Элективный курс "Культура делового общения"

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

В век рыночной экономики значительная часть населения России активно вовлекается в экономическую деятельность. Появилось много людей, у которых основная профессия – предпринимательство, которое позволяет развернуть свои деловые качества.
Следует отметить, что у большинства наших предпринимателей крайне низка культура устной речи, что значительно снижает их деловой потенциал и не позволяет максимально реализовать свои возможности.
Учащиеся практически ничего не знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, о его морально-психологическом климате, об этике служебных отношений. А такие знания остро необходимы начинающему работнику, поскольку, плохо зная особенности этикета, он будет всё время ставить себя и других в трудное положение.

Место и роль данного курса

Данный курс позволяет сформулировать основные положения, характеризующие деловую беседу, коммерческие переговоры, служебные совещания, служебный телефонный разговор и приём посетителей с позиции их речевой, логической, психологической и невербальной культуры.
При изучении данного курса учащиеся знакомятся с языковыми особенностями официально-делового стиля речи, учатся вести деловой разговор, деловую беседу, оформлять в соответствии с  нормами русского языка деловые бумаги.
Программа курса предусматривает предпрофильную  подготовку учащихся 9 классов в той сфере русского языка, которая связана с его функционированием в  области официально-делового стиля. Кроме того, в курс  включены инструкции по употреблению средств языка в деловых документах, а также система упражнений, основанная на типичных ошибках в согласовании и словоупотреблении.

Цели курса

Разрабатывая данный курс, мы ставили перед собой конкретную цель: познакомить учащихся с нормами и правилами делового общения, нормами и правилами составления и формирования деловых документов. Практическая часть курса включает в себя ряд полезных практических советов по улучшению человеческих отношений, по установлению деловых контактов.

Задачи  курса

Обучающие

  • Познакомить учащихся с языковыми особенностями официально-делового стиля речи на лексическом, морфологическом, синтаксическом уровнях.
  • Ввести понятия «этикет», «этика», «служебный этикет», «служебная этика», с нормами поведения в трудовом коллективе.

Воспитывающие.

  • Дать практические рекомендации учащимся по поведению в конфликтных  ситуациях, по установлению и улучшению человеческих отношений.

Развивающие.

  • Усвоение учащимися навыков устного и письменного этикета.
  • Научить ребят правильно составлять такие документы, как автобиография, заявление, доверенность, резюме, апелляция.
  • Познакомить учащихся с речевыми стандартами, помогающими вести любую из основных форм делового разговора.

Основные особенности программы

Программа курса разделена на 3 части:

 Часть первая – «Культура делового общения»
 Часть вторая – «Деловой стиль речи»
 Часть третья – «Деловые бумаги».

Первая часть знакомит учащихся с понятиями «этикет», «этика», «служебный этикет», «служебная этика», с нормами поведения в коллективе. Ребята получают рекомендации по поведению в конфликтной ситуации, идёт отработка навыка этикета (устного и письменного).
Во второй части идёт знакомство с языковыми особенностями официально-делового стиля речи на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.
Назначение третьей части практическое. Идёт ознакомление учащихся с образцами составления таких документов, как автобиография, заявление, доверенность, резюме, апелляция.

Сроки реализации программы

Обучение по данному курсу рассчитано на 34 часа.

Режим  занятий: 1 час в неделю.

Форма  обучения

Организация работы в рамках данного элективного курса: лекции, семинары, познавательные игры, решение  практических задач, заполнение бланков деловых бумаг, анкетирование, тестирование и др.
Планируются уроки следующих типов: уроки-консультации, деловые игры, уроки-семинары, уроки-конференции, игры и тесты: «Познай себя», «Какой вы слушатель», «Качества, важные для общения, анализ ситуаций, зачёты и контрольные работы, устные выступления. На занятиях широко используются опорные схемы, творческие опорные конспекты, справочная литература.

Предполагаемые  результаты

В результате изучения курса «Культура делового общения» учащихся должны научиться:

  • понимать значимость официально-делового стиля, уяснить его самостоятельность и связь с другими стилями;
  • знать средства языка официально-делового стиля и уметь  ими пользоваться;
  • уметь составлять  и рецензировать тексты официально-делового  стиля: служебная переписка, заявление, резюме, расписка, доверенность, справка, письменные отчёты и др.;
  • уметь ориентироваться в мире профессий и уметь связывать их с понятием «Культура делового общения»;
  • овладевать нормами делового разговора, а также навыками правильного оформления деловых бумаг.

Учебно-тематический план курса «Культура делового общения»


п\п

Наименование тем

Кол-во часов Формы контроля
I. Культура  делового общения
1. Этика и этикет 1 Конспект
2. Искусство вежливости 1 Конспект
3. Основные правила поведения на улице, в общественном транспорте, за столом. 1 Конспект
4. Знаете ли вы? (из истории русского этикета) 1 Разбор ситуации успеха
5. Мимика, позы, жесты. Тест «Умеете ли вы общаться?» 1 рисунок по теме
6. Служебная этика и служебный этикет.
(из истории делового этикета)
1 Конспект. Разбор ситуации успеха
7. Искусство вежливости. 1 Конспект
8. Если на работе возникает конфликт. 1 Разбор ситуации успеха
9. Этикет деловой речи. 1 Конспект. Разбор ситуации успеха
10 Традиции в составлении официальных писем (письмовики). 1 Урок-консультация
11. Деловые качества (выбор профессии) 1 Урок-лекция, анализ тестов.
12. Типы темпераментов
Тест «Умеете ли вы себя контролировать?»
1 Урок-лекция, деловая игра.
13. Ключи к успеху в жизни и работе
(Разбор способов выработки иммунитета от эмоциональных травм)
1 Урок-диалог
14. Заповеди делового человека. 1 Разбор ситуаций и составление конспекта рекомендации.
15. Тест «Рационально ли вы используете своё свободное время? Возраст успеха. 1 Тестирование, разбор мнений по данному вопросу.
II. Деловой стиль речи
1. Языковые средства в официально-деловом стиле речи. 1 Конспект. Тренировочные упражнения.
2. Лексические  средства делового стиля речи. 1 Лекция
3. Фразеология деловой речи. 1 Конспект, работа над тренировочными упражнениями.
4. Морфологические средства языка
а) трудности в употреблении кратких форм прилагательных;
 

1

 

Урок-семинар

б) – трудности  в употреблении местоимений;
–  трудности в употреблении числительных.
1 Урок-семинар
в) особенности употребления форм глагола. Трудности в употреблении предлогов. 1 Урок-семинар
5. Синтаксические ошибки делового стиля

а) трудности в согласовании сказуемого с подлежащим;

 

1

 

Урок-лекция, упражнения тренинги.

б) трудности в согласовании определений; 1 Урок-лекция, упражнения тренинги.
в) трудности в употреблении дополнений и обстоятельств; 1 Урок-лекция, корректировка текстов.
г) использование конструкций с отглагольными существительными; 1 Урок-лекция, корректировка текстов.
д) употребление личных и безличных конструкций действительных и страдательных оборотов. 1 Урок-лекция, корректировка текстов.
е) сложное предложение. 1 Урок-лекция, отработка навыка (упражнение-тренинг)
III. Деловые бумаги
1. Автобиография 1 Практическое занятие
2. Заявление 1 Практическое занятие
3. Личный листок по учёту кадров. 1 Практическое занятие
4. Доверенность. 1 Практическое занятие
5. Резюме 1 Практическое занятие
6. Апелляция 1 Практическое занятие
  Примерная тематика проектов:
  • Риторический инструментарий деловой речи.
  • Речевой этикет в деловом общении.
  • Умозаключения и их использование в деловой практике.
  • Вербальные и невербальные средства делового общения
  • Официально-деловой стиль: особенности, жанры, сфера употребления.
  • Деловые бумаги и работа с ними.
  • Употребление нейтральных жестов в деловом разговоре.
2 Защита проектов

Библиография

  1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1975 г.
  2. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. М. 1990г.
  3. Ахбарова Г.Х. Деловое письмо. М. 2004г.
  4. Брагина А.А. Правильно ли мы говорим? Как обратиться к незнакомому человеку? Ж. «Русская речь», 1985 г., № 1.
  5. Веселов П.В., Овчинникова Н.В. «Служебный речевой этикет». Ж. « Русская речь», 1986 г., № 5.
  6. Голуб  И.Б., Розенталь Д.Э. «Секреты хорошей речи». М.,1993 г.
  7. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983 г.
  8. Горелов И.Н. и другие. «Умеете ли вы общаться?» , М., 1991 г.
  9. Знаете ли вы себя? (55 популярных тестов) М., 1989 г.
  10. Т.С.Кудрявцева, О.Ю.Шарапова. Деловой стиль речи. Деловые бумаги. Деловые качества. М.: ЮНВЕС – 1997 г.