Модель объекта. 4-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 4


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием модель;
  2. Разобрать какие виды моделей бывают;
  3. Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;
  4. Развитие познавательных интересов, навыков работы за компьютером;

Используемое оборудование: ПК, доска.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

  1. Орг. момент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Физкультминутка.
  4. Практическое задание.
  5. Обобщение материала.
  6. Подведение итогов.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Орг. момент

Здравствуйте ребята! Тема занятия “Модель объекта”. На сегодняшнем уроке, мы разберем: что такое модель, какие виды моделей бывают, научимся моделировать.

2. Изучение нового материала

Все вы, наверное, слышали такое слово как модель. Кто может сказать, что это такое? Какие модели вы знаете? Давайте подумаем моделью человека, что является? (кукла) Какие куклы вы знаете? Из чего они сделаны? (матерчатые, фарфоровые, стеклянные, набитые ватой, пластиковые, резиновые, деревянные) Кукла барби это модель чего? (девушки) А кен? (мужчины) Пупсик? (ребенка)

Модель – это упрощенное подобие реального объекта. Рассмотрим это на примерах.

Мальчики, а во что вы любите играть?

Чтобы детям было удобно играть, модели делают маленькими. Например, реальный автомобиль большой, тяжелый – в руки его не возьмешь. Игрушечные машинки внешне очень похожи на настоящие машины, но они намного меньше. Модель может иметь туже форму, цвет, тот же элементарный состав, что и моделируемый объект. Но внутреннее устройство реального объекта в игрушке часто не моделируется. Например, в ней может не быть двигателя, в отличие от настоящего автомобиля.

Давайте с Вами подумаем, а какая модель может быть у Земли? (Глобус, карта и т.д.)

Игрушки, статуи и т.д. – это материальные модели объектов. К информационным моделям относят текст, рисунок, схему, фотографию, карту, чертеж.

Процесс создания модели называется – моделированием. Все модели обладают общими свойствами – они несут информацию об объектах реальной действительности.

Как Вы думаете, какие материальные модели есть у человека? (кукла, статуя, манекен) А какие информационные модели человека Вы знаете? (фотография, рисунок, чертеж, текст-описание)

Познавая мир, мы смотрим, слушаем, читаем. В нашем сознании возникают образы объектов и представления о них. Это виртуальные модели. Закройте глаза, представьте вашу самую любимую игрушку. Этот образ в голове и есть виртуальная модель, только естественная.

Естественная виртуальная модель – это образ объекта в нашей памяти, наши представления о нем.

Искусственная виртуальная модель – это образ объекта, созданный с помощью компьютера на экране монитора. Примером таких моделей являются компьютерные игры. Какие вы знаете?

Приступать к моделированию можно тогда, когда определены существенные свойства объекта. Важно также ответить себе на вопрос: с какой целью мы создаем модель?

Давайте рассмотрим основные цели моделирования:

  • Сохранить информацию о наблюдаемом объекте;
  • Передать информацию о нем другим людям; (можно показать ролик про динозавров)
  • Показать, как будет выглядеть объект, которого еще нет, но который существует в виде образа в мыслях автора и должен быть сделан, сшит построен;
  • Изучить или испытать на модели работу будущего изделия, если испытание объекта-оригинала дорого, опасно или не возможно (Можно показать ролик про запуск ракеты).

Какая именно модель будет создана – зависит от цели моделирования.

3. Физкультминутка

Ученики встают около своих парт. Учитель задает модель или объект (например: неваляшка, глобус, скакалка, обруч, самолет и т.д.), а ребята должны это показать.

4. Практическое задание

Ребятам предлагается в графическом редакторе Paint нарисовать свою любимую игрушку. После выполнения задания, ребятам объясняется, что рисунок, который они нарисовали, это и есть информационная модель их игрушки.

5. Обобщение материала

Учитель на столе выкладывает различные информационные (график, таблица, схема, карта, текст, рисунок, фотографии и т.д.) и материальные (мягкая игрушка, кукла, глобус, искусственный цветок и т.д.) модели. Каждый из учеников подходит к столу и берет одну из моделей, объясняет к какому виду эта модель принадлежит. Если со стола взята информационная модель, она крепится на доске, если взята материальная перекладывается на другой стол.

6. Подведение итогов

Понадобится:

10 квадратов разного цвета;
табличка “Знания”;
фигурка человека.

Учитель спрашивает у каждого ученика, что он узнал нового на уроке. При каждом ответе, он на доску крепит квадрат, так чтобы впоследствии получилась лесенка. В самом верху доски нужно прикрепить табличку “Знания”. А на самый верхний квадратик поставить фигурку человека. Учитель говорит: “Ребята мы сегодня на уроке построили 3 ступеньки, т.е. мы на 3 ступеньки поднялись к знаниям”

7. Домашнее задание

§ 13, задания в рабочей тетради

Литература:

Матвеева Н.В. и др. Информатика и ИКТ. Учебник для 4 класса. – М.: БИНОМ. Лабораторий знаний, 2011. – 98 с.