Цели урока:
- Закрепление необходимого фундамента для дальнейшего изучения органоидов клетки, а также процессов клеточного метаболизма.
- Способствовать закреплению знаний учащихся по цитологии. Закрепить строение и функции органоидов клетки, а также выявление структурно-функциональной взаимосвязи между элементами системы клетки.
- Способствовать самостоятельной оценке уровня знаний учащихся по пройденному материалу. Организации процесса само изучения, самооценки, самокоррекциии и саморазвития учащихся.
- Знакомство учащихся с методами и средствами ДКУ на уроках биологии.
Оборудование: Пакет контрольно-измерительных материалов, диагностическая линейка, карта диагностики и мониторинга качества обучения ученика, учебники, таблицы.
Литература:
- “Школьные технологии”. Москва., 2001г, №1.
- Юнусбаев Б.Х., Юнусбаева Н.Р. Биология.
- Технология системной диагностики и мониторинга качества обучения. Раздел “Общая биология”: Учебное пособие.– Уфа: БИРО, 2004г.
План урока
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Знакомство с целями и задачами урока.
Ребята, каждый, наверное, хотя бы один раз в жизни, хотел побывать на месте учителя, сделать опрос, выставить оценки? Сегодня у вас такой шанс появился, вы сами проверите свои знания, которые вы получили ранее.
Мы с вами закончили изучение раздела “Основы цитологии” курса “Общей биологии”, и сейчас познакомимся с технологией диагностико– коррекционного урока. Хотите ли вы сами изучить и оценить свой уровень по предмету? Насколько прочный багаж знаний вы получили по этому разделу биологии?
3. Фронтальная беседа
по рассогласованию цели, содержания, методов и средств организации ЦКУ.4. Первичная диагностика качества обучения
(первый срез – тестирование).Проводим краткий инструктаж по выполнению тестовых заданий.
5. Раздача тестов и контроль исполнения.
1.Клеточный уровень организации жизни изучает
биологическая наука:
а) биохимия и биотехнология;
б) микробиология и цитология;
в) генетика и селекция;
г) гистология и экология?
2. К доядерным (прокариотическим) организмам
относятся:
а) вирусы и бактериофаги;
б) бактерии и синезеленые водоросли;
в) водоросли и амебы;
г) эритроциты и тромбоциты?
3. Клеточная теория была сформулирована:
а) Робертом Гуком в 17 веке;
б) Антоном Левенгуком в 1680 году;
в) Т. Шванном в 1838 году;
г) Р.Вихровым в 1858 году?
4. Специфическая для цитоплазматической
мембраны функция– это:
а) защитная и биосинтез;
б) транспортная и связь с внешней средой;
в) фагоцитоз и пиноцитоз;
г) все ответы правильные?
5. К органоидам цитоплазмы не относятся:
а) ядрышки, хромосомы и кариоплазма;
б) хлоропласты, хромопласты, лейкоциты;
в) включения, рибосомы и митохондрии;
г) аппарат Гольджи, лизосомы и вакуоль?
6. Какие органоиды связаны с делением клетки и
передачей наследственной информации:
а) хлоропласты, хромопласты, лейкоциты;
б) хромосомы, центриоли и нити веретена;
в) лизосомы, рибосомы и митохондрии;
г) центриоли, эндоплазматическая сеть?
7. “Энергетические станции” клетки – это:
а) рибосомы;
б) хлоропласты;
в) митохондрии;
г) лизосомы?
8. В рибосомах животной клетки протекает
процесс:
а) биосинтеза;
б) хемосинтеза;
в) фотосинтеза;
г) синтеза АТФ?
9. Неклеточные формы жизни – это:
а) Бактериофаги и вирусы;
б) бактерии и синезеленые водоросли;
в) одноклеточные животные;
г) вид и популяция?
10. Плазматическая мембрана построена:
а) из липидов;
б) из липидов и белков;
в) из липидов и углеводов;
г) только из белков?
11.Укажите механизм мембранного транспорта,
связанный с использованием АТФ:
а) диффузия;
б) натрий – калиевый насос и фагоцитоз;
в) перенос через открытые каналы;
г) все ответы правильные?
12. Выделите органоиды, не относящиеся к
мембранным структурам клетки:
а) эндоплазматическая сеть;
б) рибосомы;
в) аппарат Гольджи;
г) лизосомы?
13. Все прокариотические и эукариотические
клетки имеют:
а) митохондрии и цитоплазму;
б) рибосомы и вакуоли;
в) ядерную и плазматическую мембрану;
г) плазматическую мембрану и рибосомы?
14. Какие из клеток растений функционируют после
их отмирания:
а) камбий;
б) ситовидные трубки;
в) клетки эпидермиса;
г) сосуды;
д) ни один из них?
15. Какой органоид в растительной клетке
соответствует лизосоме:
а) цитоплазма;
б) включения;
в) аппарат Гольджи;
г) вакуоль?
16. Через билипидную мембрану не могут
перемещаться молекулы:
а) кислорода;
б) углекислого газа;
в) аминокислот;
г) воды?
17. Если амебу и эритроцит поместить в
дистиллированную воду, то:
а) обе клетки разрушатся;
б) амеба сохранится, а эритроцит погибнет;
в) амеба погибнет, а эритроцит сохранится;
г) обе клетки сохранятся?
18. Нельзя считать вирусы полностью живой
материей, потому что:
а) они не способны к размножению;
б) у них отсутствует обмен веществ;
в) они не построены из биополимеров;
г) у них очень маленькие размеры?
19. Какой из этих превращений невозможно для
животной клетки:
а) белки – углеводы;
б) углеводы – жиры;
в) глюкоза – аминокислоты;
г) аминокислоты – жиры?
20. Оцените свое отношение к пройденной теме по
шкале:
а) отлично;
б) хорошо;
в) удовлетворительно;
г) неудовлетворительно?
6. Результаты тестирования (ответы ученика) вносятся на специальной “Карточке для оперативной проверки” учеником
.7. Рефлексия и самооценка результатов первичной диагностики.
8. Организация самостоятельной работы учащихся над ошибками, их самостоятельное нахождение и исправление.
9. Повторный контрольный срез– тестирование
. Краткий инструктаж по выполнению тестовых заданий; раздача тестов и контроль выполнения; индивидуальная рефлексия методом самооценки.Тестовое задание №2.
1. У прокариот в сравнении с эукариотами:
а) отсутствуют митохондрии;
б) отсутствуют хромосомы;
в) отсутствуют рибосомы;
г) нет правильного ответа?
2. В мембранах эукариот:
а) один слой липидов;
б) два слоя липидов;
в) три слоя липидов;
г) липиды отсутствуют?
3. Легко пройдет через липидный слой мембраны:
а) вода;
б) эфир;
в) глюкоза;
г) крахмал?
4. Ядро представляет собой:
а) двумембранную структуру;
б) одномембранную структуру;
в) немебранную структуру;
5.В образовании лизосом клетки участвуют:
а) рибосомы;
б) аппарат Гольджи;
в) митохондрии;
г) вакуоли?
6. Какой органоид в растительной клетке
соответствует лизосоме:
а) цитоплазма;
б) включения;
в) аппарат Гольджи;
г) вакуоль?
7. Все прокариотические и эукариотические
клетки имеют:
а) митохондрии и цитоплазму;
б) рибосомы и вакуоли;
в) ядерную и плазматическую мембрану;
г) плазматическую мембрану и рибосомы?
8. Клеточный уровень организации жизни изучает
биологическая наука:
а) биохимия и биотехнология;
б) микробиология и цитология;
в) генетика и селекция;
г) гистология и экология?
9. На рибосомах в процессе биосинтеза
образуются:
а) аминокислоты;
б) белки первичной структуры;
в) т-РНК;
г) и-РНК?
10. Какой из этих превращений невозможно для
животной клетки:
а) белки – углеводы;
б) углеводы – жиры;
в) глюкоза – аминокислоты;
г) аминокислоты – жиры?
11. Какой органоид в растительной клетке
соответствует лизосоме:
а) цитоплазма;
б) включения;
в) аппарат Гольджи;
г) вакуоль?
12. В рибосомах животной клетки протекает
процесс:
а) биосинтеза;
б) хемосинтеза;
в) фотосинтеза;
г) синтеза АТФ?
13.Одна из важнейших функций лизосом:
а) синтез ферментов;
б) переваривание отмерших клеток;
в) синтез гормонов;
г) синтез аминокислот?
14. Выделите органоиды, не относящиеся к
мембранным структурам клетки:
а) эндоплазматическая сеть;
б) рибосомы;
в) аппарат Гольджи;
г) лизосомы?
15. “Энергетические станции” клетки– это:
а) рибосомы;
б) хлоропласты;
в) митохондрии;
г) лизосомы?
16. Какие органоиды связаны с делением клетки и
передачей наследственной информации:
а) хлоропласты, хромопласты, лейкоциты;
б) хромосомы, центриоли и нити веретена;
в) лизосомы, рибосомы и митохондрии;
г) центриоли, эндоплазматическая сеть?
17. Что является источником кислорода при
фотосинтезе:
а) углекислый газ;
б) вода;
в) глюкоза;
г) солнечный свет?
18. Энергия света при фотосинтезе используется
на:
а) разложение молекулы АДФ
б) синтез АТФ;
в) образование кислорода и АТФ;
г) образование воды?
19. Специфическая для цитоплазматической
мембраны функция– это:
а) защитная и биосинтез;
б) транспортная и связь с внешней средой;
в) фагоцитоз и пиноцитоз;
г) все ответы правильные?
20. Оцените свое отношение к пройденной теме по
шкале:
а) отлично;
б) хорошо;
в) удовлетворительно;
г) неудовлетворительно?
10. Организация самоанализа по “Карте диагностики и мониторинга качества обучения ученика”.
11. Состваление общей “Карты диагностико – коррекционного урока (ДКУ), выявление общих закономерностей и пробелов всего класса по усвоению темы и на этой основе организация фронтальной или групповой работы по их ликвидации.
– Дифференциация заданий и организация дополнительной работы с продвинутыми учениками.
– Самоанализ и самооценка учителя по итогам ДКУ.
12. Итоги урока. Выставление оценок.
Мнение учителя и учащихся по уроку.
Сафаргалеева Динара – Данная система обучения и контроля знаний дала мне возможность увидеть, где у меня имеются пробелы по данной теме, я сразу смогла их устранить.
Галимьянова Лилия – интересная новая технология поможет мне поступить в ВУЗ , я буду готова к различным тестовым заданиям, в том числе и к ЕГЭ.
Учитель биологии Валинурова Ильсеяр Габдулкаюмовна – за короткий промежуток времени данная система контроля знаний помогла установить обратную связь с учениками, показать слабые места в знаниях. Фронтальный устный опрос превратить из допроса в игровой момент на уроке, оценить полностью весь класс, выставить оценки.