Новые методики появляются в связи с требованием времени. Сегодня трудности в образовании возникают в связи с тем, что:
- в учебных планах сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе химии и языков;
- учитель должен не только дать знания и научить применять их в жизни, но должен научить думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию;
- настоящее время требует перемены мышления во многих областях жизни; преобладает ориентирование на высокое качество знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие школьников;
- в методике естественных дисциплин накопилось большое количество проблем, связанных с разветвленной системой естественных знаний.
Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требуют новых подходов в организации учебного процесса. Многие проблемы решают уроки интеграции, как новые формы организации обучения, обновления методов преподавания дисциплин.
По мнению И. М. Фролова именно интегрированное обучение является образованием будущего.
Наш учебно-конкультационный пункт при ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области муниципального бюджетного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» (УКП при ИУ МОУ ОСОШ) обучает учащихся по заочной форме обучения. Интегрированные уроки имеют много преимуществ: главное – они решают проблему нехватки времени, позволяют изучить учебный материал большой информационной емкости, резко повышают познавательный интерес, поддерживают внимание на высоком уровне, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Использование интегрированных уроков формирует деятельный подход в обучении, в результате которого у учащихся возникает целостное восприятие мира. Интеграция помогаем нашим учащимся учиться познавать, учиться делать, учиться работать в коллективе. Интеграция осуществляет взаимосвязь не только знаний по различным предметам на одном уроке, но и интегрирует различные технологии, методы, формы обучения в пределах одного предмета и даже урока, позволяет отводить больше времени творчеству учащихся, позволяет использовать различные способы воздействия на учащихся в виде: видео – художественного, музыкального ряда, телевидения, чтения, декламации и так далее.
Представляем Вам интегрированный урок химии и английского языка «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», который по нашему мнению соответствует новому подходу в организации учебного процесса. Интеграции посвящены многочисленные работы педагогов. В общедидактическом плане она разработана в трудах М.Н.Берулавы, А.Я.Данилюка, И.Д.Зверева, В.Н.Максимовой, А.В.Усовой и других. Поэтому в нашем уроке мы сделали акцент на объеме учебного материала, технологиях, формах, методах интеграции. Особое внимание уделили способам воздействия на учащихся: использование игр, поговорок и пословиц, шуточных презентаций, проектов, химических (динамических) пауз, видеоряда и т.д.
Класс: 12а (базовый уровень)
Время: 2 урока, 90 минут
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений.
Форма данного урока: урок с использованием видеоряда, урок-проект
Элементы технологии: интеграция (межпредметная, классно-урочная и внеклассная), проектная, информативно-коммуникативная.
Цель урока:
- обобщить и углубить знания учащихся о Периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;
- активизировать применение изученного грамматического и лексического материала по английскому языку.
Задачи:
- Образовательные:
- показать, как много сделал Д.И. Менделеев для химической науки, научно-технического прогресса;
- способствовать изучению научного наследия великого русского ученого.
- Воспитательные:
- выявить личностные черты Д.И. Менделеева как учёного, гражданина, человека;
- способствовать воспитанию толерантности к чужому мнению, способности работать в коллективе;
- способствовать формированию адекватной самооценки учащихся;
- способствовать воспитанию потребности в знаниях, повышению познавательных интересов,
- прививать интерес к химии.
- Развивающие:
- учить самостоятельному поиску необходимой
информации с использованием различных
источников (библиотеки, справочников, прессы,
компьютерных баз данных);
формировать основные учебные компетенции: учебную, коммуникативную, личностную; - развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией;
- развивать чувство патриотизма и гражданского долга перед Отечеством
- учить самостоятельному поиску необходимой
информации с использованием различных
источников (библиотеки, справочников, прессы,
компьютерных баз данных);
Оформление учебной стены: таблица «Периодическая система периодических элементов Д.И.Менделеева», экран, портрет Д.И.Менделеева.
На столах учащихся: периодическая система Д. И. Менделеева на русском и английском языках, словарь с англо-химическими терминами, раздаточный материал «Положение водорода в периодической системе», «Закономерности ПСХЭ», тексты на английском языке.
Структура урока:
I. Определение темы урока.
II. Целеполагание.
III. Повторение и обобщение.
1. Биография Менделеева
а) Фильм «Д.И.Менделеев» 1 часть
2. Открытие периодического закона
а) Работы ученых – предшественников Д.И.Менделеева
б) Пословицы и поговорки о трудолюбии
в) Фильм «Д.И.Менделеев» 2 часть
г)101 элемент таблицы Менделеева
3. Укрепители закона
4. Химическая пауза
а) Видео-сюжет «Много, мало»
б) Игра «Эстафета»
5. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделева
а) Виды периодических систем
б) Период, закономерности изменения свойств химических элементов в периоде
в) Группа, закономерности изменения свойств химических элементов в группе
г) Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе
6. Химическая пауза
а) Презентация шуточного химического элемента «Woman»
7. Этапы познания периодического закона
8. Положение водорода в периодической системе химических элементов, 1, 2, 3, формулировки периодического закона
9. Химическая пауза
а) Видео-сюжет «Все решено, буду химиком»
б) Игра «Верно – неверно»
10. Многообразие интересов Д.И.Менделеева. а) Фильм «Д.И.Менделеев» 3 часть
11. Именем Менделеева названы
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Определение темы урока
Учитель английского языка: Дорогие ребята, давайте поприветствуем наших гостей! Уважаемые гости, здравствуйте! Ребята, посмотрите на учебную стену, слайды (Слайды № 2, 3) и скажите о чем сегодня на уроке пойдет речь, какая тема нашего урока. Ответ: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева (Слайд № 4)
II. Целеполагание
Учитель химии: Тему урока определили. Определяем задачи урока. Д.И. Менделеев — разносторонний ученый, педагог, прогрессивный общественный деятель. Его работы, посвященные химии, физико-химии, физике, технике и промышленности, воздухоплаванию, метрологии, освоению Северо-морского пути, географии, проблемам народонаселения, воспитанию, сельскому хозяйству. лесному делу,… не поместились в 25 объемных томах!. (Слайд № 5)
«Природа-мать,
Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…». Н. А. Некрасов
Но главное научное открытие Д.И.Менделеева – какое? (Периодический закон). Периодический закон, осветивший тайное тайных природы и созданная на его основе Периодическая система химических элементов. Скажите вы впервые слышите о ПЗ и ПС? Как Вы думаете для чего мы обозначили эту тему? Ответ: Сегодня мы продолжим работу с уже знакомой вам таблицей Д. И. Менделеева, обобщим и углубим знания о Периодическом законе и Периодической системе Д. И. Менделеева, используя знания химии и английского языка
III. Повторение и обобщение
1. Биография Менделеева Слайд 6 Видео «Д.И.Менделеев» 1 часть
Учитель английского языка: (на фоне Слайд № 7) Сейчас мы можем прочитать и дополнить знания о биографии Д.И.Менделева.
Работа с текстом «Д.И.Менделеев» (чтение и перевод текста)
Periodic table and Dmitriy Ivanovich Mendeleyev
1. Dmitriy Ivanovich Mendeleyev is a great Russian scientist, talented chemist. He is
best known for his development of the periodic law of the properties of the chemical
elements. This law states that elements show the periodicity of properties when they are
arranged according to atomic weight.
2. Mendeleyev was born in Tobolsk, Sibiria. He was the seventeenth child in his family.
Dmitriy was mother*s favourite. Later he studied chemistry at the University of St
Petersburg. Then he was sent to study at the University of Heidelberg. There he met an
Italian chemist Stanislao Canizarro, whose views influenced his thinking.
3. Mendeleyev returned to St Petersburg and became the professor of chemistry at the
Technical Institute and then at the University of St Petersburg. Because no good textbooks
in chemistry was available, he wrote the two – volume Princeples of chemistry, which
became a classic.
4. During the writing of his book, Mendeleyev tried to classify the elements according to
their chemical properties. In 1869 he published his first version of what became known as
the periodic table, in which he demonstrated the periodic law. In two years he published
the second version, in which he left the gaps for elements that were not yet known.
2. Открытие периодического закона
Учитель химии: Ко времени открытия Периодического закона было известно 63 химических элемента, описаны состав и свойства их многочисленных соединений, но как расположить их, как классифицировать? До Д.И.Менделева было предпринято более 50 попыток классифицировать химические элементы. Наш урок будет проходить в форме защиты презентаций. Вам предстоит оценивать работу Ваших одноклассников с помощью сигнальных карточек. Вот критерии оценки. (Слайд № 8)
Критерии оценки проектов:
1. Соответствие теме – 2 балла
2. Краткость, научность, доступность – 1 балл
3. Технология презентации – 1 балл
4. Ораторское искусство – 1 балл
5 баллов – красный цвет 4 балла – желтый цвет 3
балла – зеленый цвет
Защита презентации Клементьева Ивана «Работы ученых – предшественников Д.И.Менделева» (Слайд № 9)
Французский химик Антуан-Лоран Лавуазье
(1743-1794) ввел понятия "химический элемент" и
"химическое соединение», был автором первой
классификации химических веществ.
Шведский химик Йёнс Якоб Берцелиус (1779-1848 г.)
разделил химические элементы на металлы и
неметаллы на основе образованных ими простых и
сложных веществ, определил что металлам
соответствуют основные оксиды и основания;
неметаллам – кислотные оксиды и кислоты
Немецкий химик Дёберейнер Иоганн Вольфганг
(1780-1849) подметил в 1817 г., а затем в 1829 г., что если в
триадах кальций – стронций – барий; литий –
натрий – калий; сера – селен – теллур и хлор –
бром – йод элементы расположены в порядке
возрастания их атомных масс, то атомная масса
среднего из них приблизительно равна полусумме
атомных масс двух крайних. Это "правило
триад" было использовано в дальнейших работах
по классификации химических элементов
Английский химик Уильям Одлинг (1829-1921) внес
важный вклад в подготовку теории валентности.
Разрабатывал проблему систематизации
химических элементов, составив несколько таблиц.
Среди них особый интерес представляет таблица 1868
года, в которой элементы расположены в порядке
увеличения их относительных атомных масс; ее
анализировал в своих работах Менделеев
Английский музыкант и химик Джон Ньюлендс
(1837-1898) в статье, датированной 20 августа 1864г.,
отметил, что в ряду химических наблюдается
периодическое появление химически сходных
элементов. Пронумеровав элементы (элементы,
имеющие одинаковые веса, имели и один и тот же
номер) и сопоставив номера со свойствами
элементов, Ньюлендс сделал вывод: «… восьмой
элемент, .., является своего рода повторением
первого, подобно восьмой ноте октавы в музыке…».
Тем самым им впервые была высказана идея о
периодичности изменения свойств элементов.
Немецкий химик Мейер Лотар 1830—1895) в 1864 г
предпринял попытку дать систематику химических
элементов. После открытия Д.И. Менделеевым
периодического закона химических элементов
опубликовал в марте 1870 г. статью "Природа
химических элементов как функция их атомных
весов", в которой привел графическую кривую
зависимости атомных объемов от атомной массы
(кривая Мейра).
Учитель химии: оцениваем презентацию. У кого есть вопросы, замечания?
Учитель химии: (Слайд №10)
“Мощь и сила науки во множестве фактов, цель в обобщении этого множества и возведении их к началам… Собрание фактов и гипотез – это ещё не наука; оно есть только преддверие её, мимо которого нельзя прямо войти в святилище науки. На этих преддвериях надпись – наблюдения, предложения, опыт”.
Д.И.Менделеев
Все ученые, которые занимались поисками естественной классификации химических элементов, находились в равных условиях, имели одни и те же предпосылки: накопление фактологического материала, съезд химиков в г. Карлсруэ. (Слайд №11) Почему же никому, кроме Д. И. Менделеева, не удалось открыть Периодический закон? (Беседа, подведение итогов беседы(Слайд № 12)
Объективных предпосылок, которые у всех были равные, мало. Очень важен субъективный, личностный фактор. У Менделеева он был чрезвычайно высок. Это и энциклопедичность знаний, и уникальное умение обобщать факты, гениальное предвидение на этой основе новых фактов, и оправданный научный риск, и многое-многое другое, что составляет менталитет истинно русского ученого.
Учитель английского языка:
(Слайд №13) Соотнесите английские пословицы и поговорки с их русскими эквивалентами:
Proverbs and sayings
1 .Never too old to learn | 1. Много будешь знать – скоро состаришься. |
2 .Live and learn. | 2. Повторение – мать учения. |
3 .Practice makes perfect. | 3. Учиться никогда не поздно. |
4. No living man all things can. | 4. На бога надейся, а сам не плошай. |
5. Curiocity killed the cat. | 5. Век живи, век учись. |
6. God helps those who helps themselves. | 6. Нельзя объять необъятное. |
7. Great minds think alike. | 7. Великие умы думают одинаково |
Взаимопроверка. Поменяйтесь работами и проверьте. Критерии выставления отметок. (Слайд №14).
Просмотр видео «Д.И.Менделеев» 2 часть (Слайд №15)
Учитель английского языка: (Слайд №16) Прослушайте запись и скажите о чем идет речь? О 101 элементе в таблице Менделеева: менделевие
3. Укрепители закона
Учитель химии: (Слайд №17)
«Жить – это значит узнавать! Жить – это значит мечтать широко и привольно! Жить – это значит творить, трудясь без устали, с неисчерпаемым вдохновением».
Д.И.Менделеев
Вокруг периодического закона вскоре после его открытия развернулась острая длительная борьба, больно отражавшаяся на душевном состоянии Менделеева. Сторонников у него сначала было очень мало, даже среди русских химиков. Противников же – много, особенно в Германии и Англии. Это были химики, мыслившие практически и не признававшие роли теоретического мышления.. Открытие периодического закона позволило Менделееву дать блестящий образец научного предвидения. В 1870 г. как вы видели в фильме, он предсказал существование трех еще неизвестных тогда элементов,они должны были заполнить пустые клетки в периодической системе. Менделеев сумел правильно предсказать и важнейшие свойства новых элементов. Решающее значение в признании закона имели открытия трех предсказанных Менделеевым элементов.
Защита презентации Энгеля Сергея «Укрепители закона» (Слайд №18).
В 1875 г. Лекок де Буабодран ничего не знавший о
работах Менделеева, открыл новый металл, назвав
его галлием. По ряду свойств и по способу
открытия галлий совпадал с экаалюминием
Менделеева. Но его удельный вес оказался сначала
меньше предсказанного. Несмотря на это,
Менделеев послал во Францию «Заметку по поводу
открытия галлия», настаивая на своем
предсказании. Это был первый триумф
периодического закона, вызвавший большой
интерес к трудам Менделеева и его предсказаниям.
Ученый мир был ошеломлен тем, что предсказание
Менделеевым свойств экаалюминия оказалось таким
точным.
С этого момента периодический закон начинает
утверждаться в химии, переходя из гипотезы в
строго доказанную истину.
В 1879 г. Нильсон в Швеции открыл скандий, в
котором воплотился предсказанный Менделеевым
экабор.
В 1886 г. Винклер в Германии открыл германий.
Свойства германия с удивительной точностью
совпали с предсказанными Менделеевым для
экасилиция.
Менделеев включил присланные ему портреты
Лекока де Буабодрана, Нильсона и Винклера в общую
рамку, озаглавив ее «Укрепители периодического
закона».
Учитель химии: оцениваем презентацию. У кого есть вопросы, замечания?
Учитель химии: После этих блестящих триумфов периодический закон прочно утвердился в науке в качестве объективного закона, истинность которого проверена и подтверждена на практике.
4. Химическая пауза
Видеосюжет «Мало, много» (Слайд № 19)
Учитель английского языка: Игра «Эстафета» (сделать перевод). Поиграем? Работа у доски.
1 команда | 2 команда |
1. Periodic table – 2 .Boiling point – 3. Alcaline Earth – 4. Chemical symbol – 5. Chemical element – |
6. Celestial bodies – 7. Non metal – 8. Inert gases – 9. Periodic law – 10. Vertical groups – |
5. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделева (Слайд № 20) Посев научный взойдет для жатвы народной». Д.И.Менделеев
Учитель химии: Итак, день рождения великого закона – 1 марта 1869 года. А что же такое периодическая таблица химических элементов? Графическое отражение периодического закона.
Защита презентации Селиверстова Виталия «Виды периодических таблиц» (Слайд № 21)
Существует более 400 вариантов Периодической системы химических элементов. Самый первый её вариант, названный Д.И.Менделеевым «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» состоит из девятнадцати горизонтальных рядов и шести вертикальных столбцов. Горизонтальные ряды – это ряды сходных между собой элементов. Атомные массы в каждом из этих рядов слева направо возрастают все прогрессирующими скачками. В таблице оказались пустые места (вопросительные знаки вместо символов). Эти «окна» образовались потому, что среди известных 63 элементов не нашлось «нужных». Перед нами первый вариант системы элементов, составленный Д.И. Менделеевым: Второй вариант системы стоил Д.И.Менделееву более полутора лет напряженной работы. В 1870г. в первом издании своей книги «Основы химии» Д.И.Менделеев помещает второй вариант, названный им «Естественная система элементов». Это так называемые варианты длиннопериодичных таблиц. В школах чаще всего используется короткопериодный вариант.
Учитель химии: оцениваем презентацию. У кого есть вопросы, замечания?
Учитель английского языка: Что такое период? Что такое группа? (Слайды №22, 23) Elements as Building BlocksThe periodic table is organized like a big grid. The periodic table has rows and columns, too, and they each mean something different. Elements as Building Blocks the periodic table is organized like a big grid. The periodic table has rows and columns, too, and they each mean something different.
You've got Your Periods...
All of the elements in a period have the same number of electron slices. Every element in the top row (the first period) has one slice for its electrons. All of the elements in the second row (the second period) have two slices for their electrons. The maximum number of electron slices or electron shells is seven.
Учитель химии:
беседа о периодах, соотвествии номера периода, закономерностях изменения химических элементов в периоде (Слайд №24).
Учитель английского языка: Что такое группа? (Слайды №25) ...and Your Groups The periodic table has a special name for its columns, too. When a column goes from top to bottom, it's called a group. The elements in a group have the same number of electrons in their outer slice.
Учитель химии: беседа о группах, соответсвии номера группы, закономерностяхизменения свойств химических элементов в группе (слайд № 26)
Учитель химии: (беседа) Примерно 100
учёных своими усилиями заполнили клетки таблицы
«Периодическая система химических элементов».
Больше других, целых 7 элементов: азот, барий,
кислород, марганец, молибден, фтор, хлор – открыл
Карл Шееле (Швеция). (Слайд №27) Вильяму Рамзаю
(Англия) (Слайд №28) принадлежит второе место: он
открыл группу инертных газов (кроме радона).
Интересно как распределились места между
странами по числу открытых в них химических
элементов (Слайд №29):
1 место – Швеция – 28 элементов; 2 место – Англия –
20 элементов; 3 место – Франция – 15 элементов; 4
место – Германия – 10 элементов. Почему так? А где
Россия? Нужно вспомнить 18-19 века. Это были самые
развитые в те времена европейские страны, и наука
(в том числе и химические исследования)
находились в них на очень высоком уровне. В
России был открыт к тому времени лишь один
элемент – рутений. Это открытие сделал в 1844 году
профессор Казанского университета К.К. Клаус.
Этот элемент в химии был назван в честь России
рутением.
Учитель английского языка: Задание классу: прослушайте! найдите, где в периодической системе находится этот элемент? Охарактеризуйте его положение. (Слайд №30)
6. Химическая пауза
Учитель английского языка: Ученик нашего класса тоже открыл шуточный «элемент» и приготовил презентацию на английском языке. (Слайд №31)
ELEMENT: WOMAN
SYMBOL: WO
DISCOVERER: ADAM
ATOMIC MASS: 53 Kg, but known to vary from 40 to 200 Kg.
Physical Properties: Boils at nothing
- Melts if given special treatment.
- Bitter if incorrectly used.
Chemical Properties:
- Has great affinity to gold, silver and a range of precious stones.
- Absorbs great quantities of expensive substances.
- May explode without warning and for no apparent reason.
Common Uses:
- Highly ornamental.
- Can be a great aid in relaxation.
- Very effective cleaning agent.
Hazards:
- Highly dangerous except in experienced hands.
7. Этапы познания периодического закона
Учитель химии: (Слайд № 32)
«Будущее периодическому закону не грозит разрушением, а только развитие и надстройку обещает»
Д.И.Менделеев
Давайте вспомним формулировку периодического закона Д.И.Менделеева. Свойства химических элементов и образованных им веществ находятся в периодической зависимости от относительных атомных масс. Формулировка Периодического закона, данная Менделеевым, была неполным и неточным знанием. Она отражала состояние науки на тот период времени, когда о сложном строении атома еще не было известно. Можно поражаться гениальности великого русского химика, который на основе величайшей научной интуиции предвидел причины открытых им закономерностей, блестяще угадал порядок расположения элементов и создал таблицу так, что она, будучи довольно простой, тем не менее характеризует строение атомов и не претерпела никаких принципиальных изменений уже в течение 130 лет.
Защита презентации Титова Михаила, Никулина Алексея «Этапы познания ПЗ» (Слайд № 33)
Первый этап
(при жизни Д.И.Менделеева)
- Свойства химических элементов, простых веществ, форма и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от атомных весов
- Закон объясняли на основе атомно-молекулярной теории
- Химический элемент понимали как вид атомов с одинаковой атомной массой
- Сделана перестановка элементов: (K– Ar, Te – I, Co – Ni). Причина ее не установлена
- Причина периодичности свойств не ясна
Значение закона на первом этапе
- Исправлены атомные массы некоторых элементов
- Дана научная классификация элементов на основе периодического закона с учетом их атомных масс и химических свойств
- Предсказано открытие ряда элементов, описаны подробно свойства «экабора», «экаалюминия», «экакремния»
- Открыты инертные газы 1897 – Уильям Рамзай
- Открыты новые элементы:
1875 – галлий
1879 – скандий
1885 – германий
Развернулась дискуссия о положении урана и бериллия в таблице
- Уточнено положение редкоземельных элементов
- Открыто явление радиоактивности:
1896 – А.Беккерель, 1903 – Кюри
- Открыт электрон:
1904 – Роберт Миликен, 1909 Эрнест Резерфорд
Второй этап
- Свойства химических элементов, простых веществ, форма и свойства соединений находятся в периодической зависимости от величины заряда атомных ядер
- Закон объясняют на основе теории строения атома
- Химический элемент понимают как вид атомов с одинаковым зарядом ядра
- Объяснена причина перестановки (K – Ar, Te – I, Co – Ni): у впереди стоящего элемента больше тяжелых изотопов, поэтому его относительная атомная масса больше.
- Объяснена причина периодичности свойств элементов: периодически повторяется число электронов на внешнем слое атомов
Значение закона на втором этапе
- Создана теория строения атома
- Дана научная классификация химических элементов на основе периодического закона и строения атомов элементов
- Определена естественная граница периодической системы
- Открыты элементы № 43, 61, 72, 75, 85, 87, 91
- Синтезированы элементы № 93-107
- Сделаны открытия в науках: физике, геологии, биологии
Открытия XX века, основанные на периодическом законе
- Предвидение фактов, предопределяющих развитие учения о строении атома (K – Ar, Te – I, Co – Ni)
- Предсказание и открытие новых химических элементов (трансурановых)
- Взаимопревращения химических элементов (ядерные реакции)
- Получение изотопов
- Синтез новых химических элементов
- Закономерности распределения элементов в земной коре
- Открыта связь между положением химических элементов в таблице и поведением их в сталях
- С помощью периодического закона можно подтвердить 3 закона диалектики о природных явлениях: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания
Учитель химии: оцениваем презентацию. У кого есть вопросы, замечания?
8. Положение водорода в периодической системе химических элементов
Учитель химии: У каждого химического элемента в периодической таблице только одно определенное место. (Слайд № 35) Почему водород в таблице занимает место в столь резко противоположных группах: щелочные металлы и галогены?
(Работа с раздаточным материалом «Положение водорода в периодической системе»)
Вспомните формулировку периодического закона. В ней есть фраза «свойства химических элементов и их соединений». О каких же свойствах идет речь? Вы знаете, что химический элемент может существовать в трех основных формах: в виде атомов, а также в виде простых и сложных веществ. Каждую форму характеризует свой набор свойств. К важнейшим характеристикам атомов относят параметры их строения (заряд ядра, число энергетических уровней, число валентных электронов, радиус, степени окисления) Наиболее энергетически выгодной для атома является полностью заполненный электронный слой, такой, каким обладают атомы благородных газов. Поэтому атомы любого другого элемента стремятся завершить свою электронную конфигурацию до слоя благородного газа.Для этого атому необходимо либо отдать электроны своего внешнего энергетического уровня (при этом обнажится заполненный предыдущий слой), либо принять недостающие электроны до полного заполнения внешнего слоя. Какие признаки роднят атом водорода со щелочными металлами, с галогенами? Повторим 1,2 формулировку ПЗ (Слайд № 36)
Свойства химических элементов, простых веществ, форма и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от атомных весов Свойства химических элементов, простых веществ, форма и свойства соединений находятся в периодической зависимости от величины заряда атомных ядер
Давайте посмотрим на таблицу «Закономерности ПСХЭ». В чем причина изменения свойств в периодах, группах. (Изменяется количество электронов на внешнем электронном слое.) Вывод, третья причинно-следственная формулировка периодического закона: свойства химическнх элементов и образованных ими веществ находятся в нериодической зависимости от изменения внешних электронных структур их атомов.
9. Химическая пауза
Видеосюжет «Все, решено буду химиком!» (Слайд №37)
Учитель английского языка: Игра «Верно – неверно»
True or false?
1. In the table each element has 2 cells.
2 .Periodic table is divided into 7 periods.
3. Periodic table is divided into 8 groups.
4. All the elements are classified as metals and non metals.
5. There are 108 chemical elements in the table.
10. Многообразие интересов Д.И.Менделеева
«Сам удивляюсь, чего я только не делывал в своей научной жизни». Д.И.Менделеев (Слайд №38)
Фильм «Д.И.Менделеев» 3 часть (Слайд № 39)
11. Именем Д.И.Менделеева названы
Учитель химии:
Закон периодов нашел
Наш русский химик Менделеев,
Чем, безусловно, превзошел
Он всех науки корифеев.
Своей системой показал
В различье элементов – сходства.
И этим миру доказал
Науки русской превосходство
Известно, что в 1964 имя Д.И.Менделеева было занесено на доску почета Бриджпортского университета штата Коннектикут в США наряду с именами Эвклида, Архимеда, Коперника, Галилея, Ньютона, Лавуазье. Д.И. Менделеев был членом более 90 академий наук, научных обществ, университетов разных стран.
Защита презентации Дитятева Андрея «Именем Менделеева названы» (Слайд №40)
Раздел Просвещение
- Негосударственное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная Школа Д.И.Менделеева" (г. Удомля, Тверской области)
- Колледж химико-технологический им. Менделеева (г. Санкт-Петербург)
- Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (Москва)
- Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева (Новосибирск)
- Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д.И.Менделеева (г. Санкт-Петербург)
- Химико-биологическая школа-лицей №15 (Южно-Казахстанской области, города Шымкента)
- Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева
- сохранения наследия Д.И.Менделеева "БОБЛОВО".
- Музей-архив Д.И.Менделеева (г. Санкт-Петербург)
- Музей-усадьба Д.И.Менделеева "Боблово" (г. Клин, Московской области)
- Музей Метрологии Госстандарта им Музей Д.И.Менделеева в Гимназии №344 (Санкт-Петербург)
- Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева (Тюмень)
- Библиотека им. Д.И.Менделеева (г. Омск)
- Российское химическое общество им. Д.И. Менделеева (Москва)
- Московское химическое общество им. Д. И. Менделеева (Москва)
- Благотворительный общественный фонд. Д.И.Менделеева
С именем Менделеева связано
Раздел Наука
- Уравнение состояния идеального газа Менделеева-Клайперона
- Формула Менделеева для зависимости между плотностью и температурой жидкости
- Пикнометр Менделеева
- Способ взвешивания Д.И.Менделеева (получение точных результатов даже на не отрегулированных весах)
- Золотая медаль Д.И. Менделеева за выдающиеся работы в области химии и химической технологии (Российское химическое общество имени Д.И. Менделеева).
- Именная премия им. Д.И.Менделеева (правительства Санкт-Петербурга и президиума Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук)
- Международная химическая олимпиада им. Д. И. Менделеева (под эгидой МГУ)
- Всероссийский конкурс исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений, посвящённый жизни и деятельности Д.И. Менделеева (Благотворительный общественный фонд сохранения наследия Д.И.Менделеева)
С именем Менделеева связано
Раздел Промышленность
- Химический завод им Д.И.Менделеева (Санкт-Петербург)
- Ярославский НПЗ имени Менделеева
- Химкомбинат имени Менделеева ( г.Агрыз, Татарстан)
- Менделеевское опытное поле (Пермская область) Минская лаборатория имени Менделеева ООО "Менделеево-Тест (Московская область, Солнечногорский район, п/о Менделеево )
- Химический элемент № 101 "Менделевий"
- Минерал "Менделеевид"
- Исследовательское судно Академии Наук "Дмитрий Менделеев"
- Водка "Менделеевская"
- Замазка
С именем Менделеева связано
Раздел География
- Ледник Менделеева
- Кратер Менделеева на Луне
- Подводный хребет Менделеева в Северном Ледовитом океане
- Вулкан Менделеева (остров Кунашир)
- Город Менделеевск (Республика Татарстан)
- Поселок Менделеево (Московская область, Солнечногорский район)
- Станция ж/д Менделеево (Пермская обл., Карагайский р-он)
- Станция метро Менделеевская (Москва)
- Менделеевская линия метро (Санкт-Петербург)
- Лунная станция "Менделеев". (Фантастика, Станислав Лем, "Условный рефлекс")
Учитель химии: оцениваем презентацию. У кого есть вопросы, замечания?
(Слайд № 41) «Наука только тогда благотворна, когда мы ее принимаем не только разумом, но и сердцем» Д. И. Менделеев
IV. Итог урока
Учитель химии:
Беседа по вопросам (Слайды № 42-45)
1.Число попыток классификации химических элементов до Д. И. Менделеева, считая варианты таблиц, достигало 50. Некоторые из ученых очень близко подошли к открытию закона. И все же им не удалось довести свои попытки до завершения. Укажите основной недостаток в работах всех предшественников Д. И. Менделеева и фамилии ученых. Все они проводили параллель только между сходными элементами, даже не сравнивая явно несходные, такие, например, как натрий и хлор.
2. Твердо убежденный в справедливости периодического закона, Д. И. Менделеев предпринимает невиданный в истории химической науки шаг. Он описывает свойства трех из предсказанных им элементов, их соединений и даже методы, которыми эти химические элементы могут быть получены. О каких элементах идет речь? Речь идет о скандии, галлии, германии.
3. Что такое периодическая система? Периодическая система – графическое отражение периодического закона.
4. Кого Д. И. Менделеев называл «укрепителями» периодического закона и почему?Ученых, которые своими работами подтверждали справедливость периодического закона. – вопросы – путаница (Слайды № 46-51) – формулировка вывода с урока (Слайд № 52)
Периодический закон и сейчас развивается. Будут появляться и умирать новые теории, блестящие обобщения. Новые представления будут сменять устаревшие понятия. Великие открытия и эксперименты будут превосходить все прошлое и открывать невероятные по новизне и широте горизонты – все это будет приходить и уходить, но периодический закон Д.И.Менделеева будет всегда жить, развиваться, уточняться и руководить исканиями.
Учитель химии, учитель английского языка:
Оценка работы класса и отдельных учащихся.
Учитель химии: (читает стихи Николая
Глазкова)
Пусть зимний день с метелями не навивает грусть,
Таблицу Менделеева я знаю наизусть. Зачем ее я
выучил? Могу сказать зачем... В ней стройность и
величие любимейших поэм. Без многословья
книжного и ней смысла торжество И элемента
лишнего в ней нет ни одного! В ней пробужденье
дерева и вешних льдинок хруст Таблицу Менделеева
учите наизусть!
V. Задание на дом
Учитель английского языка: Подготовьте, пожалуйста, стихи или кроссворд о том, на что Вас вдохновил сегодняшний урок на английском или русском языке, на русском сдаете учителю химии, на английском учителю английского языка.
Учитель химии: (Слайд № 53) Заканчивая урок, я хочу процитировать слова и Д.И.Менделеева, которые он написал в завещании к свои детям: “Трудитесь, трудясь, вы сделаете всё и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда – попробуйте еще раз!” (Слайд № 54) Спасибо за урок!
Использованная литература:
- Программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений» О.С.Габриеляна, М. «Дрофа», 2010 г.
- О.С.Габриелян Химия. 11 класс Учебник для общеобразовательных учреждений,3-е изд., стереотип М.: Дрофа, 2006
- О.С.Габриелян. Пособие для учителя химии по планированию учебного материала в 8, 9, 10 и 11 классах. Москва
- В.Г.Денисова. Химия 11 класс. Поурочные планы (по учебнику О.С.Габриеляна). Изд. «Учитель», г.Волгоград, 2003 г.
- О.С.Габриелян Химия, 11 класс Базовый уровень: учеб. Для общеобразовательных учреждений.\ О.С.Габриелян М.: Дрофа, 2009
- О.С.Габриелян Настольная книга учителя. Химия. 11 класс.\ О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г. Введенская. В 2 ч. М.: Дрофа, 2004.
- О.С.Габриелян Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: учеб. Пособие для общеобразат. Учреждений\ О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов, А.Г. Введенская. – 3-е изд. Стереотип – М.: Дрофа, 2005.
Интернет-ресурсы:
- Видеофильм «Дмитрий Менделеев», канал «Культура»
- Видеофильм http://www.youtube.com/watch?v=lK3xzYGej8w&feature=player_embedded
- Фрагмент видеофильма «Неуловимые мстители» «Мало» http://www.youtube.com/watch?v=4bQbRt-3sLc
- Периодическая система химических элементов для детей. http://www.chem4kids.com/files/elem_pertable.html
- Периодическая таблица химических элементов в картинках images.yandex.ru
- Дмитрий Иванович Менделеев в картинках images.yandex.ru