Цели:
- Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению названий действий “кто как передвигается”, соотнесению названий предмета и действия, постановке вопросов к глаголам.
- Содействовать развитию и коррекции у школьников умения анализировать и действовать по аналогии, обогащению активного словаря.
- Способствовать формированию навыков культурного поведения на уроке.
Оборудование:
- Учебник “Русский язык” для 2-го класса Э. В. Якубовской;
- Плакат с изображением леса и зверей;
- Карточки с вопросами Кто? Что?;
- Раздаточный материал (сердечки, треугольники, схемы предложения);
- Игры для индивидуальной работы;
- Демонстрационные и предметные картинки для словарной и самостоятельной работы.
Эскиз оформления доски.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Что такое? Просто смех!
Расколоть нельзя орех.
На ладошку положили
И по очереди били.
(По очереди касаются подушечками пальцев ладони, сначала правой рукой, затем левой).
Минутка чистописания.
- Сегодня мы будем работать над правильной постановкой вопросов к словам, обозначающим предметы и действия, соотносить названия предметов и действий “кто как передвигается”. Наша цель – усвоить как можно больше слов, учиться правильно задавать вопросы и давать полные ответы, записывать слова. Начнем урок со словарной работы.
3. Словарная работа.
1) Словарный диктант.
- Прочитаем словарные слова на карточках и соотнесем их с соответствующей картинкой.
Собака, заяц, ворона, корова, ребята.
2) Знакомство с новым словом.
- Прочитаем новое словарное слово (1 ученик с
карточки, предъявляемой учителем – воробей)
- Кто такой воробей? (Птица)
- Запишем слово на доске, определим количество
слогов, поставим ударение и подчеркнем гласные
буквы (воробей – 3 сл.)
- Запишем слово тетради
3) Составление предложения.
Составить предложение со словом воробей.
(Ученики составляют устно, учитель записывает на доске).
Затем составить на доске и выложить на парте схему предложения.
(1 ученик на доске).
4. Применение знаний и способов действий.
1) Игра “Кто? Что?”
Каждый ученик получает две карточки: одна с вопросом “Кто?”, другая – “Что?”. Учитель показывает предметную картинку. Ученики поднимают карточку с вопросом, на который отвечает слово, обозначающее изображенный предмет.
2) Игра “Живой - неживой”.
Каждый ученик получает карточку с картинками и набор фишек. Нужно живые предметы отметить сердечком, а неживые – синим треугольником.
3) Повторение названий действий.
Учитель показывает сюжетную картинку. Нужно задать вопрос и ответить, что делает зайчик (бежит, лежит, звонит, прыгает…)
Физминутка.
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка – серый бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь – прокачу!
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост, и грива.
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка – серый бок!
5. Усвоение новых знаний и способов действий.
1) Работа с плакатом.
- Закроем глаза и попадем в чудесный летний лес.
(На доску вывешивается плакат).
- Попадем на полянку не людьми, а животными. Кто кем будет?
(Ученикам возле доски прикрепляются жетоны с изображением разных животных: белка, еж, лягушка, змея, птица).
- Собрались животные в лесу и соревнуются. Белка по деревьям скачет. Змея по траве ползет. Ежик по тропинке топает. Лягушка по кочкам скачет. Птица по небу летит. Кто первым до своей парты доберется?
(Ученики возвращаются на места).
- Животные что делают? Передвигаются. Кто из животных как передвигается по лесу. Давайте подберем к каждому названию предмета название действия.
(Ученик получает карточку с названием действия своего животного, читает и прикрепляет карточку к плакату).
2) Работа с учебником.
Стр. 126, упр. 1
- Теперь выполним упражнение. Рассмотрим и назовем предметы на рисунках.
(Дельфин, лошадь, сова)
- Скажите, как передвигается дельфин? Лошадь?
Сова?
- Запишем предложения в тетрадь
Дельфин плывет.
Лошадь скачет.
Сова летит.
(Ученики дописывают названия действий, слабые пишут по обводке).
Физминутка для глаз.
Чтоб глаза ваши зорче были,
Чтоб в очках вам не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
6. Закрепление знаний и способов действий.
Самостоятельная работа.
Каждый ученик получает лист с изображением различных животных и напечатанными действиями. Нужно прочитать слово и соединить его с соответствующей картинкой.
Летает…птица
Ползет…змея
Порхает…бабочка
Учитель осуществляет индивидуальный контроль и коррекцию в процессе работы.
7. Информация о домашнем задании.
Стр. 127, упр. 3
Учащимся необходимо выбрать из двух действий нужное и записать два предложения.
8. Подведение итогов занятия.
Положительное оценивание работы класса учителем. Составление ромашки из лепестков.
9. Рефлексия.
- Понравилось на уроке?
- Кому отдашь свою улыбку, веселому или грустному
человечку?
Индивидуальная работа:
- Ученики выполняют письменную работу в тетрадях – прописывают заранее подготовленные образцы букв и элементов букв.
- Дидактические игры на определение цвета, вкладыши, штриховка цветными карандашами.