, то
регулировать движение может...? 2. Покажите соответствующие сигналам светофора жесты. |
1. Что вы знаете из истории светофора?
Какие виды светофоров бывают. 2. Какой геометрической формы мы видим светофоры? |
Каждая группа отвечает после обсуждения данного задания. Оценку выставляют групповую.
2. Ребятам предлагается просмотр слайдов о перекрестках своего города, учитель комментирует (Приложение 3).
Физкультминутка
На вопросы дети выполняют действия, отражающие смысл слов.
– Как живете?
– Через дорогу как идете?
– А на красный свет бежите?
– А на желтый свет стоите?
– А при резком торможении что бывает?
– По какой дороге мчишься и подскакиваешь ввысь?
IV. Практическая работа
У вас на столе стоит светофор.
Рассчитайте, сколько необходимо материала на
изготовление таких размеров светофора? (Без припусков на швы). |
У вас на столе стоит светофор. Рассчитайте, сколько рублей необходимо затратить на изготовление таких размеров светофора, если 1 мм жести стоит 2 копейки? | У вас на столе стоит светофор. Рассчитайте, сколько необходимо материала на изготовление таких размеров светофоров для одного перекрестка? | У вас на столе стоит светофор. Рассчитайте, сколько фактически уйдет железа на изготовление данного светофора, и сколько см3 воздуха наполняет данный светофор? |
После выполнения своей работы, ученики отвечают у доски перед другими учащимися. Оценку за работу выставляют групповую.
V. Рефлексия
Ребятам предлагается отдать свои жетоны как
итог их работы.
Учителя благодарят ребят за работу. В журнал
выставляется итоговая оценка.
Оценочный лист.
Максимальное количество баллов: 42-45 б – «5»; 38-41 б – «4»; 23-37 б – «3». | ||||||
6 |
2 |
6 |
5 |
1 |
5 |
|
1. Карусель дорожных знаков | . | |||||
2. Составление слова, знание его значения | . | |||||
3. Определение геометрических фигур (оценка учителя) | . | |||||
4. Карточка № 1. самооценка | . | |||||
оценка группы | . | |||||
оценка командира | . | |||||
5. Физкультминутка | . | |||||
6. Карточка №2. самооценка | . | |||||
оценка группы | . | |||||
оценка командира | . | |||||
Итог вашей работы. Нарисуйте свое настроение. |
42-45 баллов – «5»;
38-41 балл – «4»;
23-37 баллов – «3».
Домашнее задание
Ребятам предлагается составить рассказ по ответам родственников по теме «применение математики в правилах дорожного движения».