Коллективное взаимообучение и система обучающих карточек при подготовке девятиклассников к ГИА по математике

Разделы: Математика


В девятом классе ученики впервые сдают свои первые экзамены. Для них это важный этап в жизни. Очень важно подготовить ребят к этому ответственному этапу.

Часть учеников теряется при виде тестовых заданий. Им порой непонятна формулировка задания, у многих есть пробелы в знаниях, проблемы с вычислительными заданиями: они забыли правила действий с числами. Значит, чем раньше начнётся подготовка к экзамену, тем легче пройдёт сдача экзамена. Очень важно иметь позитивный настрой на сдачу экзамена, верить в свои силы, и верить, что если приложить усилия, то всё должно получиться.

Экзамен в 9 классе не должен стать для ученика испытанием на прочность нервной системы. Подготовка к экзамену - это не “натаскивание” выпускника на задания, аналогичные заданиям прошлых лет. Подготовка означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации. Кроме того, необходимо ликвидировать пробелы в знаниях, научить ребят приёмам прикидки результата и приемам самопроверки.

Одной из основных целей в начале подготовки к ГИА является хорошее повторение материала предыдущих лет. Хорошую помощь в достижении этой цели окажет коллективное взаимообучение, помощь одноклассников в изучении новых тем, а также в повторении изученного ранее материала. Слабым ученикам окажут помощь карточки, в которых даётся алгоритм решения заданий, формулы, способы решения тех или иных заданий. Сильным ученикам карточки помогут, используя подсказки, самостоятельно справиться с заданиями повышенного уровня.

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя. Разработала технологию обучения в парах сменного состава Валентина Васильевна Архипова, которая сумела сплотить вокруг себя множество единомышленников – ленинградцев. Вместе с ними она, взявшись за дело “оживления” идей русского педагога Александра Григорьевича Ривина (1877 – 1944 г.г.), развития связанных с этими идеями методологических разработок Виталия Кузьмича Дьяченко (профессора, заведующего кафедрой педагогики Красноярского ИПК работников образования, современного теоретика коллективного способа обучения), значительно продвинулась в построении такой системы образования, которая не “усовершенствует” существующую ныне традиционную педагогику, а создаёт принципиально иное качество.

И, как отмечает Г. Бардиер (кандидат психологических наук, г. Санкт – Петербург), пары сменного состава предполагают такую “инженерию” учебного процесса, которая позволяет проектировать и строить целые системы образования, среди отличительных особенностей которых очевидны следующие:

а) различаются и обеспечиваются, с одной стороны, задачи разносторонней знаниевой подготовки учеников к предстоящей жизни, а с другой – цели общего (или специального) образования Человека Мыслящего, способного не только самоопределяться в настоящем, но и реконструировать прошлое, проектировать и строить будущее;

б) легко решаются такие “вековые” проблемы педагогики как:

  • реализация индивидуального подхода;
  • мотивация обучаемых;
  • задача преобладания у учеников эвристических знаний над алгоритмическими;
  • вопросы снятия социально – педагогических барьеров общения и взаимодействия в учебной группе и др.;

в) содержание учебного процесса развивается за счёт интеллектуального ресурса учеников, а не ограничивается информационно – методической квалификацией стоящего перед ними конкретного учителя; глубина понимания обсуждаемых в парах вопросов также регулируется учениками, а не сковывается временным стандартом урока, дисциплинарной пассивностью в классе.

Г. Бардиер делает вывод, “что уже таких возможностей учебного процесса достаточно, чтобы поверить в реальность духовного и культурного пробуждения народа, увидеть зарождение интеллектуально – гуманистической элиты нового общества”.

Итак, как отмечает В.В.Архипова, в традиционном способе обучения нарушен триединый принцип получения, усвоения и передачи информации и опыта. Ученики не участвуют в их передаче. Включить учеников в активное усвоение и передачу информации и опыта удалось при организации обучения в сменных парах.

Как происходит такое обучение? Ученик работает с одним товарищем, потом с другим, третьим. В паре они могут помогать друг другу усваивать новые знания или тренировать один другого. Каждый ученик получает возможность передать товарищу то, чему научился и что узнал сам. Один обучает многих, многие обучают одного. Между учениками устанавливаются новые связи, меняются их обязанности и функции, виды деятельности.

В.В.Архипова и её единомышленники разработали 10 методик коллективной оргформы. Прочитать о коллективном способе обучения можно в книгах:

1) В.В.Архипова Коллективная организационная форма учебного процесса. Санкт- Петербург, издательство “Дорваль”, 1995 г.

2) Коллективное взаимообучение (практическое руководство). Санкт- Петербург. Научно-исследовательская фирма “Элиана”, 1992 г.

Для себя взяла методику “Взаимообмен заданиями”. Как я применяю эту методику? Весь материал темы разбиваю на 6 – 8 карточек. Каждая карточка содержит идею, отличную от идеи другой карточки, поэтому ученик может начать работу с любой карточки и выполнять задания в любой последовательности. Как производится ввод?

Даю карточку №1 на первую парту, №2 – на вторую ит.д. На первом этапе каждая пара работает совместно. Они отвечают на вопросы карточки (ответы на эти вопросы пригодятся при решении упражнений) или прорешивают задание – образец. Затем они вместе решают оба задания в карточке, если есть необходимость, то консультируются с учителем, проверяют решение у учителя. После этого карточку знают оба ученика, им выдаю точно такую же карточку (для второго ученика). Теперь один ученик остаётся на месте, а второй встаёт и ищет по цветовому сигналу (разного цвета треугольники, кружки, прямоугольники и другие фигуры) нового партнёра. Теперь идёт работа в паре сменного состава. Работа в новой паре идёт так: ученики приветствуют друг друга, договариваются по какой карточке начнут работать. Договорились, что будут работать по карточке Иванова. Иванов задаёт вопросы своей карточки Петрову, тот отвечает, при затруднениях Иванов помогает ему. Потом Иванов объясняет Петрову первое задание своей карточки, записывает в его тетрадь. Петров может сам попытаться решить первое задание, Иванов ему помогает. Потом роли меняются: учителем становится Петров, он будет объяснять Иванову первое задание своей карточки, задавать Иванову вопросы.

После этого Иванов решает второе задание карточки Петрова, а Петров – второе задание карточки Иванова. После этого они проверяют решения друг у друга, если есть ошибка, то выясняют, почему она возникла, исправляют её и расходятся, чтобы найти нового партнёра. Учёт решённых задач производится в листке самоконтроля, который чертится в начале урока. В верхней части ставится номер карточки, в нижней – знак “+”, если получил карточку, и обводится кружочком, если задание выполнено.

№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8
    +          

Необходимо решить не менее 75% всех заданий. Прошу “учителей”, которые пишут решение в тетрадь, писать свою фамилию, чтобы знать, кто написал, может быть, неверное решение или допустил ошибку. Когда ученик решил все задания, он выходит на контрольную работу, которая даётся на карточках – многовариантные задания. Это отчёт ученика о проделанной работе.

Выход на контрольную работу происходит не одновременно, а по мере окончания работы в парах сменного состава. Поэтому к концу урока в классе обычно такая ситуация: часть ребят уже заканчивает решать контрольную работу, другая часть только начала работать. Если ученик не закончил в классе решать контрольную работу, то карточки даю домой, т.к. это не окончательная контрольная работа: на следующих уроках будет проходить отработка этой темы, решение более сложных заданий, и только после этого будет другая контрольная работа.

Считаю, что такая работа оправдана во многих случаях, когда надо отработать ключевые темы, какое-нибудь умение, навык или обобщить тему, повторить несколько тем. Работу по коллективному взаимообучению провожу в комплексе с другими методами обучения и использую её в тех случаях, когда это необходимо. Опыт показывает, что ребята с удовольствием работают в парах сменного состава. Результаты такой работы хорошие. То, чему научили ребята друг друга, хорошо усваивается.

В основном разрабатываю карточки двух типов:

1) В верхней части пишу вопросы, ответы на которые помогают при выполнении двух заданий нижней части, во второй части предлагаю 2 задания: одно для обучения, другое – для самостоятельной работы.

2) В верхней части даётся образец решения или основные формулы. Иногда в верхней части ничего не пишу (в старших классах); ребята самостоятельно, используя опыт решения, например, уравнений, находят способы решения показательных уравнений. При необходимости ребята могут воспользоваться карточками – консультантами или дополнительной литературой.

Алгоритм работы: (он лежит на каждой парте)

1. Начерти таблицу (Лист учета, в котором 6 заданий. Отметь “+” номер карточки, которую решаете)

2. Получив карточку, проработай ее вместе с соседом: ответь на вопросы карточки и реши ее вместе с соседом, т.е. на первом этапе работают соседи по парте.

3. Проверь свои ответы у учителя.

4. Если решение верное, то отметь в листе учета и ищи нового партнера (не забудь взять такую же карточку у учителя, чтобы с ней работать с новым партнёром).

5. Встретившись с новым партнером, объясните ему первое задание из своей карточки (предварительно разобрав вопросы карточки), затем твой товарищ объяснит первое задание своей карточки, может записать тебе в тетрадь это задание.

6. Затем каждый самостоятельно решает второе задание чужой карточки, сверяется решениями, отмечает в листе учета и пара распадается - каждый ищет нового партнера, работать он может теперь или со своей прежней карточкой, или с новой карточкой. Возможен другой порядок работы в паре: каждый сразу начинает после разбора вопросов работать с новой карточкой, пытаясь самостоятельно решить задание, лишь при необходимости посоветоваться с товарищем.

7. Сверяетесь с ответами вторых заданий и, если задания решены правильно, то ищете новых партнеров, а если есть расхождения, то помогите товарищу найти ошибку, исправить ее.

8. Если у тебя появилось свободное время, то можешь решать “Задачу дня” или попытайся решать задания из рубрики “Шаг вперед!”.

9. Если вы успешно прошли все 6 карточек, то приступайте к выполнению контрольной работы, которую надо решить дома. Это первая контрольная работа, так как работа по этой теме на более высоком уровне продолжится на последующих уроках и после изучения темы будет новая контрольная работа.

Одной из основных – “сквозных” тем является “Решение квадратных уравнений”. Быстро вспомнить, а некоторым ребятам практически заново изучить, поможет работа по коллективному взаимообучению “Решение квадратных уравнений”.    

См.приложение.