Пояснительная записка
В век рыночной экономики значительная
часть населения России активно вовлекается в
экономическую деятельность. Появилось много
людей, у которых основная профессия –
предпринимательство, которое позволяет
развернуть свои деловые качества.
Следует отметить, что у большинства наших
предпринимателей крайне низка культура устной
речи, что значительно снижает их деловой
потенциал и не позволяет максимально
реализовать свои возможности.
Учащиеся практически ничего не знают о нормах и
правилах поведения в трудовом коллективе, о его
морально-психологическом климате, об этике
служебных отношений. А такие знания остро
необходимы начинающему работнику, поскольку,
плохо зная особенности этикета, он будет всё
время ставить себя и других в трудное положение.
Место и роль данного курса
Данный курс позволяет сформулировать основные
положения, характеризующие деловую беседу,
коммерческие переговоры, служебные совещания,
служебный телефонный разговор и приём
посетителей с позиции их речевой, логической,
психологической и невербальной культуры.
При изучении данного курса учащиеся знакомятся с
языковыми особенностями официально-делового
стиля речи, учатся вести деловой разговор,
деловую беседу, оформлять в соответствии с
нормами русского языка деловые бумаги.
Программа курса предусматривает
предпрофильную подготовку учащихся 9 классов
в той сфере русского языка, которая связана с его
функционированием в области
официально-делового стиля. Кроме того, в курс
включены инструкции по употреблению средств
языка в деловых документах, а также система
упражнений, основанная на типичных ошибках в
согласовании и словоупотреблении.
Цели курса
Разрабатывая данный курс, мы ставили перед собой конкретную цель: познакомить учащихся с нормами и правилами делового общения, нормами и правилами составления и формирования деловых документов. Практическая часть курса включает в себя ряд полезных практических советов по улучшению человеческих отношений, по установлению деловых контактов.
Задачи курса
Обучающие
- Познакомить учащихся с языковыми особенностями официально-делового стиля речи на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях.
- Ввести понятия «этикет», «этика», «служебный этикет», «служебная этика», с нормами поведения в трудовом коллективе.
Воспитывающие.
- Дать практические рекомендации учащимся по поведению в конфликтных ситуациях, по установлению и улучшению человеческих отношений.
Развивающие.
- Усвоение учащимися навыков устного и письменного этикета.
- Научить ребят правильно составлять такие документы, как автобиография, заявление, доверенность, резюме, апелляция.
- Познакомить учащихся с речевыми стандартами, помогающими вести любую из основных форм делового разговора.
Основные особенности программы
Программа курса разделена на 3 части:
Часть первая – «Культура делового
общения»
Часть вторая – «Деловой стиль речи»
Часть третья – «Деловые бумаги».
Первая часть знакомит учащихся с понятиями
«этикет», «этика», «служебный этикет»,
«служебная этика», с нормами поведения в
коллективе. Ребята получают рекомендации по
поведению в конфликтной ситуации, идёт отработка
навыка этикета (устного и письменного).
Во второй части идёт знакомство с языковыми
особенностями официально-делового стиля речи на
лексическом, морфологическом и синтаксическом
уровнях.
Назначение третьей части практическое. Идёт
ознакомление учащихся с образцами составления
таких документов, как автобиография, заявление,
доверенность, резюме, апелляция.
Сроки реализации программы
Обучение по данному курсу рассчитано на 34 часа.
Режим занятий: 1 час в неделю.
Форма обучения
Организация работы в рамках данного
элективного курса: лекции, семинары,
познавательные игры, решение практических
задач, заполнение бланков деловых бумаг,
анкетирование, тестирование и др.
Планируются уроки следующих типов:
уроки-консультации, деловые игры, уроки-семинары,
уроки-конференции, игры и тесты: «Познай себя»,
«Какой вы слушатель», «Качества, важные для
общения, анализ ситуаций, зачёты и контрольные
работы, устные выступления. На занятиях широко
используются опорные схемы, творческие опорные
конспекты, справочная литература.
Предполагаемые результаты
В результате изучения курса «Культура делового общения» учащихся должны научиться:
- понимать значимость официально-делового стиля, уяснить его самостоятельность и связь с другими стилями;
- знать средства языка официально-делового стиля и уметь ими пользоваться;
- уметь составлять и рецензировать тексты официально-делового стиля: служебная переписка, заявление, резюме, расписка, доверенность, справка, письменные отчёты и др.;
- уметь ориентироваться в мире профессий и уметь связывать их с понятием «Культура делового общения»;
- овладевать нормами делового разговора, а также навыками правильного оформления деловых бумаг.
Учебно-тематический план курса «Культура делового общения»
№ |
Наименование тем |
Кол-во часов | Формы контроля |
I. Культура делового общения | |||
1. | Этика и этикет | 1 | Конспект |
2. | Искусство вежливости | 1 | Конспект |
3. | Основные правила поведения на улице, в общественном транспорте, за столом. | 1 | Конспект |
4. | Знаете ли вы? (из истории русского этикета) | 1 | Разбор ситуации успеха |
5. | Мимика, позы, жесты. Тест «Умеете ли вы общаться?» | 1 | рисунок по теме |
6. | Служебная этика и служебный этикет. (из истории делового этикета) |
1 | Конспект. Разбор ситуации успеха |
7. | Искусство вежливости. | 1 | Конспект |
8. | Если на работе возникает конфликт. | 1 | Разбор ситуации успеха |
9. | Этикет деловой речи. | 1 | Конспект. Разбор ситуации успеха |
10 | Традиции в составлении официальных писем (письмовики). | 1 | Урок-консультация |
11. | Деловые качества (выбор профессии) | 1 | Урок-лекция, анализ тестов. |
12. | Типы темпераментов Тест «Умеете ли вы себя контролировать?» |
1 | Урок-лекция, деловая игра. |
13. | Ключи к успеху в жизни и работе (Разбор способов выработки иммунитета от эмоциональных травм) |
1 | Урок-диалог |
14. | Заповеди делового человека. | 1 | Разбор ситуаций и составление конспекта рекомендации. |
15. | Тест «Рационально ли вы используете своё свободное время? Возраст успеха. | 1 | Тестирование, разбор мнений по данному вопросу. |
II. Деловой стиль речи | |||
1. | Языковые средства в официально-деловом стиле речи. | 1 | Конспект. Тренировочные упражнения. |
2. | Лексические средства делового стиля речи. | 1 | Лекция |
3. | Фразеология деловой речи. | 1 | Конспект, работа над тренировочными упражнениями. |
4. | Морфологические средства языка а) трудности в употреблении кратких форм прилагательных; |
1 |
Урок-семинар |
б) – трудности в употреблении местоимений; – трудности в употреблении числительных. |
1 | Урок-семинар | |
в) особенности употребления форм глагола. Трудности в употреблении предлогов. | 1 | Урок-семинар | |
5. | Синтаксические ошибки делового стиля а) трудности в согласовании сказуемого с подлежащим; |
1 |
Урок-лекция, упражнения тренинги. |
б) трудности в согласовании определений; | 1 | Урок-лекция, упражнения тренинги. | |
в) трудности в употреблении дополнений и обстоятельств; | 1 | Урок-лекция, корректировка текстов. | |
г) использование конструкций с отглагольными существительными; | 1 | Урок-лекция, корректировка текстов. | |
д) употребление личных и безличных конструкций действительных и страдательных оборотов. | 1 | Урок-лекция, корректировка текстов. | |
е) сложное предложение. | 1 | Урок-лекция, отработка навыка (упражнение-тренинг) | |
III. Деловые бумаги | |||
1. | Автобиография | 1 | Практическое занятие |
2. | Заявление | 1 | Практическое занятие |
3. | Личный листок по учёту кадров. | 1 | Практическое занятие |
4. | Доверенность. | 1 | Практическое занятие |
5. | Резюме | 1 | Практическое занятие |
6. | Апелляция | 1 | Практическое занятие |
Примерная тематика проектов:
|
2 | Защита проектов |
Библиография
- Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1975 г.
- Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. М. 1990г.
- Ахбарова Г.Х. Деловое письмо. М. 2004г.
- Брагина А.А. Правильно ли мы говорим? Как обратиться к незнакомому человеку? Ж. «Русская речь», 1985 г., № 1.
- Веселов П.В., Овчинникова Н.В. «Служебный речевой этикет». Ж. « Русская речь», 1986 г., № 5.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. «Секреты хорошей речи». М.,1993 г.
- Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983 г.
- Горелов И.Н. и другие. «Умеете ли вы общаться?» , М., 1991 г.
- Знаете ли вы себя? (55 популярных тестов) М., 1989 г.
- Т.С.Кудрявцева, О.Ю.Шарапова. Деловой стиль речи. Деловые бумаги. Деловые качества. М.: ЮНВЕС – 1997 г.