Урок русского языка. 4-й класс. Тема:"Имя прилагательное"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Слово учителя:

 – Сегодня на уроке мы заканчиваем путешествие по удивительному городу Имя Прилагательное. Долгое время мы знакомились с его достопримечательностями: разнообразными интересными качествами и свойствами. Это очень крупный город в государстве Морфология. Достаточно сказать, что по количеству жителей (употребляемых слов) он занимает третье место (после Существительного и Глагола).
Так что же это за город такой Имя Прилагательное?
Давайте перейдём к научному языку. Я начинаю фразу, а вы продолжаете:

Имя прилагательное – это…, которая обозначает…, отвечает на вопросы…, в предложении является….

 – Давайте попробуем разобрать предложение и вспомним морфологический разбор имени прилагательного.  Запись на доске и в тетрадях:

Вода в горной3 речке холодна4.

3. К нам в гости пришли герои из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» . Митрофанушка покажет нам свои знания. Послушайте его внимательно. Согласны ли вы с его утверждениями?

Сценка.

Учитель: … Это грамматика. Что же вы в ней знаете?
Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.
Учитель: Дверь, например, какое имя существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Учитель: Котора дверь? Вот эта!
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Учитель: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана неделю дверь стоит ещё не повешена: так та покамест существительна.
Учитель: Так поэтому у тебя слово «дурак» прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан: И ведомо.

– Итак, прилагательное . Почему у него такое странное название? К чему оно «прилагается»? Кто его вечный спутник?

4. Как имена прилагательные согласуются с существительными?
Запишите словосочетания, определите род, число и падеж прилагательных:

Мягким снегом, от ласковых лучей, прекрасная погода, хорошему другу, в большой корзине.

5. Какими по форме бывают имена прилагательные?

– На слайде стихотворение, найдите в нём краткие прилагательные.

– Ты скажи мне, милый ёж,
Чем ежиный мех хорош?
– Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмёшь.

– Как изменяются краткие прилагательные?
– Как пишутся прилагательные с основой на шипящую?
– Что вы можете сказать об особенностях постановки знаков препинания в этом стихотворении?

6. А теперь поиграем. Я называю вам полные прилагательные, образуйте их краткие формы:

Близкий, узкий, красивый, могучий, колючий, белый, свежий, горячий, богатый.

7.  Оказывается, прилагательные очень часто используются в одном из видов устного народного творчества – загадках.

1. Бежит свинка,
Железная спинка,
Льняной хвостик. (Иголка с ниткой)

2. Сам алый,
Сахарный.
Кафтан зелёный,
Бархатный.  (Арбуз)

3. Земля беленькая,
А птички на ней
Чёрненькие. (Книга)

8. А сейчас посмотрите на эпиграф. Какая часть речи подразумевается в этом стихотворении?

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!      (В.В. Волина)

– Верно, имя прилагательное. Представьте себе ровную асфальтированную дорогу  и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие дороги, а как радует глаз поляна. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зелёная трава, высокие деревья, голубое небо, красные ягоды земляники…
Всё это разнообразие передаётся с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. А как часто мы используем прилагательные сейчас, когда наступает весна и просыпается после зимнего сна природа. Каждый день мы замечаем в ней какие-то новые краски.

9. А поскольку так незаметно мы с вами заговорили о весне, то сейчас я вас попрошу написать сочинение-миниатюру по данному началу.

Сочинение-миниатюра

Первое дыхание весны.

Наступила весна. Оглянитесь вокруг. Вы увидите…

– А вот то, что вы можете увидеть весной, вам нужно написать в своём сочинении, используя самые разнообразные имена прилагательные.

10. Итак, сегодня на уроке мы с вами закончили изучение темы «Имя прилагательное». Давайте ещё раз вспомним, что это за часть речи?

11. Домашнее задание:  Найти и записать в тетради пословицы и поговорки о весне.