В жизни многонационального народа Российской Федерации важную роль играет русский язык как государственный. Якутские дети наряду с родным и иностранным языком должны свободно владеть русским языком.
Учащиеся якутских сельских школ овладевают русским языком только на основе речевой практики.
Одно из главных направлений работы в обучении русскому языку в якутских начальных классах – развитие устной и письменной речи учащихся. Владение устной речью связано с умением воспринимать русскую речь на слух и понимать услышанное (аудирование) и с умением говорить по-русски.
Работу по развитию речи начинаю с первых уроков русского языка, затем систематически проводится на уроках обучения грамоте, русского языка и чтения.
Овладение устной речью на уроках устного курса начинается с усвоения синтаксических структур, представляющих собой типовые предложения разговорной речи.
Начальный период обучения русскому языку характеризуется тем, что в основном учащиеся овладевают диалогической речью. Дети учатся задавать вопросы, отвечать на них, побуждать друг друга к действиям, сообщать что-либо. Поэтому на уроках большое место отводится вопросно-ответным упражнениям. На выполнение просьб, приказаний с последующим комментарием своих действий.
С целью развития навыков русской речи и активизации мышления учащихся необходимо варьировать вопросы.
Например:
– Это кто? – Еще кто? – Что делает Маша? – Маша читает? – Маша читает книгу? – Кто читает книгу? |
– Это ученица. – Это девочка. Это Маша. – Маша читает. – Да, Маша читает. – Да, Маша читает книгу. – Маша читает книгу. |
Такие упражнения провожу на каждом уроке. Диалоги организуются по-разному: между учителем и учащимися, между рядами, парами. Детям очень нравится быть «учителем» и задавать вопросы ученикам.
На разговорных уроках устного курса не следует ограничиваться лишь обучением диалогической речи. Нужно приучать детей к тому, чтобы они с самого начала умели перестроить диалог в небольшое связное высказывание. Для чего после каждого диалога провожу упражнение и на развитие монологической речи учащихся. Ученики составляют предложения, небольшие рассказы по картинкам, придумывают вопросы к картинкам, рассказывают по заданной теме. В I классе игра является непременным компонентом урока. Поэтому на уроках я использую разные игры. Например, для составления предложений, связных высказываний, описания используя игру «Чудесный мешочек». Из мешочка дети извлекают с закрытыми глазами картинки и выполняют различные задания учителя. Дети любят игру «Теремок». На доске прикреплены картинки. Ученик выбирает любую и стучит: «Тук-тук-тук! Кто в тереме живет?». Потом переворачивает картинку и составляет маленький рассказ – описание животного, птиц.
Большое внимание уделяю работе по картине. Сначала выбираю картину близкую по содержанию изучаемой теме. Работу по картине на первых порах провожу в 2–3 урока. На I уроке ученики узнают предметы, объекты, проводится словарная работа, а на последующих уроках по картине составляют словосочетания, предложения и связный текст. Чтобы в работе участвовало как можно больше детей использую игру «Магнитофон» или «Живые предложения». После того, как все составили предложения по картине, я говорю детям: «Ребята, чтобы у нас получился связный рассказ, давайте все ваши предложения «запишем в магнитофон». Кто запомнил первое предложение? Второе предложение? и т.д. дети выходят к доске и говорят свои предложения. «Магнитофон» можно «прокрутить» несколько раз дополняя, изменяя предложения. Дети могут меняться местами.
Большое место в обучении русскому языку и развитию речи занимает словарная работа.
Учащемуся необходимо понять значение слова, нужно усвоить его произношение и научиться правильно употреблять это слово в речи. Я использую следующие приемы:
- наглядность (показ картины, действия);
- объяснение другими словами;
- подбор антонимов;
- объяснение по-якутски.
После того, как слово понято детьми наступает следующий этап в работе – закрепление в речи. Слово в живой речи обычно выступает в сочетании с другими словами. Поэтому раскрывая его значение необходимо вводить словосечетания и типовые предложения.
Фрагмент урока (объяснение нового слова).
II класс. Текст: «Неделя детской книги».
Сначала дети сами находят новые слова.
Лучший
– Лучший – значит очень хороший, самый хороший. Что может быть лучшим?
- Лучший рисунок, лучший рассказ, лучший почерк и т.д. (записывают в тетрадях по выбору).
– Кто может быть лучшим?
- Лучшая подруга, лучший ученик и т.д.
– Найдите в тексте это слово и прочитайте все предложение.
- Ребята участвуют в викторинах, в конкурсах на лучший рассказ, стихотворение и рисунок.
– Составьте сами предложение с этим словом.
Развитие русской речи в условиях отсутствия языковой среды начинается с пересказа услышанного или прочитанного текста. На своих уроках большое внимание отвожу и к пересказу текста.
В I классе использовала опыт Елены Сергеевны Мордовской – обучение пересказу текстов с использованием зрительных опор. (Начальная школа 1988 №8).
После чтения текста создается простейшая схема из предметных картинок и слов.
Например, имеется текст в букваре « Тут Дима, Тима, Антон и Лида. У Димы и Тимы пила. Дима пилит. И Тима пилит. А Лида сидит и смотрит. Она устала. У Лиды лопата.»
Схема выглядит так:
Ребята по схеме легко пересказывают текст. Именно на первых страницах букваря, пока тексты малы по объему и просты по содержанию, а предложения коротки, учащиеся должны преодолеть трудности пересказа и получить уверенность в своих силах.
В дальнейшем схему можно упростить, ввести условные знаки. Иногда дети сами придумывают схему пересказа.
Развитию связной речи способствуют также деление текста на части и озаглавливание их, составление плана для пересказа, пересказ текста с изменением лица. Детям нравятся задания творческого характера.
Например, на уроках чтения даются такие задания:
- дополнение текста описаниями;
- изменение сюжета прочитанного;
- составление описания дальнейших событий;
- сочинение рассказов и сказок на предложенную тему.
Например, детям предложила придумать предложение текста «Охота на песцов» (4 кл.)
Примеры работ учащихся:
(С.Оля.)
«В капкане бился еще живой песец. Аянга уложил песца на нарту. Тэми увидел
живого песца и обрадовался. Песец был белый, как снег, маленький. У песца
пушистый, дорогой мех. Аянга решил сшить дочке воротник из меха песца».
(П. Марианна)
«В капкане бился еще живой песец. Когда Тэми взял песца, он чуть не убежал.
Собаки смотрели на него удивленно. Потом Тэми с отцом поехал домой. Вечером Тэми
отпустил песца в тундру. Песцу было хорошо».
Ребята сочиняли рассказы о лете, об осени, о зиме, о весне, о своей кошке, собаке, о елке. При чтении текстов стараюсь обратить внимание ребят на выразительные средства. Ребята выписывают в тетрадях самые точные и яркие слова, подбирают красочные определения, сравнения. Все это они могут использовать в своих рассказах.
Интересно проходят обобщающие уроки чтения. После каждой темы дети повторяют прочитанное, анализируют, сравнивают, высказывают свои мнения. На этих уроках создаются естественные условия для развития русской речи учащихся.
Использую следующие виды работ:
1. Беседа.
- Какие тексты прочитали?
- Какой текст понравился? Почему?
- С какими авторами познакомились?
- Какой герой вам больше всего понравился? Почему?
- Как бы ты поступил? Почему?
- Из прочитанных текстов кого можно называть смелым? Умным?Честным? Почему?
2. Повторение новых слов.
- Из какого текста это слово?
- Вспомните предложение с этим словом.
- Составьте свои предложения.
- Напишите по памяти слова, которые мы узнали по этой теме и т.д.
3. Отгадывание названия текста по отрывкам.
4. Конкурс чтецов, рассказов, артистов.
5. Отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов. Придумывание своих загадок, составление кроссвордов и другие виды работ.
Одновременно с развитием устной речи проводится на уроках и развитие связной письменной речи. На уроках письма систематически проводятся следующие виды работ:
- списывания;
- различные диктанты;
- письмо по памяти;
- составление предложений;
- изложение;
- сочинения.
С самого начала стараюсь привить навык грамотного письма. Для этого широко использую комментированное письмо, письмо с подчеркиванием орфограмм. Большое внимание уделяю предупреждению ошибок. Трудное слово проговаривается хором, выделяются орфограммы, делается звуко-буквенный анализ, разбирается по составу.
Детям доставляют большое удовольствие языковые игры. Разучивание стихов, песен, потешек, считалок помогает накопить обороты речи, нужные для развития навыков устной речи, приучает правильно воспринимать и соблюдать ударения в словах.
Потешки:
Водичка, водичка
Умой мое личко,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Потешки можно проговаривать с различными движениями. С помощью жестов, движений дети быстро узнают значения слов. Очень необходимы и чистоговоки, скороговорки. С их помощью можно закрепить произношение звуков, отрабатывать дикцию.
Например:
с (сь)
са-са-са в лесу бегает лиса
со-со-со у Вовы колесо
су-су-су – было холодно в лесу.з (зь)
за-за-за – уходи домой коза.
зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.ш
ша-ша-ша – мама моет малыша.
шу-шу-шу – я письмо пишу.
аш-аш-аш – у Вовы карандаш.
В развитии русской речи учащихся исключительно велика роль внеклассных занятий по русскому языку, цель которых не только дальнейшее расширение и углубление знаний учащихся, повышение их грамотности и обогащение словарного запаса, но и развитие интереса к изучаемому языку, воспитание языкового чутья.