/СЛАЙД 1/
Тема урока: “Становление Советской власти”.
Цели урока:
- Рассмотреть причинно-следственные связи установления Советской власти.
- Продолжить формировать у учащихся умение анализа и синтеза при работе с новым учебным материалом.
- Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и любви к Родине.
Учебное оборудование: компьютер, проектор, демонстрационная доска (на ней демонстрируется план-схема Петрограда, отрывок из фильма “Октябрь”, необходимый текст).
Оформление доски: тема, вопросы к теме, новые термины.
Новые термины: декрет, ВЦИК, СНК.
Даты: 25-26 октября 1917 г.
ПЛАН УРОКА.
- Организационный момент.
- Фронтальный опрос по теме: “От Февраля к Октябрю”.
- Новая тема: “Становление Советской власти”.
- Закрепление новой темы.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Учащиеся занимают свои места, готовятся к уроку.
2. Фронтальный опрос:
- Как изменилась расстановка политических сил после падения монархии?
- Какую программу наметил В.И.Ленин в своих “Апрельских тезисах”?
- Какими причинами были вызваны кризисы власти весной-летом 1917 г.?
- Какие цели преследовал генерал Корнилов?
- Почему его выступление закончилось поражением?
- В чем заключался кризис власти накануне Октябрьской революции?
3.
/СЛАЙД 2/ На экране появляется название темы и цели урока, учитель их зачитывает. Для этого вам предстоит ознакомиться с решениями 2-го Съезда Советов, надо разобраться в сути изменений взглядах большевиков на судьбу Учредительного собрания, познакомить вас с
некоторыми основными законами и указами новой
власти. Тема сегодняшнего урока является
продолжением тем, рассмотренных на предыдущих
уроках. Главной задачей урока выяснить, почему
именно такая форма власти как Советы, победила в
России.
Чтобы решить эту задачу мы должны разобрать шаги становления Советской власти поэтапно /СЛАЙД3 /
/На экране появляются этапы/:
- 25-26 октября – 2-ой Съезд Советов. Штурм Зимнего.
- Первые декреты Советской власти.
- Основные указы и законы новой власти.
- Учредительное собрание и го роспуск.
- 3-ий (объединительный) Съезд Советов.
Разобравшись в этих этапах становления Советской власти, вы сможете ответить на следующие вопросы /СЛАЙД 4 / вопросы появляются на экране/:
- Когда состоялся 2-ой Всероссийский Съезд Советов?
- Какова суть принятых на съезде декретов?
- Какое значение имели первые декреты Советской власти?
- Какие новые органы власти появились в стране?
- Кто первый возглавил новое правительство и как оно называлось?
- Почему большевики, которые требовали до Октября, созыва Учредительного собрания, разогнали его?
- Почему В.И.Ленин назвал период с 25 октября 1917 года по февраль 1918 года – “ Триумфальное шествие Советской власти”?
Ответить на эти вопросы, мы сможем решить поставленную перед нами задачу.
“Становление Советской Власти”, какие события предшествовали этому, что принес России 1917 год? /примерные ответы/.
– Продолжается 1-ая Мировая война;
– Произошла Февральская революция;
– Итоги революции: отречение царя (свержение самодержавия), установление Двоевластия.
Что такое – Двоевластие?
– Двоевластие – переплетение 2-х властей: Советов и буржуазного Временного правительства.
Когда и каким образом власть полностью перешла Временному правительству?
– После расстрела демонстрации 5 июля Советы отказались от власти в пользу Временного правительства. Возглавил его А.Ф.Керенский.
Какие основные вопросы должно было решить правительство, но не решило?
– Вопрос о Мире, т.к.шла война, а правительство ее продолжало вести, хотя народ от нее устал;
– О земле, т.к. земля по-прежнему не принадлежала тем кто ее обрабатывал, т.к. крестьяне имели небольшие наделы, или совсем не имели земли.
К чему приводит нерешенность этих вопросов?
– К недовольству народа, к волнениям.
24 – 25 октября 1917года в Петрограде началось восстание. / СЛАЙД 5/ /на экране – план-схема Петрограда “Октябрьский переворот 1917 г.” /
Учитель показывает и поясняет, какие важные стратегические объекты были захвачены восставшими /мосты, телеграф, почта, электростанция и т.д./
25 октября 1917 г. в 10 часов утра было обнародовано воззвание, в котором говорилось, что социалистическая революция, о которой так долго говорили большевики, свершилась.
/ На экране появляется текст воззвания / СЛАЙД 6 /.Учитель зачитывает текст воззвания. В 21 ч.40 мин. Начинается штурм Зимнего дворца./Приложение 1. СЛАЙД 7 / на экране отрывок из к/ф Эйзенштейна “Октябрь”, “Штурм Зимнего”/. Вы сейчас посмотрели к/фильм, но этот фрагмент – художественный вымысел, на самом деле, ворота были открыты, сопротивление оказано не было, всего с обеих сторон погибло 6 человек, но “страсти” были так накалены, что даже современникам казалось, что такое могло быть.
Почти в это же время, в 22 ч. 45 мин., начинает свою работу 2-ой Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. 739 депутатов от 402 Советов: 338 большевиков, 127 левых эсеров – придерживаются идеи вооруженного восстания, а меньшевики и правые эсеры осудили действия большевиков и потребовали начать переговоры с Временным правительством. Открыл заседание самый старейший делегат, меньшевик Федор Ильич Дан. На первом заседании Владимир Ильич Ленин отсутствовал, он руководил восстанием.
После того как съезд принял воззвание к “Рабочим, солдатам и крестьянам” и провозгласил установление Советской власти. Меньшевики и правые эсеры, в знак протеста, покинули зал.
В начале шестого утра был объявлен перерыв до вечера. Вечером, 26 октября 1917 г, состоялось второе заседание, на котором обсуждались самые жизненно необходимые вопросы. По вопросам “о земле” и “мире” выступил Владимир Ильич Ленин. Класс делится на три группы. (работа с документами по группам). /СЛАЙД 8/
1 группа – декрет о “Мире”.
Из декрета о “Мире”
Рабочее и крестьянское правительство,
созданное революцией 24-25 октября и опирающееся
на Советы рабочих, солдатских и крестьянских
депутатов, предлагает всем
воюющим народам и их правительствам начать
немедленно переговоры о справедливом,
демократическом мире. стран, миром, которого
самым определенным и настойчивым образом
Требовали русские рабочие и крестьяне после
свержения царской монархии, - таким миром
правительство считает немедленным мир без
аннексий ( т.е. без захвата чужих земель, без
насильственного присоединения чужих
народностей) и без контрибуции …
Вопрос к документу: Почему первым декретом Советской власти стал декрет о “ Мире” и в чем его значение?
2 группа – декрет о “Земле”
Из декрета о “Земле”
…Помещичьи имения, равно как все земли
удельные, монастырские, церковные,
со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными
постройками и всеми принадлежностями переходят
а распоряжение Волостных Земельных Комитетов и
Уездных Советов Крестьянских Депутатов, впредь
до разрешения Учредительным собранием вопроса о
земле…
Крестьянский наказ о земле
…Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таким:
1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду или в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней …
6) Право пользование землею получают все граждане ( без различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать ее своим трудом, при помощи всей семьи или товариществе, и только до той поры, пока они в силах ее обрабатывать. Наемный труд не допускается …
7) Землепользование должно быть уравнительным, т.е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям по трудовой и потребительской норме …
8) Вся земля, по нее отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением ее между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления …
Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства …
Все содержащееся в этом наказе, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным законом, которым до Учредительного Собрания проводится в жизнь по возможности немедленно …
Вопрос к документу: Как большевики предложили решить аграрный вопрос?
3 группа – “Об образовании рабочего и крестьянского правительства”
“Об образовании рабочего и крестьянского правительства”
Образовать для управления, впредь до созыва Учредительного Собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров. Заведование отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих…
Контроль над деятельностью Народных Комиссаров и право их смещения принадлежит Всероссийскому съезду Советов Рабочих, Крестьянских и Солдатских депутатов и его Центральному Исполнительному Комитету.
Вопрос к документу: Какие функции должны выполнять новые органы власти ВЦИК и СНК?
На экране вопрос для всех групп: На что направлены эти декреты и чем они вызваны?/СЛАЙД 8/
Работа на 5-7 минут, можно пользоваться, для уточнения учебниками.
Представители групп, после окончания времени отвечают на поставленные к документам вопросы:
- Какие существуют ветви власти?
- К какой ветви относится правительство и как оно называлось?
Совнарком, возглавил его В.И.Ленин, исполнительная власть.
Законодательная власть переходила Съезду рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а в промежутке между съездами - Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету
(ВЦИК). Председатель – вначале Каменев, но вскоре – Свердлов.
Также был принят декрет об отмене смертной казни на фронте, введенный Временным правительством.
Правительство молодого государства издает ряд законов и указов /СЛАЙД 9 / на экране/. Перечень указов и законов в распечатанном виде раздать ученикам до урока,
2 ноября 1917 г. – “декларация прав народов”
10 ноября 1917 г. – ликвидация сословного деления общества.
14 ноября 1917 г. – положение о рабочем контроле.
22 ноября 1917 г. – учреждение революционного трибунала.
28 ноября 1917 г. – создание Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ).
7 декабря 1917 г. – образование Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК).
5-6 января 1918 г.- заседание Учредительного собрания.
Начинает работу Учредительное собрание, выборы в которое состоялись 12 ноября 1917 г.,
Эту дату определило еще Временное правительство, а т.к. большевики, до Октября 1917 г., требовали созыва Учредительного собрания, то Советское правительство было вынуждено провести выборы и назначить дату начала работы собрания.
- Откройте учебники на странице 95, читайте раздел “Судьба Учредительного собрания”, определите и запишите в тетради причины роспуска Учредительного собрания. После того как учащиеся озвучат примерные ответы, на экране появляются причины.
/СЛАЙД 10/. Учитель озвучивает их:
1. Отказ Учредительного собрания обсудить “Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа”;
2. Отказ Учредительного собрания принять требование большевиков о признании существующего правительства, его декретов и политику как реальность;
3. Разгон воинскими частями, поверившим большевикам, демонстрации сторонников Учредительного собрания.
Учащиеся, если написали причины не правильно, не справились с работой, списывают причины в тетрадь с экрана.
10 января 1918 года в Таврическом дворце, начал работу 3-ий Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, а 13 января к ним присоединились делегаты 3-го Всероссийского съезда крестьянских депутатах, таким образом, завершилось объединение Советов в единую государственную систему. Объединительный съезд принял “Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа”, объявив Россию Советской Федеративной Социалистической республикой (РСФСР). И поручил ВЦИК разработать конституцию нового государства.
С 25 октября 1917 г. по февраль 1918 г. В.И.Ленин охарактеризовал как “триумфальное шествие Советской власти” И действительно, в большинстве случаев власть к Советам перешла мирным путем. ( из 97 городов в 79). В дальнейшем сопротивление контрреволюции новой власти переросло в Гражданскую войну, но эта тема следующих уроков.
4. Вернемся теперь к вопросам, которые были заданы в начале урока ( на экране вновь появляются вопросы): /СЛАЙД 11/
- Когда состоялся 2-ой Всероссийский Съезд Советов?
- Какова суть принятых на съезде декретов?
- Какое значение имели первые декреты Советской власти?
- Какие новые органы власти появились в стране?
- Кто первый возглавил новое правительство и как оно называлось?
- Почему большевики, которые требовали до Октября, созыва Учредительного собрания, разогнали его?
- Почему В.И.Ленин назвал период с 25 октября 1917 года по февраль 1918 года – “Триумфальное шествие Советской власти”?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Теперь подведем итоги и ответим на основной вопрос: Почему именно такая форма власти как Советы, победила в России? Ученики отвечают на этот вопрос. Учитель обобщает и подводит итоги.
Запишите термины, которые написаны на доске, в тетрадь. (декрет, ВЦИК Совет Народных Комиссаров, РСФСР, ВЧК).
4. Домашнее задание.
Каждое государство имеет свою символику, к следующему уроку мне готовит сообщение.
О гербе, о флаге, о гимне, о конституции РСФСР. Учитель назначает учащихся, которые готовят сообщения.
Найдите значение терминов “переворот” и “революция”.
Не смотря на то, что сегодня звучал термин “революция”, подумайте над вопросом – в Октябре 1917 года, произошла революция или переворот. Ответ аргументируйте.
Параграфы 12, 13 (до Брестского мира).