Обобщающий урок ботаники на тему "Основные процессы жизнедеятельности растений"

Разделы: Биология


Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растений, развивать познавательный интерес к предмету, внимательность, взаимоуважение, умение работать в группе.

Оборудование: таблицы «Строение корня», «Передвижение веществ в растении», «Строение цветка», «Двойное оплодотворение растений»; комплекты карточек-заданий на 4 группы.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

План урока:

  1. Организационный момент, знакомство с правилами и особенностями проведения урока.
  2. Работа в группах.
  3. Подведение итогов.

Ход урока

Класс по принципу жеребьевки делится на 4 команды. Также из числа сильных учеников по желанию выбираются помощники учителя (жюри 2 человека) для подсчета баллов. Первые два задания выполняются письменно в процессе групповой работы. Третье задание – вопрос, который вытягивает капитан каждой команды из черного ящика, обсуждается в группе и представляется на суд жюри. Возможны дополнения ответов со стороны соперников. Четвертое задание – ряд вопросов, которые поочередно для каждой команды зачитывается учителем вслух. В случае затруднения балл за правильный ответ переходит команде, верно ответившей на него. При подсчете результатов выявляются команды-победители, участники которых получают максимальную отметку. Особо поощряются также наиболее активные учащиеся из менее успешных команд.

Задание №1 «Анаграммы».

А) Переставьте буквы так, чтобы получились названия основных процессов жизнедеятельности растений.

  1. О Т Р С
  2. Е Х Д Ы Н А И
  3. А И Е Р В Т И З
  4. О Е Т И Ф Т З Н С О
  5. О Е Д О В М Н Б О
  6. И Ж Н Р З О Е Е Н М А
  7. И Т И Е Н А П

(Ответы: рост, дыхание, развитие, фотосинтез, водообмен, размножение, питание).

Б) Вставьте пропущенные буквы в словах, обозначающих различные виды вегетативного размножения растений.

  1. Ч – Р – НК – МИ
  2. – ИС – Ь – МИ
  3. У – А – И
  4. – ОР – Е – ИЩ – МИ
  5. – УК – – ИЦ – МИ
  6. О – В – Д – – МИ
  7. П – – В – – К – Й

(Ответы: черенками, листьями, усами, корневищами, луковицами, отводками, прививкой).

Задание №2 «Кроссворд».

          1                
2                          
        3                  
          4                
    5                      
6                          
      7                    
8                          
      9                    
10                          
    11                      
12                          
    13                      
      14                    
      15                    
  16                        
  17                        
  1. Лекарственное растение, размножаемое методом культуры тканей.
  2. Процесс, обеспечивающий растение энергией, которая высвобождается при распаде органических веществ, созданных в процессе фотосинтеза.
  3. Химический элемент, при недостатке которого тормозится рост растений и формируются мелкие листья.
  4. Отечественный ботаник, открывший двойное оплодотворение у цветковых растений.
  5. Размножение, осуществляющееся частями органов материнского растения.
  6. Эволюционное приспособление растений к ритмам Земли.
  7. Мужские гаметы семенных растений.
  8. Русский ученый конца XIX – начала XX в., утверждавший, что фотосинтез выполняет космическую функцию.
  9. Процесс образования на свету с помощью хлорофилла органических веществ из воды и углекислого газа.
  10. Вещества, которые необходимо вносить в почву для предотвращения ее истощения и увеличения урожая.
  11. Прививка глазком.
  12. Специализированный орган минерального питания растений.
  13. Испарение воды растениями.
  14. Органоиды клетки, в которых протекает фотосинтез.
  15. Увеличение размеров и массы растения.
  16. Водные травы, полностью погруженные в воду, почти не имеющие механических тканей, содержащие много межклетников, заполненных воздухом.
  17. Способ вегетативного размножения сенполии, бегонии, глоксинии.

(Ответы: 1 – женьшень, 2 – дыхание, 3 – азот, 4 – Навашин, 5 – вегетативное, 6 – периодичность, 7 – спермии, 8 – Тимирязев, 9 – фотосинтез, 10 – удобрения, 11 – окулировка, 12 – корень, 13 – транспирация, 14 – хлоропласты, 15 – рост, 16 – гидатофиты, 17 – листьями).

Задание №3 «Почемучка».

  1. У растений (лука, кукурузы, гороха, фасоли), которые выращиваются в питательном растворе, значительно уменьшается количество корневых волосков или они исчезают совсем. Почему?
  2. На двух делянках был посажен картофель одного сорта. Одна делянка была под яблонями, а другая - на открытом месте. Уход был одинаковый. С какой делянки и почему собрали больший урожай картофеля и почему?
  3. При длительном хранении клубни картофеля теряют вес, морковь также теряет вес и становится менее сладкой. Дайте объяснение этому явлению.
  4. Косить траву можно в любое время дня, но народная мудрость гласит, что лучше всего ее косить утром. Справедливо ли это утверждение?

(Ответы:

  1. У растений, выращенных в питательном растворе, потребность в корневых волосках с их поглотительными клетками значительно уменьшается вследствие достаточного количества воды.
  2. Больший урожай картофеля получат с делянки, которая находится на открытом месте, так как у этих растений фотосинтез протекает интенсивнее и, соответственно, быстрее идет процесс накопления органических веществ.
  3. В результате процесса дыхания, происходящего в клубнях картофеля, запас питательных веществ и влаги постепенно уменьшается, соответственно уменьшается и масса клубней.
  4. Утром при росе повышено тургорное давление, открыты устьица, стебли упругие, что облегчает их скашивание, а главное, открытые устьица в дальнейшем значительно ускоряют процесс высушивания (трава, скошенная при закрытых устьицах, хуже сохнет).

Задание №4 «Гонка за лидером».

  1. Сочные ксерофиты (алоэ, толстянки, кактусы).
  2. Источник энергии для растений.
  3. Органические вещества почвы.
  4. Преобразование организма от зарождения до конца его жизни.
  5. Газ, задерживающий губительные ультрафиолетовые лучи.
  6. Сила, с помощью которой вода поступает из окружающей среды в клеточные растворы.
  7. Растения, на которые прививают.
  8. Качественное изменение в строении и жизнедеятельности живого организма.
  9. Факторы неживой природы.
  10. Где у цветковых растений происходит двойное оплодотворение?
  11. Какой важнейший элемент питания содержат селитра и мочевина?
  12. Организмы, способные создавать органические вещества.
  13. Процесс слияния гамет.
  14. Зеленый пигмент, участвующий в фотосинтезе.
  15. Особые мелкие клетки, осуществляющие бесполое размножение.
  16. Оплодотворенная яйцеклетка.
  17. Неблагоприятные периоды растения переживают в состоянии…
  18. Растения, частично погруженные в воду, обитающие по берегам водоемов, на сырых лугах.
  19. Газ, содержание которого в атмосфере составляет 0,03%, исходное вещество при фотосинтезе.
  20. Вытянутое образование, в котором спермии передвигаются по пестику.

(Ответы: 1 – суккуленты, 2 – свет, 3 – гумус, 4 – индивидуальное развитие, 5 – озон, 6 – осмотическое давление, 7 – подвой. 8 – развитие, 9 – абиотические, 10 – в зародышевом мешке, 11 – азот, 12 – автотрофы, 13 – оплодотворение, 14 – хлорофилл, 15 – споры, 16 – зигота, 17 – покоя, 18 – гидрофиты, 19 – углекислый газ, 20 – пыльцевая трубка).

Литература:

  1. Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах. – М.: Просвещение, 1996. – 80 с.
  2. Пономарева И. Н. Биология: 6 класс. – М., Вентана-Граф, 2010. – 240 с.