Цели урока:
- уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их распознанию на основе существенных свойств, изображению и вычислению их периметра, познакомить с термином "геометрия";
- развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление;
- обогащать кругозор учащихся, прививать интерес к предмету, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.
Оборудование: мультимедиа, экран, компьютер, конверты с фигурами, карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Дети, улыбнитесь друг другу. Пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится.
Покажите смайлики. С каким настроением вы пришли на урок?
Итак, сегодня мы отправляемся в страну, где живут необычные жители. Вы узнаете, как они называются и их отличительные признаки. В дороге вам нужно быть внимательными, точно и быстро считать и выполнять все задания дружно!
2. Устный счёт.
У. Давайте узнаем название страны. Для этого вы должны найти значение выражения и под ним записать букву, которая появляется на экране.
Слайд 2
- Разность чисел 12 и 3 уменьшить на 5 /появляется буква е/
- К сумме чисел 7 и 8 прибавьте 3 /м/
- Найдите периметр прямоугольника со сторонами 5 и 2 см /г/
- Уменьшаемое 34. вычитаемое - 12. Найдите разность /е/
- Какое число больше 17 на 6? /о/
- Одна открытка стоит 5 рублей. Сколько стоят 3 такие открытки? /я/
- На сколько число 43 больше 20? /т/
- Найдите периметр квадрата со стороной 4 см /р/
- Увеличьте число 54 на 6 единиц. Сколько получится? /и/
На экране появились буквы е, м, г, е, о, я, т, р, и.
Ребята, на экране появились буквы. Попробуйте составить слово. Что получилось? /Геометрия/
Слайд 3
Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, человек применял свои знания о форме, размерах и взаимном расположении предметов. Из геометрии вышла наука, которая называется математикой.
3. Работа по теме урока.
1) Постановка учебной задачи.
У. Итак, страна, в которой живут необычные жители, называется геометрия. А как будут называться геометрические фигуры, которые живут в стране геометрия?
Д. Они будут называться геометрическими.
Слайд 4
У. Посмотрите на экран, как называется эта фигура? (Треугольник) Назовите следующую фигуру (четырехугольник или прямоугольник). А как называется третья фигура? (Четырехугольник)
Как вы думаете, какая фигура здесь лишняя? (Треугольник). Почему? Что общего у оставшихся фигур?
Д. 4-е угла, 4-е стороны, четырехугольники.
Исчезает зелёная фигура.
У. Почему исчезла зелёная фигура?
Д. У нее не все прямые углы.
У. Что можно сказать про синюю фигуру?
Д. Это прямоугольник, четырехугольник, у него все углы прямые.
Слайд 5 /Фигуры на экране из учебника №1 стр.50/
У. Посмотрите на экран. Сколько прямых углов у 4-х угольников?
Д. Четыре.
У. Предлагаю вам самостоятельно выполнить следующее задание (у каждого ребёнка карточка с фигурами, аналогичными на экране). /Рисунок 1/
Слайд 6 /Из учебника №2 с.50/
У. Обведите замкнутой линией все прямоугольники на рисунке. А теперь обведите квадраты. (Проверка работы на экране). Что интересного вы заметили?
Д. Квадрат является прямоугольником.
2) Открытие детьми нового знания.
- А сейчас подумайте, что лишнее?
Слайды 7-8. /Лишние фигуры исчезают/
Д. а) Здесь лишнее слово "длина", т.к. это величина, а остальные - геометрические фигуры.
У. Слово "длина" очень часто встречается в математике. Обратите внимание еще раз, как пишется это слово - с одним "н".
б)
Д. Лишний треугольник, т.к. нет прямых углов.
У. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. /Варианты детей/
Слайд 9. Тема урока: "Прямоугольник. Квадрат".
У. Какая фигура называется прямоугольником? А что же такое квадрат? /Ответы детей./ Проверим по учебнику правильность нашего вывода на стр. 50.
Слайды 10-12. Упражнение для глаз.
3) Задание на внимание.
У. Предлагаю вам выполнить интересное задание. Найдите в учебнике № 3.
Слайды 13-14. Прочитайте, что нужно сделать. Подумайте. Сколько прямоугольников нашли? Квадратов?
4) Знакомство с правилом. /Cтр.51/
Геометрические фигуры весьма разнообразны. Назовите, какие ещё геометрические фигуры вы знаете. /Квадрат, луч, прямая, отрезок, треугольник, круг, овал и др./
Слайд 15. Посмотрите на экран.
Перед вами - одно из семи чудес света - Пирамида Хеопса. Это крупнейшая из египетских пирамид, сохранившееся до наших дней. В основании пирамиды - квадрат. О ней вы узнаете много интересного на уроках истории.
5) Нахождение периметра прямоугольника. Слайд 16.
Выполнение № 4 стр.51.
У. Измерим стороны прямоугольника. Что замечаете?
Д. Противоположные стороны равны.
У. Обратимся к правилу на с.51 в учебнике. Назовите в нашем прямоугольнике длину, ширину.
Вспомним, что такое периметр? Запишем стороны прямоугольника и вычислим его периметр. /Проверка выполнения задания/
6) Физминутка.
4. Закрепление материала.
1) Слайды 17-18. При решении следующего задания нам пригодятся знания, полученные на предыдущих уроках. № 5а)
У. Что обозначает число 6? Что сказано про длину? Какой вопрос задачи? Запишем кратко задачу:
Д. – 6 см
Ш. - ? на 2 см меньше.
Р - ?
Решение:
1) 6-2=4 (см) - ширина.
2) 6+6+4+4=20 (см) -периметр.
Ответ: 20 см.
2) Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
У. У каждого из вас на парте лежат конверты с фигурами. /Слайд 19/ Надо соединить фигуры так, чтобы получились прямоугольники. Вы сейчас поработаете дружно в парах. Кто справится, тот тихо встанет возле своей парты. /Рисунок 2/
- Молодцы! /Проверка работы на экране/
5. Домашнее задание.
У. Обратимся к № 9. Прочитаем по схемам выражения /2 ученика/.
Это и будет задание на дом. /Слайд 20/. И № 5 б) - задача на нахождение периметра прямоугольника.
6. Итог /промежуточный/ урока.
У. В какой же стране мы сегодня побывали? Понравилось вам наше путешествие? Давайте проверим, как мы усвоили новый материал. А для этого выполним тест. Слайды 21-22.
У. Кто доволен своей работой? Покажите "своё настроение" (дети показывают смайлики).
Подготовка к ИЗО (под музыку дети готовятся к рисованию).
У. 1. Оргмомент.
Давайте сначала вспомним, что одним из азов изобразительного искусства является процесс овладения различной техникой рисования. Карандашом можно выполнять тональные рисунки, создавать эффектные наброски. Уголь, пастель позволяют работать быстро, широко, разнообразно. В масленой живописи и акварели используются различные мазки. Вся перечисленная выше техника рисования традиционна. Но есть и нетрадиционные материалы и инструменты рисования: это мыльные пузыри, соль, манка, нитки, руки, пальцы и даже наждачная бумага. Сегодня мы поработаем с нетрадиционной техникой, которая называется пальчиковая живопись.
2. Работа по теме урока.
Ребята, а в какой стране мы сегодня побывали на уроке математики?
/Звучит музыка, у детей закрыты глазки/
Представьте себе, что вы подошли к воротам страны "Геометрия". Как вы думаете, а как выглядит эта страна, и кто живёт в ней, как выглядят жители и чем они занимаются? /Рассказы детей/. Ребята, а кто нас встретит у ворот? кто звонко песенку поёт? /Петушок/
Петя, Петя, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай голосок
Через темный лесок,
Через мост за реку.
Прокричи:
Ку-ка-ре-ку!
Сейчас мы попробуем нарисовать этого петушка. Но не обычным способом, а приемом, который называется “печать от руки”. Обмакните всю ладонь или ее часть в краску, а можно покрасить ладонь краской и не одной, а несколькими цветами, а теперь оставим на бумаге отпечаток, к отпечатку ладони добавим отпечатки пальцев в разных комбинациях. Можно подрисовать детали кистью, вот наш петушок ожил и громко закукарекал.
/Пальцевая живопись – это увлекательное занятие. Воображение работает со страшной силой, а уж как выходит избыток энергии/
3. Самостоятельная работа детей.
4. Индивидуальная помощь учителя.
5. Подведение итогов урока.
- Чему научились на этом уроке?
- Что вызвало затруднения в ходе выполнения работы?
- Что понравилось?
- С каким настроением вы уходите с урока?
6. Выставка лучших рисунков.