Урок "Становление Советской власти"

Разделы: История и обществознание


/СЛАЙД 1/

Тема урока: “Становление Советской власти”.

Цели урока:

  1. Рассмотреть причинно-следственные связи установления Советской власти.
  2. Продолжить формировать у учащихся умение анализа и синтеза при работе с новым учебным материалом.
  3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и любви к Родине.

Учебное оборудование: компьютер, проектор, демонстрационная доска (на ней демонстрируется план-схема Петрограда, отрывок из фильма “Октябрь”, необходимый текст).

Оформление доски: тема, вопросы к теме, новые термины.

Новые термины: декрет, ВЦИК, СНК.

Даты: 25-26 октября 1917 г.

ПЛАН УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Фронтальный опрос по теме: “От Февраля к Октябрю”.
  3. Новая тема: “Становление Советской власти”.
  4. Закрепление новой темы.
  5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Учащиеся занимают свои места, готовятся к уроку.

2. Фронтальный опрос:

  1. Как изменилась расстановка политических сил после падения монархии?
  2. Какую программу наметил В.И.Ленин в своих “Апрельских тезисах”?
  3. Какими причинами были вызваны кризисы власти весной-летом 1917 г.?
  4. Какие цели преследовал генерал Корнилов?
  5. Почему его выступление закончилось поражением?
  6. В чем заключался кризис власти накануне Октябрьской революции?

3.

/СЛАЙД 2/ На экране появляется название темы и цели урока, учитель их зачитывает. Для этого вам предстоит ознакомиться с решениями 2-го Съезда Советов, надо разобраться в сути изменений взглядах большевиков на судьбу Учредительного собрания, познакомить вас с

некоторыми основными законами и указами новой власти. Тема сегодняшнего урока является
продолжением тем, рассмотренных на предыдущих уроках. Главной задачей урока выяснить, почему именно такая форма власти как Советы, победила в России.

Чтобы решить эту задачу мы должны разобрать шаги становления Советской власти поэтапно /СЛАЙД3 /

/На экране появляются этапы/:

  1. 25-26 октября – 2-ой Съезд Советов. Штурм Зимнего.
  2. Первые декреты Советской власти.
  3. Основные указы и законы новой власти.
  4. Учредительное собрание и го роспуск.
  5. 3-ий (объединительный) Съезд Советов.

Разобравшись в этих этапах становления Советской власти, вы сможете ответить на следующие вопросы /СЛАЙД 4 / вопросы появляются на экране/:

  1. Когда состоялся 2-ой Всероссийский Съезд Советов?
  2. Какова суть принятых на съезде декретов?
  3. Какое значение имели первые декреты Советской власти?
  4. Какие новые органы власти появились в стране?
  5. Кто первый возглавил новое правительство и как оно называлось?
  6. Почему большевики, которые требовали до Октября, созыва Учредительного собрания, разогнали его?
  7. Почему В.И.Ленин назвал период с 25 октября 1917 года по февраль 1918 года – “ Триумфальное шествие Советской власти”?

Ответить на эти вопросы, мы сможем решить поставленную перед нами задачу.

“Становление Советской Власти”, какие события предшествовали этому, что принес России 1917 год? /примерные ответы/.

– Продолжается 1-ая Мировая война;

– Произошла Февральская революция;

– Итоги революции: отречение царя (свержение самодержавия), установление Двоевластия.

Что такое – Двоевластие?

– Двоевластие – переплетение 2-х властей: Советов и буржуазного Временного правительства.

Когда и каким образом власть полностью перешла Временному правительству?

– После расстрела демонстрации 5 июля Советы отказались от власти в пользу Временного правительства. Возглавил его А.Ф.Керенский.

Какие основные вопросы должно было решить правительство, но не решило?

– Вопрос о Мире, т.к.шла война, а правительство ее продолжало вести, хотя народ от нее устал;

– О земле, т.к. земля по-прежнему не принадлежала тем кто ее обрабатывал, т.к. крестьяне имели небольшие наделы, или совсем не имели земли.

К чему приводит нерешенность этих вопросов?

– К недовольству народа, к волнениям.

24 – 25 октября 1917года в Петрограде началось восстание. / СЛАЙД 5/ /на экране – план-схема Петрограда “Октябрьский переворот 1917 г.” /

Учитель показывает и поясняет, какие важные стратегические объекты были захвачены восставшими /мосты, телеграф, почта, электростанция и т.д./

25 октября 1917 г. в 10 часов утра было обнародовано воззвание, в котором говорилось, что социалистическая революция, о которой так долго говорили большевики, свершилась.

/ На экране появляется текст воззвания / СЛАЙД 6 /.Учитель зачитывает текст воззвания. В 21 ч.40 мин. Начинается штурм Зимнего дворца./Приложение 1. СЛАЙД 7 / на экране отрывок из к/ф Эйзенштейна “Октябрь”, “Штурм Зимнего”/. Вы сейчас посмотрели к/фильм, но этот фрагмент – художественный вымысел, на самом деле, ворота были открыты, сопротивление оказано не было, всего с обеих сторон погибло 6 человек, но “страсти” были так накалены, что даже современникам казалось, что такое могло быть.

Почти в это же время, в 22 ч. 45 мин., начинает свою работу 2-ой Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. 739 депутатов от 402 Советов: 338 большевиков,  127 левых эсеров – придерживаются идеи вооруженного восстания, а меньшевики и правые эсеры осудили действия большевиков и потребовали начать переговоры с Временным  правительством. Открыл заседание самый старейший делегат, меньшевик Федор Ильич Дан. На первом заседании Владимир Ильич Ленин отсутствовал, он руководил восстанием.

После того как съезд принял воззвание к “Рабочим, солдатам и крестьянам” и провозгласил установление Советской власти. Меньшевики и правые эсеры, в знак протеста, покинули зал.

В начале шестого утра был объявлен перерыв до вечера. Вечером, 26 октября 1917 г, состоялось второе заседание, на котором обсуждались самые жизненно необходимые вопросы. По вопросам “о земле” и “мире” выступил Владимир Ильич Ленин. Класс делится на три группы. (работа с документами по группам). /СЛАЙД 8/

1 группа – декрет о “Мире”.

Из декрета о “Мире”

Рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, предлагает всем
воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом,
демократическом мире. стран, миром, которого самым определенным и настойчивым образом

Требовали русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, - таким миром
правительство считает немедленным мир без аннексий ( т.е. без захвата чужих земель, без
насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуции …

Вопрос к документу: Почему первым декретом Советской власти стал декрет о “ Мире” и в чем его значение?

2 группа – декрет о “Земле”

Из декрета о “Земле”

…Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные,
со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят а распоряжение Волостных Земельных Комитетов и Уездных Советов Крестьянских Депутатов, впредь до разрешения Учредительным собранием вопроса о земле…

Крестьянский наказ о земле

…Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таким:

1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду или в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней …

6) Право пользование землею получают все граждане ( без различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи всей семьи или товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается …

7) Землепользование должно быть уравнительным, т.е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям по трудовой и потребительской норме …

8) Вся земля, по нее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления …

Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства …

Все содержащееся в этом наказе, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным законом, которым до Учредительного Собрания проводится в жизнь по возможности немедленно …

Вопрос к документу: Как большевики предложили решить аграрный вопрос?

3 группа – “Об образовании рабочего и крестьянского правительства”

“Об образовании рабочего и крестьянского правительства”

Образовать для управления, впредь до созыва Учредительного Собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров. Заведование отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих…

Контроль над деятельностью Народных Комиссаров и право их смещения принадлежит Всероссийскому съезду Советов Рабочих, Крестьянских и Солдатских депутатов и его Центральному Исполнительному Комитету.

Вопрос к документу: Какие функции должны выполнять новые органы власти ВЦИК и СНК?

На экране вопрос для всех групп: На что направлены эти декреты и чем они вызваны?/СЛАЙД 8/

Работа на 5-7 минут, можно пользоваться, для уточнения учебниками.

Представители групп, после окончания времени отвечают на поставленные к документам вопросы:

  1. Какие существуют ветви власти?
  2. К какой ветви относится правительство и как оно называлось?

Совнарком, возглавил его В.И.Ленин, исполнительная власть.

Законодательная власть переходила Съезду рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а в промежутке между съездами - Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету

(ВЦИК). Председатель – вначале Каменев, но вскоре – Свердлов.

Также был принят декрет об отмене смертной казни на фронте, введенный Временным правительством.

Правительство молодого государства издает ряд законов и указов /СЛАЙД 9 / на экране/. Перечень указов и законов в распечатанном виде раздать ученикам до урока,

2 ноября 1917 г. – “декларация прав народов”

10 ноября 1917 г. – ликвидация сословного деления общества.

14 ноября 1917 г. – положение о рабочем контроле.

22 ноября 1917 г. – учреждение революционного трибунала.

28 ноября 1917 г. – создание Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ).

7 декабря 1917 г. – образование Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК).

5-6 января 1918 г.- заседание Учредительного собрания.

Начинает работу Учредительное собрание, выборы в которое состоялись 12 ноября 1917 г.,

Эту дату определило еще Временное правительство, а т.к. большевики, до Октября 1917 г., требовали созыва Учредительного собрания, то Советское правительство было вынуждено провести выборы и назначить дату начала работы собрания.

- Откройте учебники на странице 95, читайте раздел “Судьба Учредительного собрания”, определите и запишите в тетради причины роспуска Учредительного собрания. После того как учащиеся озвучат примерные ответы, на экране появляются причины.

/СЛАЙД 10/. Учитель озвучивает их:

1. Отказ Учредительного собрания обсудить “Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа”;

2. Отказ Учредительного собрания принять требование большевиков о признании существующего правительства, его декретов и политику как реальность;

3. Разгон воинскими частями, поверившим большевикам, демонстрации сторонников Учредительного собрания.

Учащиеся, если написали причины не правильно, не справились с работой, списывают причины в тетрадь с экрана.

10 января 1918 года в Таврическом дворце, начал работу 3-ий Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, а 13 января к ним присоединились делегаты 3-го Всероссийского съезда крестьянских депутатах, таким образом, завершилось объединение Советов в единую государственную систему. Объединительный съезд принял “Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа”, объявив Россию Советской Федеративной Социалистической республикой (РСФСР). И поручил ВЦИК разработать конституцию нового государства.

С 25 октября 1917 г. по февраль 1918 г. В.И.Ленин охарактеризовал как “триумфальное шествие Советской власти” И действительно, в большинстве случаев власть к Советам перешла мирным путем. ( из 97 городов в 79). В дальнейшем сопротивление контрреволюции новой власти переросло в Гражданскую войну, но эта тема следующих уроков.

4. Вернемся теперь к вопросам, которые были заданы в начале урока ( на экране вновь появляются вопросы): /СЛАЙД 11/

  1. Когда состоялся 2-ой Всероссийский Съезд Советов?
  2. Какова суть принятых на съезде декретов?
  3. Какое значение имели первые декреты Советской власти?
  4. Какие новые органы власти появились в стране?
  5. Кто первый возглавил новое правительство и как оно называлось?
  6. Почему большевики, которые требовали до Октября, созыва Учредительного собрания, разогнали его?
  7. Почему В.И.Ленин назвал период с 25 октября 1917 года по февраль 1918 года – “Триумфальное шествие Советской власти”?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Теперь подведем итоги и ответим на основной вопрос: Почему именно такая форма власти как Советы, победила в России? Ученики отвечают на этот вопрос. Учитель обобщает и подводит итоги.

Запишите термины, которые написаны на доске, в тетрадь. (декрет, ВЦИК Совет Народных Комиссаров, РСФСР, ВЧК).

4. Домашнее задание.

Каждое государство имеет свою символику, к следующему уроку мне готовит сообщение.

О гербе, о флаге, о гимне, о конституции РСФСР. Учитель назначает учащихся, которые готовят сообщения.

Найдите значение терминов “переворот” и “революция”.

Не смотря на то, что сегодня звучал термин “революция”, подумайте над вопросом – в Октябре 1917 года, произошла революция или переворот. Ответ аргументируйте.

Параграфы 12, 13 (до Брестского мира).

Презентация

Видео-приложение