Несколько лет назад наша школа одной из первых в округе получила статус «Школа здоровья». Никто не сомневался. Что проблемы здоровья школьников, наряду с вопросами обучения и воспитания для учителей в современном мире выходят на первое место. Достаточно ознакомиться со статистикой, чтобы в этом убедиться. Самую большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». Это разнообразные функциональные нарушения, не достигшие уровня болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма.
С чего начать? – главный вопрос, который стоял перед всеми учителями предметниками. Соблюдение санитарно – гигиенических норм во время пребывания детей в школьном здании, и конкретно на уроках географии, является не маловажным фактором, позволяющим поддерживать и сохранять их здоровье. Но это не раскрывает всех возможностей урока географии в решении намеченных задач. Со всеми изменениями в здоровье школьников приходиться сталкиваться и учителю, а, следовательно, работать, использую традиционную систему образования в том виде, в котором мы ее знали нельзя.
Основной целью учителя становится перестройка системы работы на уроке и во внеурочной деятельности, исходя из вопросов сохранения и поддержания здоровья учащихся, так как от учителя, главным образом зависит, какое воздействие на здоровье учащихся оказывает образовательный процесс. Нами были изучены труды Смирнова Н.К., Ковалько В.И., Советовой Е.В. и многих других авторов, заинтересованных в сохранении здоровья учащихся. Обобщая опят выше упомянутых авторов, мы пришли к следующему выводу: несмотря на огромное количество работ, посвященных этой теме, нет конкретных методических разработок, которые мог бы использовать на своем уроке учитель и в том числе учитель географии.
Нами были предложены следующие направления, включающие здоровьесберегающий компонент:
- Применение метода проектов с целью исследования тем, связанных с восстановлением, поддержанием и укреплением здоровья;
- Внеурочная деятельность человека, направленная на поддержание здоровья;
- Использование методических приемов, раскрывающие здоровьеразвивающий и здоровьесберегающий потенциал уроков географии.
Один из таких методических приемов, использующих на уроке географии, мы и рассмотрим. Это метод Портфолио – современная педагогическая технология , направленная на создание индивидуальной папки ученика, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются его личные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за определенный период времени. В национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” одной из задач направления “Обновление образовательных стандартов” является глубокое и прочное усвоение знаний учащихся и возможности их самостоятельного движения в изучаемой области через создания портфолио.
Рассмотрим более подробно разработку тематического ПОРТФОЛИО учащегося “МОЯ СЕМЬЯ – СЕМЬ Я ” как средство формирования накопительной оценки и эффективных средств оценки образовательных и иных достижений по изучению темы “Население России” . Основной смысл – “Показать все, на что ты способен”. Использование портфолио при изучение темы “Население” поможет развитию исследовательской культуры учащегося, вовлечению его в активный учебный процесс познания основных вопросов темы “Населения” через исследование истории своей семьи.
Работа выполняется как в печатном, так и в электронном виде, в взависимости от желания учащихся. Каждое портфолио состоит из нескольких частей:
“Мой портрет”. Оформление обложки портфолио.
Глоссарий
Данная тема состоит из большого количества новых терминов и понятий, с которыми учащиеся знакомяться в теме “Население России”.
“Сундук регалий” включает в себя все достижения, отмеченные какими-либо документами или иными способами, за предшествующие годы обучения (документы об образовании, свидетельства об окончании курсов,справки о прослушивание курсах; грамоты дипломы об участии в научно – практических конференциях и мероприятиях детских общественных организаций; спортивные свидетельства). Список открыт и каждым учащимся дополняется по своему усмотрению. Также в “сундук регалий” учащийся может внести раздел о награждениях членов своей семьи, если такое имеются.
Творческая книжка учащегося способствует регистрации всей самостоятельной работы, выполненной в рамках выбранной нами темы. И.П.Волков писал: «Если даже не увеличивать количество кружков, факультативных занятий в школах, но ввести творческую книжку и сделать ее официальным документом, равным аттестату, то ученик возьмется за дело. Если же увеличивать количество форм и видов деятельности, но не производить регистрации выполненных работ, то все останется по-прежнему». В нашем случае данная работа будет являться итоговой по теме: «Население России».
Учитель перед началом работы дает перечень умений и навыков, которые должен получить учащийся после завершения изучения раздела, а также перечень вопросов по мере изучения тем раздела.
В разделе 3 «Население России» учебника 8 класса «Природа и население России» под редакцией Алексеева уже подобраны вопросы, которые могут быть использованы для творческой книжки. Они позволяют через изучение своей семьи подкрепить знания учебного материала по теме. Так на уроке по теме «Численность населения» в вопросе № 3 предлагается, ознакомившись со своей родословной, показать на схеме или на рисунке, каков был бы состав вашей семьи, ее численность, если бы Россия избежала социальных потрясений в 20 веке?
Вопрос предполагает, что учащиеся знакомы с историей своей семьи и знают свою родословную.
Однако на практике мы сталкиваемся с тем, что учащиеся и их родители, как более, старшее поколение, с которыми они живут, не интересуются историей своего рода и им сложно ответить на этот вопрос. Большинство учащихся его, как правило, пропускают.
Мы предлагаем учащимся справиться с ним в рамках творческой книжки.
1. Работая с «Толковым словарем русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, учащиеся находят ответы на вопросы: Что такое родословная? Что такое генеалогия? Как называют изображение истории рода в виде разветвленного дерева?
2. Далее учащиеся рисуют свое генеалогическое древо. При этом они могут использовать компьютерную программу «Родословное древо». Далее они составляют описание своей родословной.
3. Изображают герб своей семьи, объясняют значение всех составляющих его элементов.
4. Составляют перечень событий, происходивших в
разное время с разными членами своей семьи (рода).
А главное как они отразились на судьбе их
родственников (рекомендуется для наглядности и
полноты работы использовать воспоминания
родственников, семейные фотографии).
Таким образом, работая над темой «Населения»,
учащиеся через свой личностный опыт и опыт своей
семьи более глубоко изучает данную тему,
знакомиться с той терминологией, которая
встречается в тексте учебника.
Творчество моих товарищей.
Данный раздел портфолио подразумевает включение работ учащихся о своих семьях и проектные работы об известных семьях России. В 8 классе учащиеся нашего класса проводили исследовательский проект об истории купцов Носовых, проживавших на территории района Соколиная гора. Работа проводилась в рамках изучения темы «Рекреационные возможности района Соколиная гора». Нам удалось собрать сведения о членах семьи данного рода как в результате работы с литературными и архивными источниками, так и посредством беседы с оставшимися потомками семьи Носовых.
Аргументы и факты
В данном разделе учащиеся подбирали интересные факты по теме население «России». Приведу один из интересных фактов.
Первый ребенок в семье родился слепым, второй – глухим, третий – тоже с отклонениями в здоровье. Их отец страдал хроническим алкоголизмом, а мать – туберкулезом. Тем не менее, они решили родить четвертого ребенка. На свет появился мальчик, который с малых лет часто и сильно хворал, а к середине жизни, в 31 год, совсем оглох. (Во время урока учащийся, зачитывая данный отрывок поставил перед одноклассниками вопрос: А имели ли право родители иметь четвертого ребенка, изначально зная, что все они рождаются с различными и очень серьезными проблемами со здоровьем? Во время дискуссии было высказано много точек зрения, в том числе и о вреде алкоголя на организм человека. И только после этого, учащийся продолжил.)
Имя этого ребенка – Людвиг ван Бетховен.
После этого мы прослушали подготовленную учащимся запись Восьмой сонаты Бетховена.
Надо сказать, что Бетховен создал эту музыку после того, как его постигло главное несчастье его жизни: глухота. Отчаявшийся Людвиг писал братьям в завещании, составленном в Гейлигенштадте, что едва не покончил с собой, но нашел спасение в своем искусстве.
"Моим братьям прочесть и исполнить после
моей смерти.
О, люди, считающие или называющие меня
неприязненным, упрямым, мизантропом, как
несправедливы вы ко мне!
Шесть лет, как я страдаю неизлечимой болезнью, у
меня недоставало духу сказать людям: говорите
громче, кричите, ведь я глух. Мое несчастье для
меня вдвойне мучительно потому, что мне
приходится скрывать его.
Для меня нет отдыха в человеческом обществе, нет
интимной беседы, нет взаимных излияний. Когда же
я бываю в обществе, то меня кидает в жар от страха,
что мое состояние обнаружится.
Какое, однако, унижение чувствовал я, когда
кто-нибудь, находясь рядом со мной, издали слышал
флейту, а я ничего не слышал, или он слышал пение
пастуха, а я опять-таки ничего не слышал! Такие
случаи доводили меня до отчаяния; еще немного, и я
покончил бы с собою. Меня удерживало только одно
– искусство.
Искусству моему я обязан тем, что не покончил
жизнь самоубийством.
О, люди, если вы когда-нибудь это прочтете, то
вспомните, что вы были ко мне несправедливы;
несчастный же пусть утешится, видя собрата по
несчастью, который, несмотря на все
противодействие природы, сделал все, что было в
его власти, чтобы стать в ряды достойных артистов
и людей.
Прощайте и не забывайте меня совсем. Будьте же
счастливы.
Людвиг Бетховен. Гейлигенштадт, 1801 год ".
Исходя из сложившейся ситуации мы на уроке, не только обсудили вопросы влияние алкоголя на здоровье людей, но и использовали метод музыкотерапии.
Для успешной работы учащихся в технологии портфолио мы включили в планирование темы «Населения России» здоровьесберегающий компонент, который поможет учителю направлять поиск учащихся по теме.
№ урока |
Тема урока |
Здоровьеразвивающий компонент |
43. | Раздел III. “НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ” 16 часов Численность населения |
Медицинская география как наука
изучающая влияние природных и социальных
факторов на здоровье людей и их численность. Медицинская география – это отрасль науки, изучающая природные условия местности с целью познания закономерностей влияния комплекса условий на здоровье людей, а также учитывающая влияние социально-экономических факторов. Под комплексом природных условий понимают определенные природные системы: ландшафты, физико-географические области, природные зоны, представляющие собой взаимосвязь природных компонентов, рельефа, климата, почв, вод, растительности, животных. Социально-экономические факторы включают особенности жизни и деятельности людей, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и пути сообщения, непроизводственную сферу. |
44. | Изменение численности населения России | Факторы окружающей среды и его здоровье. Географическое распространение болезней обусловлено влиянием природных (климат, наличие или отсутствие в воде, почве, а следовательно, и в продуктах питания некоторых химических элементов и др.) и социальных (материальные условия жизни, культурный уровень населения, традиционное питание и др.) факторов, которым принадлежит решающая роль в географии отдельных болезней человека (нозогеографии), а также факторов, действующих в человеческом организме и возникающих в процессе его развития. |
45. | Половозрастной состав населения | Здоровый образ жизни и факторы, влияющие на самосохранение здоровья. Факторы, влияющие на уменьшение численности населения в разные периоды жизни общества (анализ половозрастных пирамид) |
46. | Миграции населения | В пределах Российской Федерации
имеются обширные районы со сложной
медико-географической обстановкой (от
арктических пустынь Приполярья до субтропиков,
от низменностей, расположенных на 29 м. ниже
уровня моря в Прикаспии до вершин 5642 м. выше
уровня мирового океана (гора Эльбрус)). В южной
части страны имеются значительные по площади
районы, страдающие от недостатка воды, прежде
всего пресной, от суховеев, пыльных бурь, засухи,
высокой температуры окружающей среды – это
степи (около 860 тыс. кв. км), полупустыни (200 тыс. кв.
км.) и пустыни (100 тыс. кв. км.). На районы с тёплым и
жарким климатом приходится примерно 5% площади
страны. Две трети территории страны заняты северными районами (Крайним Севером, высокими широтами), характеризующимися суровой длительной зимой, прохладным коротким летом, наличием многолетнего мёрзлого грунта, явлениями полярной ночи и полярного дня. |
47. | Территориальная подвижность населения | Отдых людей, как элемент поддержания здоровья. Рекреационные ресурсы и территории, наиболее благоприятные для отдыха и туризма. |
48. | География рынка труда | 90 млн человек относится в России к трудоспособному населению, но 3 млн из них являются нетрудоспособными по причине болезней и травм (инвалиды). Большое внимание необходимо уделить людям с ограниченными способностями (создание исследовательского проекта или социальной рекламы о проблемах данной категории людей). Параолимпийские игры. |
49. | Этнический состав населения | Влияние среды обитания на пищевой рацион различных народов России. В Арктике, например, человек затрачивает больше тепловой энергии, чем в тропиках. Для ее восполнения в условиях арктической стужи требуется больше высококалорийной пищи. Формируется своеобразный арктический рацион: еда там жирная, тяжелая, обильная. В тропиках всего этого не требуется, там и так жарко в течение всего года. Соответственно, и рацион там более легкий: фрукты, овощи, мало животных белков, пища часто углеводная, подчас — вегетарианская. Между этими крайними зонами лежит широкий спектр переходов. Получается, что географическая зональность влияет на рационы, которые, в свою очередь, воздействуют на характер заболеваний, возникающих в данной местности. |
50. | Этническая мозаика России | Каждый народ имеет неповторимые особенности: в языке, культуре, нормами поведения, хозяйственной деятельностью, бытом, особенностями кухни, а главное самосознанием. Этническая история – это история взаимодействия народов, заимствования всего лучшего друг у друга. Добрососедские отношения между народами – необходимое условие нормального существования и успешного развития России. |
51. | Религии народов России | Духовное здоровье человека одно из основных требований к развитию гармоничной личности. Религиозно – культурные традиции – совокупность обычаев и обрядов, идей и ценностей, норм поведения, имеющих глубокие религиозные корни, составляющие основу самосознания каждого человека и народа. |
52. | Плотность населения | Плотность населения оказывает большое влияние на окружающую среду. Чем больше плотность населения, тем больше изменена природа человеком в этом месте. |
53. | Расселение и урбанизация | Медико-географическое районирование
крупных регионов с учетом природных,
социально-экономических и медико-санитарных
условий. Выдающийся врач средневековья Абу Али Ибн Сина (980-1037 гг.) много внимания уделял взаимодействию среды и человека, роли окружающей среды в возникновении заболеваний, отмечая зависимость здоровья от географических условий местности, в которой проживает человек: "Тому. кто выбирает себе место жительства, следует знать, какова там почва, насколько земля возвышена или низменна, открыта или закрыта, какова там вода. в какой степени она открыта и выходит наружу... Доступно ли данное место ветрам или находится в котловине и какие там ветры: здоровые или холодные, а также, какие по соседству моря, болота, горы. Следует чтобы окна и двери выходили на восток или на север, чтобы восточные ветры могли проникать и солнце достигало в них любого места, ибо именно солнце оздоравливает воздух, а также чтобы по соседству была вода – сладкая, благодатная, текучая, глубокая." |
54. |
Города России | Влияние города на организм человека, проблемы крупных городов, выявление главных факторов загрязнения городской среды.Проблемы городов в разные исторические эпохи.
(Во время средневековья характерными являются
рост городов, в которых отмечались высокая
плотность населения, антисанитарные условия,
низкий уровень медицинской помощи больным. Всё
это способствовало массовому распространению
эпидемий. Судя по описаниям, это были чума, тиф,
дизентерия, оспа.) |
55. | Сельская Россия | Природа – источник жизни на земле, выявить зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. |
56. | Тематический контроль по разделу “Население России” | |
57. | Обобщение и коррекция знаний по разделу “Население России” |
Задача учителя на каждом уроке – включать материалы по сохранению и поддержанию здоровья учащихся. На первый взгляд это очень простая задача, но за время работы над проблемой мы пришли к выводу, что это сложная систематическая работа, требующая творчества не только учителя, но и учеников, которые сами, втянувшись в работу, предлагают все новые и новые проекты и решения сложных задач. И закончить мне бы хотелось словами В.А.Сухомлинского: «…Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…, и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».