Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Тема урока. Правописание парных согласных в конце слова.
Цели урока:
Обучающая.
Учить распознавать парные согласные, обеспечить условия необходимые для поиска способа проверки правописания парных согласных в конце слова, научить распознавать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их буквами, учить сопоставлять произношение и написание согласных.
Развивающая.
Активизация познавательной деятельности через решение проблемных ситуаций, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать вывод, классифицировать, учить применять полученные знания на практике на основе выработки алгоритма действий при обозначении согласных звуков буквами, развивать внимание и логическое мышление, систематизировать изученный материал, развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь;
Воспитательная.
Создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, Стимулирование активного творческого труда.
Структура урока.
- Орг. момент.
- Актуализация знаний.
- Постановка проблемы.
- Составление алгоритма.
- Физ. минутка.
- Первичное закрепление.
- Первичная проверка.
- Творческая работа.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Орг. момент.
– Начинаем наш урок. Продолжите, пожалуйста, предложение: “Сегодня я пришёл на урок для того, чтобы…”.
(Научиться писать без ошибок, открывать новые секреты русского языка).
– Да, сегодня мы продолжим работу над грамотностью письма.
2. Актуализация знаний.
– Послушайте строчку из стих. А.С. Пушкина “Зимнее утро”.
Мороз и солнце; день чудесный.
– Если бы вы были художниками, то какие бы нарисовали картины?
– Под какой картиной вы подписали эти слова? Почему?
– Произнесите слово мороз. Какой звук в конце этого слова?
– Дайте характеристику этому звуку.
(Он согласный, парный твёрдый, парный глухой).
– А можем ли мы доверять этому звуку?
– Почему этому звуку доверять нельзя?
(Он может обозначаться буквами з или с).
– Откуда вы это знаете?
(Из наблюдений).
– А какими буквами можно обозначить звуки [п] [п] – б-п.
[к] [к] – г-к
[т] [т] – т-д
[ф] [ф] – в-ф
[ш] – ж-ш
– На какие две группы можно разделить эти буквы?
(Буквы парных согласных по глухости – звонкости).
– Запишем их в тетради: буква звонкого согласного – вверху, буква глухого согласного – внизу
Запишем:
б в г д ж з
п ф к т ш с
3. Постановка проблемы.
– Вернёмся к слову мороз. Какой буквой вы обозначите звук в конце слова?
– Умеете ли вы выбирать нужную букву на месте парного согласного?
– Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке?
– Цель нашего урока сегодня такова: будем учиться обозначать на письме парные согласные на конце слов.
– Давайте вспомним, когда мы доверяем парным согласным?
- перед гласными,
- перед непарными звонкими,
- перед [в] [в].
– А в каких случаях выбор буквы вызывает затруднение?
(Если парный согласный стоит в конце слова или перед парным согласным).
– Запишите, слова в столбик с окошками.
моро.
ле.
сугро.
– Слова, какой части речи записали?
– Докажите, что это имена существительные.
– Как изменяются имена существительные?
– В каком числе стоят имена существительные?
– Поставим эти имена существительные во множественное число и запишем их.
моро. – морозы
ле. – леса
сугро. – сугробы
– Какой звук слышится теперь отчётливо?
– Как вы думаете, теперь произношение совпадает с написанием?
– А почему?
– А какую букву тогда мы напишем в слове мороз?
– Итак, мы вставили пропущенные буквы. Какие слова нам в этом помогли?
(Имена существительные во множественном числе).
– Как мы будем называть эти слова?
(Проверочными).
– Почему мы можем назвать эти слова проверочными?
(После согласного стоит гласный).
4. Составление алгоритма.
– Составим алгоритм нашего действия, если нам встретилось слово с парным согласным на конце. Первый пункт нам уже знаком.
- Услышать слово с парным согласным на конце и записать слово с “окошком”.
- Подобрать проверочное слово, изменив число (один – много).
- Узнать букву в проверочном слове.
- Записать такую же букву на месте “окошка”.
– Мы составили алгоритм, проговорим его друг другу.
– Какой пункт для нас новый?
– Прочитаем 2 пункт нашего алгоритма.
– Потренируемся в умении подбирать проверочные слова. Я называю слово с парным согласным на конце – вы говорите проверочное слово.
Пруд, след, дрозд, утюг, нос, глаз, круг, нож, столб.
– Итак, что же нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово.
(Нужно изменить слово – один – много).
5. Физ. минутка.
– Представьте, что каждый из вас – это маленькая снеговая тучка, которая плавно, покачиваясь, плывёт по небу, А сейчас вы уже снежинки, которые медленно опускаются на землю, кружась в вальсе. Но вот подул ветерок и, подняв снежинки в воздух, снова закружил их февральской метелью в красивом танце.
6. Первичное закрепление.
– Попробуем применить наши знания. Из предложений, которые я буду диктовать, запишем только слова с парными согласными.
Зима. Снег укрыл деревья и кусты. Толстый лёд сковал ручей. На снегу виден звериный след.
снег – снега
лёд – льды
след – следы
– Так, что же мы делала, для того чтобы правильно записать слово с парным согласным в конце слова?
- Услышать слово с парным согласным на конце и записать слово с “окошком”.
- Подобрать проверочное слово, изменив число (один – много).
- Узнать букву в проверочном слове.
- Записать такую же букву на месте “окошка”.
7. Первичная проверка.
– Возьмём листочки. Прочитайте слова. Зачеркните неправильную букву. Пользуйтесь алгоритмом.
прору(б,п)ь
снегови(г,к)
пар(г,к)
наря(д,т)
– Поменяйтесь листочками. Проверим работу, поставьте отметку.
– Поднимите руку те, у кого – 5, 4, 3.
8. Творческая работа.
– Ребята, а вам нравится зима? Почему?
– Используя эти слова, придумайте рассказ, который называется “На катке”.
Алёша, коньки, научился кататься, каток, ледовая дорожка, весело.
– Назовите слова с парными согласными.
– Можем ли проверить написание этих слов?
– Воспользуемся нашим алгоритмом для проверки этих слов?
– Всё ли мы знаем о правописании парных согласных ?
– На следующем уроке мы узнаем ещё одну тайну русского языка.
9. Домашнее задание.
– Придумать и записать в тетради 5 слов с парным согласным в конце слова.
10. Рефлексия.
– Какова была цель нашего урока?
– Как же проверить правописание парных согласных на конце?
– Теперь поднимите руки те, кому интересно было на уроке.
– Кто хочет рассказать об этом уроке дома?
– Ребята, продолжите предложения:
Сегодня на уроке главным было…
В этой теме я хотел бы узнать…