Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растений, развивать познавательный интерес к предмету, внимательность, взаимоуважение, умение работать в группе.
Оборудование: таблицы «Строение корня», «Передвижение веществ в растении», «Строение цветка», «Двойное оплодотворение растений»; комплекты карточек-заданий на 4 группы.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
План урока:
- Организационный момент, знакомство с правилами и особенностями проведения урока.
- Работа в группах.
- Подведение итогов.
Ход урока
Класс по принципу жеребьевки делится на 4 команды. Также из числа сильных учеников по желанию выбираются помощники учителя (жюри 2 человека) для подсчета баллов. Первые два задания выполняются письменно в процессе групповой работы. Третье задание – вопрос, который вытягивает капитан каждой команды из черного ящика, обсуждается в группе и представляется на суд жюри. Возможны дополнения ответов со стороны соперников. Четвертое задание – ряд вопросов, которые поочередно для каждой команды зачитывается учителем вслух. В случае затруднения балл за правильный ответ переходит команде, верно ответившей на него. При подсчете результатов выявляются команды-победители, участники которых получают максимальную отметку. Особо поощряются также наиболее активные учащиеся из менее успешных команд.
Задание №1 «Анаграммы».
А) Переставьте буквы так, чтобы получились названия основных процессов жизнедеятельности растений.
- О Т Р С
- Е Х Д Ы Н А И
- А И Е Р В Т И З
- О Е Т И Ф Т З Н С О
- О Е Д О В М Н Б О
- И Ж Н Р З О Е Е Н М А
- И Т И Е Н А П
(Ответы: рост, дыхание, развитие, фотосинтез, водообмен, размножение, питание).
Б) Вставьте пропущенные буквы в словах, обозначающих различные виды вегетативного размножения растений.
- Ч – Р – НК – МИ
- – ИС – Ь – МИ
- У – А – И
- – ОР – Е – ИЩ – МИ
- – УК – – ИЦ – МИ
- О – В – Д – – МИ
- П – – В – – К – Й
(Ответы: черенками, листьями, усами, корневищами, луковицами, отводками, прививкой).
Задание №2 «Кроссворд».
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 | |||||||||||||
16 | |||||||||||||
17 |
- Лекарственное растение, размножаемое методом культуры тканей.
- Процесс, обеспечивающий растение энергией, которая высвобождается при распаде органических веществ, созданных в процессе фотосинтеза.
- Химический элемент, при недостатке которого тормозится рост растений и формируются мелкие листья.
- Отечественный ботаник, открывший двойное оплодотворение у цветковых растений.
- Размножение, осуществляющееся частями органов материнского растения.
- Эволюционное приспособление растений к ритмам Земли.
- Мужские гаметы семенных растений.
- Русский ученый конца XIX – начала XX в., утверждавший, что фотосинтез выполняет космическую функцию.
- Процесс образования на свету с помощью хлорофилла органических веществ из воды и углекислого газа.
- Вещества, которые необходимо вносить в почву для предотвращения ее истощения и увеличения урожая.
- Прививка глазком.
- Специализированный орган минерального питания растений.
- Испарение воды растениями.
- Органоиды клетки, в которых протекает фотосинтез.
- Увеличение размеров и массы растения.
- Водные травы, полностью погруженные в воду, почти не имеющие механических тканей, содержащие много межклетников, заполненных воздухом.
- Способ вегетативного размножения сенполии, бегонии, глоксинии.
(Ответы: 1 – женьшень, 2 – дыхание, 3 – азот, 4 – Навашин, 5 – вегетативное, 6 – периодичность, 7 – спермии, 8 – Тимирязев, 9 – фотосинтез, 10 – удобрения, 11 – окулировка, 12 – корень, 13 – транспирация, 14 – хлоропласты, 15 – рост, 16 – гидатофиты, 17 – листьями).
Задание №3 «Почемучка».
- У растений (лука, кукурузы, гороха, фасоли), которые выращиваются в питательном растворе, значительно уменьшается количество корневых волосков или они исчезают совсем. Почему?
- На двух делянках был посажен картофель одного сорта. Одна делянка была под яблонями, а другая - на открытом месте. Уход был одинаковый. С какой делянки и почему собрали больший урожай картофеля и почему?
- При длительном хранении клубни картофеля теряют вес, морковь также теряет вес и становится менее сладкой. Дайте объяснение этому явлению.
- Косить траву можно в любое время дня, но народная мудрость гласит, что лучше всего ее косить утром. Справедливо ли это утверждение?
(Ответы:
- У растений, выращенных в питательном растворе, потребность в корневых волосках с их поглотительными клетками значительно уменьшается вследствие достаточного количества воды.
- Больший урожай картофеля получат с делянки, которая находится на открытом месте, так как у этих растений фотосинтез протекает интенсивнее и, соответственно, быстрее идет процесс накопления органических веществ.
- В результате процесса дыхания, происходящего в клубнях картофеля, запас питательных веществ и влаги постепенно уменьшается, соответственно уменьшается и масса клубней.
- Утром при росе повышено тургорное давление, открыты устьица, стебли упругие, что облегчает их скашивание, а главное, открытые устьица в дальнейшем значительно ускоряют процесс высушивания (трава, скошенная при закрытых устьицах, хуже сохнет).
Задание №4 «Гонка за лидером».
- Сочные ксерофиты (алоэ, толстянки, кактусы).
- Источник энергии для растений.
- Органические вещества почвы.
- Преобразование организма от зарождения до конца его жизни.
- Газ, задерживающий губительные ультрафиолетовые лучи.
- Сила, с помощью которой вода поступает из окружающей среды в клеточные растворы.
- Растения, на которые прививают.
- Качественное изменение в строении и жизнедеятельности живого организма.
- Факторы неживой природы.
- Где у цветковых растений происходит двойное оплодотворение?
- Какой важнейший элемент питания содержат селитра и мочевина?
- Организмы, способные создавать органические вещества.
- Процесс слияния гамет.
- Зеленый пигмент, участвующий в фотосинтезе.
- Особые мелкие клетки, осуществляющие бесполое размножение.
- Оплодотворенная яйцеклетка.
- Неблагоприятные периоды растения переживают в состоянии…
- Растения, частично погруженные в воду, обитающие по берегам водоемов, на сырых лугах.
- Газ, содержание которого в атмосфере составляет 0,03%, исходное вещество при фотосинтезе.
- Вытянутое образование, в котором спермии передвигаются по пестику.
(Ответы: 1 – суккуленты, 2 – свет, 3 – гумус, 4 – индивидуальное развитие, 5 – озон, 6 – осмотическое давление, 7 – подвой. 8 – развитие, 9 – абиотические, 10 – в зародышевом мешке, 11 – азот, 12 – автотрофы, 13 – оплодотворение, 14 – хлорофилл, 15 – споры, 16 – зигота, 17 – покоя, 18 – гидрофиты, 19 – углекислый газ, 20 – пыльцевая трубка).
Литература:
- Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах. – М.: Просвещение, 1996. – 80 с.
- Пономарева И. Н. Биология: 6 класс. – М., Вентана-Граф, 2010. – 240 с.