Урок по теме "Фотосинтез". 9-й класс

Разделы: Биология

Класс: 9


Цель: изучить условия протекания фотосинтеза, показать его важность для жизни на Земле.

Задачи:

Образовательные: расширить и углубить знания о фотосинтезе, рассмотреть механизм процесса образования органических веществ в зеленых листьях, выяснить значимость фотосинтеза для жизни на Земле.

Развивающие: продолжить формирование умений учащихся оформления демонстрационных опытов, навыков наблюдения, прогнозирования, умения делать выводы и объяснять результаты своих наблюдений, а также личностные качества учащихся таких, как честность, объективность, внимательность и критичность.

Воспитательные: воспитание научного мировоззрения, развитие познавательного интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Количество часов: 1 час.

Методы и методические приемы:

  • словесные: рассказ, объяснение с демонстрацией электронной презентации с элементами беседы;
  • наглядные: демонстрация опытов.

Методы контроля и закрепления достижений учащихся: письменная работа по вариантам.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, экран, учебники по биологии, инструктивные карточки по демонстрационному эксперименту с листками самооценивания, папка с файлами, листами оценивания достижений учащихся, пробирки, герань, вода, иод, элодея, спиртовка, колбы плоскодонные, штатив для пробирок.

Средства оценивания результатов обучения: ученическое портфолио.

План урока:

  1. Оргмомент (1 мин.)
  2. Целеполагание (1 мин.)
  3. Контроль достижений учащихся (7)
  4. Изучение нового материала (23 мин.)
  5. Закрепление (5 мин.)
  6. Подведение итогов (2 мин.)
  7. Задание на дом (1 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.)

Организация класса, приветствие учащихся, выявление отсутствующих.

2. Целеполагание (1 мин.)

Сообщение цели урока и основных его этапов. Учитель знакомит учащихся со структурой и содержанием портфолио, а также правилами его составления. Учащимся выдаются папки и оценочные листы.

3. Контроль достижений учащихся (7 мин.)

Проверочная письменная работа по вариантам по теме: “Биосинтез белка”

I вариант.

1. По одной из нитей ДНК.

а) восстановить вторую нить;
б) осуществите транскрипцию (спишите информацию на и-РНК);
в) осуществите трансляцию (подберите коды т-РНК и соответствующие им аминокислоты);
г) запишите полипептид, состоящий из аминокислот.

ТГГ – ЦГГ – ТАТ – АГА

II вариант.

1. По одной из нитей ДНК

а) восстановить вторую нить;
б) осуществите транскрипцию (спишите информацию на и-РНК);
в) осуществите трансляцию (подберите коды т-РНК и соответствующие им аминокислоты);
г) запишите полипептид, состоящий из аминокислот.

ТАЦ – ГГЦ – АТА – ЦТА

Затем предлагается провести самопроверку выполненных работ. На экране через мультимедийный проектор высвечиваются правильные ответы. Школьники сверяют правильные ответы на экране со своим ответом, находят ошибки и проставляют набранное количество баллов: если все аминокислоты соответствуют, то учащийся получает 1 балл, если есть несоответствие хотя бы в одной аминокислоте – 0 баллов.

Правильные ответы:

I вариант: три – арг – тир – арг.
II вариант: тир – гли – иле – лей.

4. Изучение нового материала (23 мин.)

“Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеётесь”.

К.Тимирязев.

Учитель: Как вы думаете, что он имел в виду? Ребята, а что вы знаете об этом процессе? (Выслушиваются варианты ответов учеников).

Учитель сообщает учащимся, что на этапе изучения нового материала, за правильные ответы на вопросы они могут заработать дополнительные баллы – жетоны “Хлоропласты” (1 Хлоропласт – 1 балл).

Ученики (примерный ответ): фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света (от греч. “фото” – свет, “синтез” – образование).

Суммарное уравнение фотосинтеза (записывают в тетрадях).

Анализ уравнения с помощью учащихся:

Учитель: Какие условия необходимы для того, чтобы шёл фотосинтез? Какие продукты образуются в результате реакции?

Фотосинтез – один из важнейших процессов, происходящих в растительных клетках – лежит в основе всей жизни на Земле. Фотосинтез происходит в клетках зеленых растений и включает в себя две последовательные стадии: темновую и световую – с ними мы познакомимся на следующем уроке. А сегодня мы рассмотрим условия и продукты процесса фотосинтеза.

Учитель: В качестве доказательства существования процесса фотосинтеза группа учащихся заложили демонстрационный опыт “Роль света в образовании крахмала”.

Затем учащиеся рассказывают основной ход опыта и под руководством учителя один из учеников демонстрируется опыт, подтверждающий образование крахмала в листьях на свету. Другие ученики фиксирует промежуточные и итоговые результаты опыта.

Группа учащихся № 1. (Примерный вариант ответа): Для опыта мы использовали комнатное растение – герань. Одно растение мы обильно поливали и для оттока крахмала поместили в темное место на двое суток. Другое растение оставили на свету. Затем первое растение извлекли из шкафа, и на его листья прикрепили фигурки, вырезанные из плотной черной бумаги. Оба растения выдерживали на свету в течении четырех дней, осуществляя полив.

С каждого растения заблаговременно до начала урока мы срезали по листу, выдержали их две, три минуты в кипящей воде и поместили в стакан с горячим спиртом для получения вытяжки хлорофилла. Обесцвеченные листья обработали раствором йода. На листе растения, которое побывало в шкафу, проявилась конфигурация фигурки, которая была прикреплена к нему. Лист, который был всегда на свету, равномерно окрасится в синий цвет.

Учитель: Какое вещество при обработке раствором йода окрасится в синий цвет?

Учащиеся: (примерный вариант ответа): крахмал при взаимодействии с йодом дает синий окрас.

При обсуждении результатов опыта учащиеся приходят к выводу, что в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется.

Далее ученики заполняют таблицу раздаточного материала, описывая наблюдаемые явления, делают выводы.

Учитель ставит перед учениками проблему: Как доказать, что в процессе фотосинтеза выделяется кислород? (Учащиеся выдвигают гипотезы).

Учитель просит вторую группу учащихся рассказать, о том какой опыт они заложили, и продемонстрировать его результаты.

Демонстрационный опыт №2 “Выделение кислорода при фотосинтезе”.

Группа учащихся № 2. Взяли стеклянный стакан, налили воды и положите в неё срезанные ветки элодеи срезами вверх. Накрыли элодею воронкой, наполнили водой, с закрытым пробочкой концом. В воду немного добавили двууглекислой соды, чтобы увеличить количество углекислого газа, нужного для питания элодеи и выделения кислорода.

Этот прибор поставили на яркий солнечный свет. Через некоторое время мы заметили, что в трубке воронки, под пробкой, накапливается воздух. Его становится всё больше и больше. Зажжем лучинку и после того, как образуется красный уголек, потушим и быстро поднесем тлеющую лучинку. Она вспыхнет, так как из воронки выйдет кислород.

(Чтобы кислород, выжимаемый напором воды снизу, выходил не так быстро, придержите пробирку рукой).

Далее один из учащихся под руководством учителя демонстрирует опыт.

Ученики заполняют таблицу раздаточного материала, описывая ход работы, наблюдаемые явления, делают выводы и проводят самоанализ своих работ по критериям. Затем подсчитывают общее количество баллов и работы вкладывают в портфолио.

Учитель: Какие условия необходимы для фотосинтеза?
Ученики: Углекислый газ, вода, солнечный свет.
Учитель: Какое значение имеет фотосинтез для Земли?

Нам всегда говорят, что зеленые растения очищают воздух. Но так ли это? Интересно, что различные породы деревьев способны поглощать различное количество углекислого газа. Зная это, можно выбирать растения для озеленения городов. А что же с выделением кислорода? Ученые подсчитали: 1 га кукурузных посевов выделяет в год 15 тонн кислорода, что достаточно для дыхания 30 человек, а дерево средней величины обеспечивает трех человек. Изучение фотосинтеза показало большое значение зелёных растений, вернее, маленького хлоропласта в жизни нашей планеты. Только зелёные растения являются единой в мире лабораторией, которая поглощает солнечную энергию и сохраняет её в виде химической энергии органических веществ, которые образуются в результате фотосинтеза. Упав на зелёное растение, луч солнца не пропал, а часть его энергии сохранилась в виде химической энергии крахмального зерна в хлоропластах. Зелёное растение образует питательные вещества для животных и растений. Зелёные растения кормят, одевают и согревают нас. Горят дрова в печи, сжигается нефть и уголь на производстве – всё это результат жизнедеятельности зелёного растения. Поглотивши сотни миллионов лет назад зелёным растением, солнечный лучик сохранился до наших дней в виде каменного угля. Выделяя кислород в процессе фотосинтеза, зелёное растение накапливает кислород в атмосфере, без которого мы не сможем прожить.

Подсчитано, что ежегодно растения выделяют в атмосферу 400 млрд. т. О2, поглощают 600 млрд. т. СО2 и синтезируют 540 млрд. т. органических веществ.

5. Закрепление (5 мин.)

Задание: прочитайте стихотворение и выпишите условия протекания фотосинтеза, а также продукты реакции образования из неорганических веществ органических.

Вода, по стеблям поднимаясь
Идет к зеленому листу
И с СО2 соединяясь
Дает нам сахар на свету.
Вот так творение природы –
Полезный, добрый хлорофилл
Способен прокормить народы
Хотя уж к вечеру без сил.

Условия фотосинтеза:

  • Свет.
  • Хлорофилл.
  • Вода.
  • Углекислый газ.

По окончании выполнения задания учащимся предлагается выполнить взаимопроверку работ. Соседи по парте обмениваются своими листами. На экране через мультимедийный проектор высвечивается правильный ответ.

6. Подведение итогов (2 мин.)

Учащиеся заполняют оценочные листы, подсчитывают количество баллов и выставляют оценку за урок. Шкала перевода баллов в оценку появляется на экране через мультимедийный проектор.

Шкала перевода баллов в оценку:

22 балла и выше – пятерка.
17-21 баллов – четверка.
12-16 баллов – тройка.
11 баллов и ниже – двойка.

Учитель подводит итоги урока, делится своими впечатлениями, дает общую характеристику работы класса в целом и отдельных его учеников. По окончании занятия учащиеся сдают “портфолио успехов” учителю.

Учитель: И закончить наше занятие я бы хотела словами К. Тимирязева.

“Когда-то, где-то на Землю упал луч Солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервные клетки. Этот луч Солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”

7. Задание на дом (1 мин.)

Изучить * 15, ответить на вопросы после параграфа.

Задание по выбору:

  1. Составить вопросы к тесту параграфа.
  2. Составить кроссворд по последним параграфам данного раздела.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5