Цели урока:
- Обобщение знаний и расширение представлений о русских сказках, об их мудрости и высокой нравственности.
- Развивать интерес учащихся к чтению, расширять их читательский кругозор.
- Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся.
- Создание благоприятной эмоциональной среды.
- Воспитание уважения к богатству народной выдумки, желания изучать русское народное творчество, историческое прошлое своего народа.
Оборудование: презентация (приложение), творческие работы учащихся.
Ход урока
I этап. Вводный
Учитель начинает урок словами: (приложение: слайды 1 и 2)
Сказки мудростью богаты,
Сказке скажем: “Приходи!”
Это присказка, ребята.
Сказка будет впереди!
Сказка – верный наш спутник. Она учит добру, умению общаться, радоваться, огорчаться, сопереживать.
Давным-давно появились на Руси сказки. И происходят в этих сказках чудеса: звери и птицы разговаривают; добрые молодцы и волшебницы защищают слабых и награждают трудолюбивых. И если мы слышим: “В тридевятом царстве, тридесятом государстве жили – были …”, значит, впереди нас ждут увлекательные сказочные события.
Сегодня мы совершим путешествие в “Тридесятое царство”
Узнав об этом, Иван-царевич прислал нам письмо (слайд 3)
“Здравствуйте, ребята!
Я узнал, что вы хотите прибыть в мою волшебную страну. Я очень люблю туристов и пускаю в свои владения только пытливых, любознательных, дружных и смелых. Пройти в мой дворец непросто. Для этого вам придется преодолеть различные препятствия.
Я посылаю вам карту моей страны. Если вы достойно пройдете все испытания, расскажите все, что знаете о сказках, я буду рад приветствовать вас в своем Дворце.
Сегодня я отмечаю свой день рождения. Прошу прибыть во дворец без опоздания. А чтобы вы смогли открыть дворцовые ворота, за каждый пройденный этап путешествия вы будете получать ключик. В добрый путь!
Иван-царевич”
– Перед тем, как мы попадем во Дворец Ивана-царевича, нам предстоит побывать в гостях у разных сказочных героев.
– Перед детьми появляется карта страны “Тридесятое царство” (слайд 4)
II этап. В гости к царевне-лягушке
– Какие сказочные, волшебные средства передвижения вы знаете?
(Ковер-самолет, сапоги-скороходы, ступа и метла)
– На чем ездил Емеля?
(На печи) (слайд 5)
Мы тоже будем путешествовать на печи. Кто помнит заклинание?
По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь на болото к царевне-лягушке (слайд 6)
Летела стрела и попала в болото.
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, расправившись с зелёною кожей,
Сделался мигом
Красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
Царевна-лягушка:
– Здравствуйте, ребята. Помните, в какой сказке я живу? Здесь, на болоте, у меня спрятаны сказочные вещи. Они принадлежат героям русских народных сказок. Ответьте мне, что это за вещи?
Игра “Чьи вещи?” (слайд 7)
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
Что это? (Скатерть-самобранка)
- Этим предметом можно убить страшного героя русских сказок? (Игла)
- С помощью этого предмета главный герой сказки нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела)
- Завертелось, закружилось,
По тарелке покатилось,
Сочное, медовое,
С буквой “я” знакомое …
А тарелка не простая –
Там каемка золотая. (Яблоко)
- Много верст впереди,
Как бы их скорей пройти?
Ты попробуй их обуть –
Одолеешь мигом путь. (Сапоги-скороходы)
Царевна-лягушка:
– Молодцы! Вы ответили на все вопросы.
Ключик, ребята, получайте.
Только, чур, не потеряйте!
III этап. Волшебный лес
– Продолжаем наше путешествие.
– По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь в волшебный лес (слайд 8)
Дети отправляются в волшебный лес (слайд 9)
Велика Земля планета,
И не счесть на ней чудес,
Говорят, что даже где-то
Есть один волшебный лес.
Здравствуй лес, здравствуй лес,
Полный сказок и чудес,
С соснами и елями, с бурыми медведями.
Игра “Назови сказку” (слайд 10)
- В этой сказке всего по три: три героя, по три предмета у каждого (“Три медведя”)
- В этой сказке под снежной периной девочка увидела зеленую травку (“Мороз Иванович”)
- Из какой сказки этот герой
“Испекла бабуля деду –
Дед остался без обеда:
В лес мальчишка убежал,
На носок лисе попал. (“Колобок”)
- В этой сказке Кот играл на гуслях (“Кот, Петух и Лиса”)
- В этой сказке старик со старухой вылепили девочку из снега (“Снегурочка”)
– Молодцы! Вы ответили на все вопросы.
Ключик, ребята, получайте.
Только, чур, не потеряйте!
IV этап. Молочная река, кисельные берега
– Путешествие продолжается.
– По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь к молочной реке (слайд 11)
Перед нами молочная река, кисельные берега (слайд 12)
Игра “Назови героя сказки” (слайд 13)
- Уплетая калачи
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне:
Кто это? (Емеля)
- У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы,
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
Что за птицы? (Гуси-лебеди)
- Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло в ночи, как днем.
Кто это? (Жар-птица)
- Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерицей этой была? (Василиса Премудрая)
- Все смеялись и шутили –
Рассмешить ее спешили.
Рассмешил ее Емеля –
Баламут и пустомеля. (Царевна Несмеяна)
- Маленькая девочка
Нашла в лесу избушку.
Зашла, поела, поспала,
А за собой не убрала. (Маша)
- Глупый братец у нее
Напился водицы,
Где не нужно пить ее,
Чтоб не измениться. (Сестрица Аленушка)
– Молодцы! Вы ответили на все вопросы.
Ключик, ребята, получайте.
Только, чур, не потеряйте!
V этап. Логово Змея-Горыныча
– Поехали дальше.
– По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь к Змею-Горынычу (слайд 14 и 15)
– Змей-Горыныч предлагает нам посетить его картинную галерею.
Игра “К каким произведениям эти иллюстрации?” (слайд 16)
- “Репка”
- “Лисичка-сестричка и серый Волк”
- “Лиса и заяц”
- “Зимовье зверей”
- “По щучьему веленью”
- “Маша и медведь”
- “Рукавичка”
– Молодцы! Вы ответили на все вопросы.
Ключик, ребята, получайте.
Только, чур, не потеряйте!
VI этап. Избушка Бабы-Яги
– Едем дальше.
– По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь к Бабе-Яге (слайд 17)
– Избушка Бабы-Яги (слайд 18)
Давайте позовем ее.
– Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!
Баба-Яга:
– Что за невиданные гости ко мне явились, да еще распоряжаются. А вот сыграйте со мной, тогда и узнаем, какие вы знатоки сказок.
Игра “Добавь словечко”
- Лисичка …(сестричка)
- Кощей …(Бессмертный)
- Ковер …(самолет)
- Мальчик …(с пальчик)
- Елена …(Прекрасная)
- Змей …(Горыныч)
- Братец …(Иванушка)
- Скатерть …(самобранка)
- Сапоги …(скороходы)
- Баба …(Яга)
- Сивка …(Бурка)
- Крошечка …(Хаврошечка)
– Молодцы! Вы ответили на все вопросы.
Ключик, ребята, получайте.
Только, чур, не потеряйте!
VII этап. Вот мы и прибыли во Дворец Ивана-царевича
– А теперь в гости к Ивану-царевичу (слайд 19)
– С помощью ключей мы смогли попасть во Дворец (слайд 20).
Иван-царевич приглашает нас к себе на день рождения.
– Все загадки отгадали вы, ребятки,
И поэтому сейчас день рождения у нас.
Дети поют песню “В мире много сказок” и дарят свои поделки “Мой любимый сказочный герой”
Слова песни “В мире много сказок”
В мире много сказок, в мире много сказок,
Грустных и смешных, грустных и смешных,
И прожить на свете, и прожить на свете,
Нам нельзя без них, нам нельзя без них.
*****
Лампа Аладдина -
В сказку нас веди!
Башмачок хрустальный -
Помоги в пути!
*****
Мальчик Чипполино, мальчик Чипполино,
Мишка Винни-Пух, мишка Винни-Пух,
Каждый нам в дороге, каждый нам в дороге,
Настоящий друг, настоящий друг.
*****
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
*****
В мире много сказок, в мире много сказок,
Грустных и смешных, грустных и смешных,
И прожить на свете, и прожить на свете,
Нам нельзя без них, нам нельзя без них.
Итог
Мы сегодня с вами не скучали,
А с удовольствием играли.
И пусть была остра борьба.
Сильней соревнования.
Успех решила не судьба,
А только наши знания!
– Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
В чем смысл этой пословицы, о чем она говорит?
– Сказки мудры и учат людей справедливости, доброте, любви и уважения к старым и малым.
– В сказках побеждают честные, добрые, хорошие. Наказываются злые, жадные, жестокие.
– Читая сказку, человек волнуется, переживает. А когда, наконец, все благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, счастье.
– Действительно, дети, сказка для нас сегодня – не полуразрушенный памятник далекого прошлого, а яркая, живая часть нашей национальной культуры.
“О чем-то скрипит половица,
И спицам опять не спится
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски,
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка”
VIII. Домашнее задание
– Ребята, оформите ваши впечатления об уроке в виде рисунка, сочинения, поделки. Поделитесь об этом с родителями. Перечитайте любимые сказки, принесите их в класс.
Литература:
- Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий./ Авт.-сост. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007 – (Мастерская учителя)
- Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып. 1 / Авт.-сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.