Урок предназначен для 11 класса. Его цель – обобщение и углубление материала по ОВР, изученного еще в 8-9 классах. Знания по этой теме необходимы для выполнения заданий, обязательно содержащихся в КИМах ЕГЭ по химии. На этом уроке я подробно рассматриваю метод полуреакций, который не изучается в школьном курсе, но в последующем часто нужен студентам для выполнения контрольных по химии в ВУЗах. К тому же после этого метода метод электронного баланса кажется для учеников гораздо легче и усваивается лучше (такой маленький педагогический прием). Буду рада, если этот материал поможет коллегам в работе.
ХОД УРОКА
Вступление
Окислительно-восстановительные реакции чрезвычайно распространены. С ними связаны процессы обмена веществ, гниение и брожение, фотосинтез, круговорот веществ в природе. Мы с ними сталкиваемся при сгорании топлива и коррозии металлов. С их помощью получают щелочи, кислоты, металлы и многие другие ценные продукты. (Приложение 1)
Для того, чтобы приступить к рассмотрению ОВ процессов, нужно вспомнить такие понятия как «степень окисления», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление»
Классификация ОВР
1. Межмолекулярные – реакции, у которых окислитель и восстановитель находятся в разных веществах, причем эти вещества могут быть как сложными, так и простыми. Эти реакции протекают и в газообразном состоянии, и с участием твердых веществ, и в растворах.
HCl–1 + KMn+7O4 = Cl20 + Mn+2Cl2 + KCl + H2O
окислитель Mn+7
восстановитель Cl–1
Коэффициенты расставим позже методом электронного баланса.
2. Внутримолекулярные – реакции, которые протекают с изменением степени окисления атомов в одной и той же молекуле. В этом случае атом с большим значением степени окисления будет окислять другой атом с меньшим значением степени окисления.
(N–3H4)2Cr2+6O7 = N20 + Cr2+3O3 + 4H2O
окислитель Cr+6
восстановитель N–3
3. Диспропорционирования (дисмутации) – реакции, в которых окислитель и восстановитель являются одним и тем же элементом.
4Na2S+4O3 = 3Na2S+6O4 + Na2S–2
окислитель и восстановитель S+4
Методы составления уравнений ОВР
Правильно написанное уравнение реакции является выражением закона сохранения массы веществ. Поэтому число одних и тех же атомов в исходных веществах и продуктах реакции должно быть одинаковым. Точно так же сумма зарядов в исходных веществах всегда должна быть равна сумме зарядов в продуктах реакции. Наиболее часто применяются два метода составления уравнений ОВР: электронного баланса и полуреакций.
1. Метод электронного баланса
Вернемся к первой реакции:
HCl–1 + KMn+7O4= Cl20 + Mn+2Cl2 + KCl + H2O
Ион хлора отдает электрон, и его степень окисления повышается от –1 до 0, но поскольку молекула хлора состоит из двух атомов, то нужно два иона хлора. Ион марганца, присоединяя пять электронов, изменяет степень окисления от +7 до +2. Эти изменения можно выразить электронными уравнениями:
2 Cl–1 – 2е = Cl20 | 5 восстановитель (окисляется)
Mn+7 + 5е = Mn+2 | 2 окислитель (восстанавливается)
Это означает, что перед соединением, содержащим марганец, нужно поставить коэффициент 2, а перед молекулой хлора – 5. Окончательно уравнение будет выглядеть:
16HCl–1 + 2KMn+7O4 = 5Cl20 + 2Mn+2Cl2 + 2KCl + 8H2O
2. Метод полуреакций (ионно-электронный)
Этот метод основан на составлении ионных
уравнений для процессов окисления
восстановителя (первая полуреакция) и
восстановления окислителя (вторая полуреакция) с
последующим суммированием их в общее уравнение.
Демонстрация: пропускаем сероводород через
подкисленный раствор перманганата калия. По мере
пропускания сероводорода малиновая окраска
исчезает и раствор мутнеет.
H2S + KMnO4 + H2SO4 = S + MnSO4 + K2SO4 + H2O
Помутнение раствора происходит в результате образования серы из сероводорода: H2S ––> S + 2Н+. В этой схеме число атомов водорода и серы в левой и правой частях одинаково. Для уравнения по числу зарядов надо от левой части схемы отнять два электрона, после чего можно стрелку заменить на знак равенства:
H2S – 2е = S + 2Н+
Это первая полуреакция – процесс окисления
восстановителя H2S.
Обесцвечивание раствора перманганата калия
связано с переходом иона MnO4– (он
имеет малиновую окраску) в ион Mn+2 (почти
бесцветный и лишь при большой концентрации имеет
розоватую окраску), что можно выразить схемой:
MnO4– ––> Mn+2
В кислом растворе кислород, входящий в состав ионов MnO4–, вместе м ионами водорода в конечном итоге образует воду (для связывания кислорода из MnO4– в воду нужно 8Н+). Поэтому процесс перехода записываем:
MnO4– + 8Н+ ––> Mn+2 + 4H2O
Чтобы заменить стрелку на знак равенства, надо уравнять заряды. Суммируем заряды в левой части: +7+ (–2) • 4 + 8 • (+1) = +7; а в правой части +2. Для выполнения условия сохранения зарядов надо к левой части прибавить пять электронов:
MnO4– + 8Н+ +5е = Mn+2 + 4H2O
Это вторая полуреакция – процесс восстановления окислителя – иона MnO4–.
Далее суммируем:
H2S – 2е = S + 2Н+ | 5
MnO4– + 8Н+ +5е = Mn+2 + 4H2O | 2
5H2S + 2MnO4– + 16Н+ = 5S + 10Н+ +2Mn+2 + 8H2O
После приведения подобных членов (ионов водорода) получаем:
5H2S + 2MnO4– + 6Н+ = 5S +2Mn+2 + 8H2O
И, наконец, в молекулярном виде уравнение будет выглядеть:
5H2S + 2KMnO4 + 3H2SO4 = 5S + 2MnSO4 + K2SO4 + 8H2O
При составлении уравнений методом полуреакций следует учитывать следующие факторы:
а) сильные электролиты записывают в виде ионов,
а слабые электролиты, газы и вещества, выпадающие
в виде осадков, – в виде молекул;
б) если исходное вещество содержит больше
кислорода, чем продукт реакции, то
освобождающийся кислород в форме О–2
связывается в кислых растворах ионами водорода в
воду, а в нейтральных – в гидроксид-ион;
в) если же исходное вещество содержит меньше
атомов кислорода, чем продукт реакции, то
недостаток их восполняется в кислых и
нейтральных растворах за счет молекул воды, а в
щелочных – за счет гидроксид-ионов;
г) должны быть равны суммарное число и знак
электрических зарядов слева и справа от знака
равенства.
В конце урока или, если не хватило времени, в начале следующего я даю небольшую самостоятельную работу, чтобы проверить усвоение материала учащимися. (Приложение 2)