Урок-путешествие по дорогам сказок "Тридесятое царство"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Обобщение знаний и расширение представлений о русских сказках, об их мудрости и высокой нравственности.
  2. Развивать интерес учащихся к чтению, расширять их читательский кругозор.
  3. Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся.
  4. Создание благоприятной эмоциональной среды.
  5. Воспитание уважения к богатству народной выдумки, желания изучать русское народное творчество, историческое прошлое своего народа.

Оборудование: презентация (приложение), творческие работы учащихся.

Ход урока

I этап. Вводный

Учитель начинает урок словами: (приложение: слайды 1 и 2)

Сказки мудростью богаты,
Сказке скажем: “Приходи!”
Это присказка, ребята.
Сказка будет впереди!

Сказка – верный наш спутник. Она учит добру, умению общаться, радоваться, огорчаться, сопереживать.

Давным-давно появились на Руси сказки. И происходят в этих сказках чудеса: звери и птицы разговаривают; добрые молодцы и волшебницы защищают слабых и награждают трудолюбивых. И если мы слышим: “В тридевятом царстве, тридесятом государстве жили – были …”, значит, впереди нас ждут увлекательные сказочные события.

Сегодня мы совершим путешествие в “Тридесятое царство”

Узнав об этом, Иван-царевич прислал нам письмо (слайд 3)

“Здравствуйте, ребята!

Я узнал, что вы хотите прибыть в мою волшебную страну. Я очень люблю туристов и пускаю в свои владения только пытливых, любознательных, дружных и смелых. Пройти в мой дворец непросто. Для этого вам придется преодолеть различные препятствия.

Я посылаю вам карту моей страны. Если вы достойно пройдете все испытания, расскажите все, что знаете о сказках, я буду рад приветствовать вас в своем Дворце.

Сегодня я отмечаю свой день рождения. Прошу прибыть во дворец без опоздания. А чтобы вы смогли открыть дворцовые ворота, за каждый пройденный этап путешествия вы будете получать ключик. В добрый путь!

Иван-царевич”

– Перед тем, как мы попадем во Дворец Ивана-царевича, нам предстоит побывать в гостях у разных сказочных героев.

– Перед детьми появляется карта страны “Тридесятое царство” (слайд 4)

II этап. В гости к царевне-лягушке

– Какие сказочные, волшебные средства передвижения вы знаете?

(Ковер-самолет, сапоги-скороходы, ступа и метла)

– На чем ездил Емеля?

(На печи) (слайд 5)

Мы тоже будем путешествовать на печи. Кто помнит заклинание?

По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь на болото к царевне-лягушке (слайд 6)

Летела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, расправившись с зелёною кожей,
Сделался мигом
Красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

Царевна-лягушка:

– Здравствуйте, ребята. Помните, в какой сказке я живу? Здесь, на болоте, у меня спрятаны сказочные вещи. Они принадлежат героям русских народных сказок. Ответьте мне, что это за вещи?

Игра “Чьи вещи?” (слайд 7)

  • Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полет? (Ступа)
  • Из чего солдат варил кашу? (Из топора)
  • Чем играл братец Иванушка из сказки “Гуси-лебеди” у Бабы-Яги? (Золотым яблочком)
  • Чем ловил Волк рыбу в сказке “Лисичка-сестричка и серый Волк” (Хвостом)
  • Эта скатерть знаменита
    Тем, что кормит всех досыта,
    Что сама собой она
    Вкусных кушаний полна.
    Что это? (Скатерть-самобранка)
  • Этим предметом можно убить страшного героя русских сказок? (Игла)
  • С помощью этого предмета главный герой сказки нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела)
  • Завертелось, закружилось,
    По тарелке покатилось,
    Сочное, медовое,
    С буквой “я” знакомое …
    А тарелка не простая –
    Там каемка золотая. (Яблоко)
  • Много верст впереди,
    Как бы их скорей пройти?
    Ты попробуй их обуть –
    Одолеешь мигом путь. (Сапоги-скороходы)

Царевна-лягушка:

– Молодцы! Вы ответили на все вопросы.

Ключик, ребята, получайте.
Только, чур, не потеряйте!

III этап. Волшебный лес

– Продолжаем наше путешествие.

– По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь в волшебный лес (слайд 8)

Дети отправляются в волшебный лес (слайд 9)

Велика Земля планета,
И не счесть на ней чудес,
Говорят, что даже где-то
Есть один волшебный лес.
Здравствуй лес, здравствуй лес,
Полный сказок и чудес,
С соснами и елями, с бурыми медведями.

Игра “Назови сказку” (слайд 10)

  • В этой сказке всего по три: три героя, по три предмета у каждого (“Три медведя”)
  • В этой сказке под снежной периной девочка увидела зеленую травку (“Мороз Иванович”)
  • Из какой сказки этот герой

“Испекла бабуля деду –
Дед остался без обеда:
В лес мальчишка убежал,
На носок лисе попал. (“Колобок”)

  • В этой сказке Кот играл на гуслях (“Кот, Петух и Лиса”)
  • В этой сказке старик со старухой вылепили девочку из снега (“Снегурочка”)

– Молодцы! Вы ответили на все вопросы.

Ключик, ребята, получайте.
Только, чур, не потеряйте!

IV этап. Молочная река, кисельные берега

– Путешествие продолжается.

– По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь к молочной реке (слайд 11)

Перед нами молочная река, кисельные берега (слайд 12)

Игра “Назови героя сказки” (слайд 13)

  • Уплетая калачи
    Ехал парень на печи.
    Прокатился по деревне
    И женился на царевне:
    Кто это? (Емеля)
  • У Аленушки-сестрицы
    Унесли братишку птицы,
    Высоко они летят,
    Далеко они глядят.
    Что за птицы? (Гуси-лебеди)
  • Сладких яблок аромат
    Заманил ту птицу в сад.
    Перья светятся огнем,
    И светло в ночи, как днем.
    Кто это? (Жар-птица)
  • Работать умела красиво и ловко,
    В деле любом проявляла сноровку.
    Хлебы пекла и скатерти ткала,
    Шила рубашки, узор вышивала,
    Лебедью белой в танце плыла.
    Кто мастерицей этой была? (Василиса Премудрая)
  • Все смеялись и шутили –
    Рассмешить ее спешили.
    Рассмешил ее Емеля –
    Баламут и пустомеля. (Царевна Несмеяна)
  • Маленькая девочка
    Нашла в лесу избушку.
    Зашла, поела, поспала,
    А за собой не убрала. (Маша)
  • Глупый братец у нее
    Напился водицы,
    Где не нужно пить ее,
    Чтоб не измениться. (Сестрица Аленушка)

– Молодцы! Вы ответили на все вопросы.

Ключик, ребята, получайте.
Только, чур, не потеряйте!

V этап. Логово Змея-Горыныча

– Поехали дальше.

По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь к Змею-Горынычу (слайд 14 и 15)

– Змей-Горыныч предлагает нам посетить его картинную галерею.

Игра “К каким произведениям эти иллюстрации?” (слайд 16)

  • “Репка”
  • “Лисичка-сестричка и серый Волк”
  • “Лиса и заяц”
  • “Зимовье зверей”
  • “По щучьему веленью”
  • “Маша и медведь”
  • “Рукавичка”

– Молодцы! Вы ответили на все вопросы.

Ключик, ребята, получайте.
Только, чур, не потеряйте!

VI этап. Избушка Бабы-Яги

– Едем дальше.

– По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь к Бабе-Яге (слайд 17)

– Избушка Бабы-Яги (слайд 18)

Давайте позовем ее.

– Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!

Баба-Яга:

– Что за невиданные гости ко мне явились, да еще распоряжаются. А вот сыграйте со мной, тогда и узнаем, какие вы знатоки сказок.

Игра “Добавь словечко”

  • Лисичка …(сестричка)
  • Кощей …(Бессмертный)
  • Ковер …(самолет)
  • Мальчик …(с пальчик)
  • Елена …(Прекрасная)
  • Змей …(Горыныч)
  • Братец …(Иванушка)
  • Скатерть …(самобранка)
  • Сапоги …(скороходы)
  • Баба …(Яга)
  • Сивка …(Бурка)
  • Крошечка …(Хаврошечка)

– Молодцы! Вы ответили на все вопросы.

Ключик, ребята, получайте.
Только, чур, не потеряйте!

VII этап. Вот мы и прибыли во Дворец Ивана-царевича

– А теперь в гости к Ивану-царевичу (слайд 19)

– С помощью ключей мы смогли попасть во Дворец (слайд 20).

Иван-царевич приглашает нас к себе на день рождения.

– Все загадки отгадали вы, ребятки,

И поэтому сейчас день рождения у нас.

Дети поют песню “В мире много сказок” и дарят свои поделки “Мой любимый сказочный герой”

Слова песни “В мире много сказок”

В мире много сказок, в мире много сказок,
Грустных и смешных, грустных и смешных,
И прожить на свете, и прожить на свете,
Нам нельзя без них, нам нельзя без них.
*****
Лампа Аладдина -
В сказку нас веди!
Башмачок хрустальный -
Помоги в пути!
*****
Мальчик Чипполино, мальчик Чипполино,
Мишка Винни-Пух, мишка Винни-Пух,
Каждый нам в дороге, каждый нам в дороге,
Настоящий друг, настоящий друг.
*****
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
*****
В мире много сказок, в мире много сказок,
Грустных и смешных, грустных и смешных,
И прожить на свете, и прожить на свете,
Нам нельзя без них, нам нельзя без них.

Итог

Мы сегодня с вами не скучали,
А с удовольствием играли.
И пусть была остра борьба.
Сильней соревнования.
Успех решила не судьба,
А только наши знания!

– Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

В чем смысл этой пословицы, о чем она говорит?

– Сказки мудры и учат людей справедливости, доброте, любви и уважения к старым и малым.

– В сказках побеждают честные, добрые, хорошие. Наказываются злые, жадные, жестокие.

– Читая сказку, человек волнуется, переживает. А когда, наконец, все благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, счастье.

– Действительно, дети, сказка для нас сегодня – не полуразрушенный памятник далекого прошлого, а яркая, живая часть нашей национальной культуры.

“О чем-то скрипит половица,
И спицам опять не спится
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски,
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка”

VIII. Домашнее задание

– Ребята, оформите ваши впечатления об уроке в виде рисунка, сочинения, поделки. Поделитесь об этом с родителями. Перечитайте любимые сказки, принесите их в класс.

Литература:

  1. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий./ Авт.-сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007 – (Мастерская учителя)
  2. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып. 1 / Авт.-сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.