ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Слово учителя:
– Сегодня на уроке мы заканчиваем
путешествие по удивительному городу Имя
Прилагательное. Долгое время мы знакомились
с его достопримечательностями: разнообразными
интересными качествами и свойствами. Это очень
крупный город в государстве Морфология.
Достаточно сказать, что по количеству жителей
(употребляемых слов) он занимает третье место
(после Существительного и Глагола).
Так что же это за город такой Имя Прилагательное?
Давайте перейдём к научному языку. Я начинаю
фразу, а вы продолжаете:
Имя прилагательное – это…, которая обозначает…, отвечает на вопросы…, в предложении является….
– Давайте попробуем разобрать предложение и вспомним морфологический разбор имени прилагательного. Запись на доске и в тетрадях:
Вода в горной3 речке холодна4.
3. К нам в гости пришли герои из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» . Митрофанушка покажет нам свои знания. Послушайте его внимательно. Согласны ли вы с его утверждениями?
Сценка.
Учитель: … Это грамматика. Что же вы в
ней знаете?
Митрофан: Много. Существительна да
прилагательна.
Учитель: Дверь, например, какое имя
существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Учитель: Котора дверь? Вот эта!
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Учитель: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к
своему месту. Вот у чулана неделю дверь стоит ещё
не повешена: так та покамест существительна.
Учитель: Так поэтому у тебя слово
«дурак» прилагательное, потому что оно
прилагается к глупому человеку?
Митрофан: И ведомо.
– Итак, прилагательное . Почему у него такое странное название? К чему оно «прилагается»? Кто его вечный спутник?
4. Как имена прилагательные
согласуются с существительными?
Запишите словосочетания, определите род, число и
падеж прилагательных:
Мягким снегом, от ласковых лучей, прекрасная погода, хорошему другу, в большой корзине.
5. Какими по форме бывают имена прилагательные?
– На слайде стихотворение, найдите в нём краткие прилагательные.
– Ты скажи мне, милый ёж,
Чем ежиный мех хорош?
– Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмёшь.
– Как изменяются краткие прилагательные?
– Как пишутся прилагательные с основой на
шипящую?
– Что вы можете сказать об особенностях
постановки знаков препинания в этом
стихотворении?
6. А теперь поиграем. Я называю вам полные прилагательные, образуйте их краткие формы:
Близкий, узкий, красивый, могучий, колючий, белый, свежий, горячий, богатый.
7. Оказывается, прилагательные очень часто используются в одном из видов устного народного творчества – загадках.
1. Бежит свинка,
Железная спинка,
Льняной хвостик. (Иголка с ниткой)2. Сам алый,
Сахарный.
Кафтан зелёный,
Бархатный. (Арбуз)3. Земля беленькая,
А птички на ней
Чёрненькие. (Книга)
8. А сейчас посмотрите на эпиграф. Какая часть речи подразумевается в этом стихотворении?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (В.В. Волина)
– Верно, имя прилагательное. Представьте себе
ровную асфальтированную дорогу и летнюю
лесную поляну. Как утомительно смотреть долгое
время на серое однообразие дороги, а как радует
глаз поляна. Каких только нет там форм, размеров,
окрасок: зелёная трава, высокие деревья, голубое
небо, красные ягоды земляники…
Всё это разнообразие передаётся с помощью
прилагательных. Именно они делают нашу речь
живописной. А как часто мы используем
прилагательные сейчас, когда наступает весна и
просыпается после зимнего сна природа. Каждый
день мы замечаем в ней какие-то новые краски.
9. А поскольку так незаметно мы с вами заговорили о весне, то сейчас я вас попрошу написать сочинение-миниатюру по данному началу.
Сочинение-миниатюра
Первое дыхание весны.
Наступила весна. Оглянитесь вокруг. Вы увидите…
– А вот то, что вы можете увидеть весной, вам нужно написать в своём сочинении, используя самые разнообразные имена прилагательные.
10. Итак, сегодня на уроке мы с вами закончили изучение темы «Имя прилагательное». Давайте ещё раз вспомним, что это за часть речи?
11. Домашнее задание: Найти и записать в тетради пословицы и поговорки о весне.