Окислительно-восстановительные реакции в неорганической химии

Разделы: Химия


Урок предназначен для 11 класса. Его цель – обобщение и углубление материала по ОВР, изученного еще в 8-9 классах. Знания по этой теме необходимы для выполнения заданий, обязательно содержащихся в КИМах  ЕГЭ по химии. На этом уроке я подробно рассматриваю метод полуреакций, который не изучается в школьном курсе, но в последующем часто нужен студентам для выполнения контрольных по химии в ВУЗах. К тому же после этого метода метод электронного баланса кажется для учеников гораздо легче и усваивается лучше (такой маленький педагогический прием). Буду рада, если этот материал поможет коллегам в работе.

ХОД УРОКА

Вступление

Окислительно-восстановительные реакции чрезвычайно распространены. С ними связаны процессы обмена веществ, гниение и брожение, фотосинтез, круговорот веществ в природе. Мы с ними сталкиваемся при сгорании топлива и  коррозии металлов. С их помощью получают щелочи, кислоты, металлы и многие другие ценные продукты. (Приложение 1)

Для того, чтобы приступить к рассмотрению ОВ процессов, нужно вспомнить такие понятия как «степень окисления», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление» 

Классификация ОВР

1. Межмолекулярные – реакции, у которых окислитель и восстановитель находятся в разных веществах, причем эти вещества могут быть как сложными, так и простыми. Эти реакции протекают и в газообразном состоянии, и с участием твердых веществ, и в растворах.

HCl–1 + KMn+7O4 = Cl20 + Mn+2Cl2 + KCl + H2O
окислитель Mn+7
восстановитель Cl–1

Коэффициенты расставим позже методом электронного баланса.

2. Внутримолекулярные – реакции, которые протекают с изменением степени окисления атомов в одной и той же молекуле. В этом случае атом с большим значением степени окисления будет окислять другой атом с меньшим значением степени окисления.

(N–3H4)2Cr2+6O7 = N20  + Cr2+3O3 + 4H2O
окислитель Cr+6
восстановитель N–3

3. Диспропорционирования (дисмутации) – реакции, в которых окислитель и восстановитель являются одним и тем же элементом.

4Na2S+4O3 = 3Na2S+6O4 + Na2S–2

окислитель и восстановитель S+4

Методы составления уравнений ОВР

Правильно написанное уравнение реакции является выражением закона сохранения массы веществ. Поэтому число одних и тех же атомов в исходных веществах и продуктах реакции должно быть одинаковым. Точно так же сумма зарядов в исходных веществах всегда должна быть равна сумме зарядов в продуктах реакции. Наиболее часто применяются два метода составления уравнений ОВР: электронного баланса и полуреакций.

1. Метод электронного баланса

Вернемся к первой реакции:

HCl–1 + KMn+7O4= Cl20 + Mn+2Cl2 + KCl + H2O

Ион хлора отдает электрон, и его степень окисления повышается от –1 до 0, но поскольку молекула хлора состоит из двух атомов, то нужно два иона хлора. Ион марганца, присоединяя пять электронов, изменяет степень окисления от +7 до +2. Эти изменения можно выразить электронными уравнениями:

2 Cl–1 – 2е = Cl20   |  5 восстановитель (окисляется)
Mn+7 + 5е = Mn+2  |  2 окислитель (восстанавливается)

Это означает, что перед соединением, содержащим марганец, нужно поставить коэффициент 2, а перед молекулой хлора – 5. Окончательно уравнение будет выглядеть:

16HCl–1 + 2KMn+7O4 = 5Cl20 + 2Mn+2Cl2 + 2KCl + 8H2O

2. Метод полуреакций (ионно-электронный)

Этот метод основан на составлении ионных уравнений для процессов окисления восстановителя (первая полуреакция) и восстановления окислителя (вторая полуреакция) с последующим суммированием их в общее уравнение.
Демонстрация: пропускаем сероводород через подкисленный раствор перманганата калия. По мере пропускания сероводорода малиновая окраска исчезает и раствор мутнеет.

H2S + KMnO4 + H2SO4 = S + MnSO4 + K2SO4 + H2O

Помутнение раствора происходит в результате образования серы из сероводорода: H2S ––> S + 2Н+.  В этой схеме число атомов водорода и серы в левой и правой частях одинаково. Для уравнения по числу зарядов надо от левой части схемы отнять два электрона, после чего можно стрелку заменить на знак равенства:

H2S – 2е = S + 2Н+

Это первая полуреакция – процесс окисления восстановителя H2S.
Обесцвечивание раствора перманганата калия связано с переходом иона MnO4 (он имеет малиновую окраску) в ион Mn+2 (почти бесцветный и лишь при большой концентрации имеет розоватую окраску), что можно выразить схемой:

MnO4 ––> Mn+2

В кислом растворе кислород, входящий в состав ионов MnO4, вместе м ионами водорода в конечном итоге образует воду (для связывания кислорода из MnO4 в воду нужно 8Н+). Поэтому процесс перехода записываем:

MnO4 + 8Н+ ––> Mn+2 + 4H2O

Чтобы заменить стрелку на знак равенства, надо уравнять заряды. Суммируем заряды в левой части: +7+ (–2) • 4 + 8 • (+1) = +7; а в правой части +2. Для выполнения условия сохранения зарядов надо к левой части прибавить пять электронов:

MnO4 + 8Н+ +5е = Mn+2 + 4H2O

Это вторая полуреакция – процесс восстановления окислителя – иона MnO4.

Далее суммируем:

H2S – 2е = S + 2Н+                          | 5
MnO4 + 8Н+ +5е = Mn+2 + 4H2O  | 2
5H2S + 2MnO4 + 16Н+ = 5S + 10Н+ +2Mn+2 + 8H2O

После приведения подобных членов (ионов водорода) получаем:

5H2S + 2MnO4 + 6Н+ = 5S +2Mn+2 + 8H2O

И, наконец, в молекулярном виде уравнение будет выглядеть:

5H2S + 2KMnO4 + 3H2SO4 = 5S + 2MnSO4 + K2SO4 + 8H2O

При составлении уравнений методом полуреакций следует учитывать следующие факторы:

а) сильные электролиты записывают в виде ионов, а слабые электролиты, газы и вещества, выпадающие в виде осадков, – в виде молекул;
б) если исходное вещество содержит больше кислорода, чем продукт реакции, то освобождающийся кислород в форме О–2 связывается в кислых растворах ионами водорода в воду, а в нейтральных – в гидроксид-ион;
в) если же исходное вещество содержит меньше атомов кислорода, чем продукт реакции, то недостаток их восполняется в кислых и нейтральных растворах за счет молекул воды, а в щелочных – за счет гидроксид-ионов;
г) должны быть равны суммарное число и знак электрических зарядов слева и справа от знака равенства.

В конце урока или, если не хватило времени, в начале следующего я даю небольшую самостоятельную работу, чтобы проверить усвоение материала учащимися. (Приложение 2)