Экспериментальные задачи по распознаванию соединений металлов. 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


В курсе химии 9-го класса при изучении темы «Многообразие веществ» значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ по распознаванию исследуемых веществ с помощью качественных реакций. Данная экспериментальная практическая работа является традиционной формой проведения таких занятий. Поскольку наличие хорошей химической лаборатории позволяет использовать более эффективные возможности в формировании полноценной химической грамотности у учащихся.

Для учителя основная цель выполнения экспериментальных задач выражается в контроле знании и умений отдельных учащихся. Обучение решать экспериментальные задачи является сложным делом, так как требует много времени и постоянного повторения основных приемов решения этого рода задач. Поэтому на данном занятии я применила один из приемов   общего алгоритма решения экспериментальных задач, из разработанного модуля практических работ в виде  мультимедийных слайдов.

Это дало возможность эффективно использовать время урока, грамотно провести эксперимент и организовать самоконтроль методом сравнения с эталоном.

Такой тип урока лучше проводить при закреплении изученного материала, как обобщающий, в темах: соединения металлов и  неметаллов. Урок может проходить в виде практической или лабораторной работы.  

Использование данной методики  дает возможность перед каждой работой быстро вспомнить основные этапы алгоритма решения экспериментальных задач и обсудить конкретные примеры. Такая форма инструкции позволяет систематизировать действия ученика, направлять его наблюдения и помогают правильно делать выводы.

Использование этой технологии также способствует выполнению такого рода  работ не фронтально, а по вариантам и экономит время урока.

Цель урока: отработать умения и практические навыки распознавания солей щелочных металлов с помощью качественных реакций; научиться анализировать результаты наблюдений; делать выводы; продемонстрировать учащимся актуальность приобретённых знаний и умений, для правильного использования химического оборудования, и соблюдения правил техники безопасности

Задачи урока:  

  • создать комфортные условия для успешного выполнения практической работы и развития творческих и практических способностей учащихся (при работе в малой группе);
  • отработать навыки аналитических методов исследования солей щелочных металлов с помощью качественных реакций;
  • выработать алгоритм действий при решении практической задачи по химии, опирающийся на полученные знания при изучении темы;
  • совершенствовать знания о безопасности работы, продолжить формирование представлений о практическом применении химических знаний.

Форма урока:урок проводиться в форме практической работы: фронтально проводится работа с мультимедийными слайдами по приемам работы со спиртовкой и растворами веществ, что позволяет активизировать деятельность учащихся.

Этапы урока

I. Постановка цели урока

«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие»

М.В.Ломоносов

– Уважаемые ребята! Эпиграфом для нашей работы я выбрала высказывание одного из мудрейших ученых мира М.В.Ломоносова. Эти слова не потеряли актуальности и сегодня. Ведь сколько людей разных профессий пользуются химическими знаниями. Это и фармацевты и люди, профессионально занимающиеся сельским хозяйством, и просто любители садоводы, врачи, физики и астрономы. Да что далеко ходить, вот я – учитель, преподаю Вам химию. И очень хочу, чтобы Вы полюбили эту интересную, увлекательную и очень полезную науку. В химии выделяют несколько химических наук, это общая химия, неорганическая, физическая, агрохимия. Но есть одна очень интересная область – это аналитическая химия.
Эта наука позволяет узнать какие частицы входят в состав исследуемого вещества.
И на этом занятии Вы можете себя почувствовать в роли химика – аналитика. Перед Вами стоит серьезная задача с помощью качественных реакций распознать соединения щелочных металлов.

II. Правила техники безопасности

– Основная идея этой части нашей работы может быть выражена такими стихами:

Помни каждый ученик,
Знай любая кроха:
Безопасность – хорошо
А халатность – плохо!

– Вы догадались, о чем пойдет речь, да о правилах техники безопасности и особое внимание хочу обратить на приемы работы со спиртовкой и растворами веществ.

(На боковой доске рисунки ребят по т/б). Работа с мультимедийными слайдами по правилам работы со спиртовкой:

Это должен каждый знать:
Спирт в спиртовке поджигать
(…)  только можно
И очень осторожно.
Чтобы пламя погасить,
Спиртовку следует закрыть.
И для этого, дружок,
У нее есть (…)

Не спеши хватать пробирку,
А инструкцию читай.
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай.
Если хочешь долго жить,
Надо медленно (…).

Чтобы опыт получился,
Пользуйся посудой (…)

III. Выполнение практической работы

– Приступаем к выполнению опытов, на смарт доске задания, которые Вы должны выполнить по инструкции,  и наблюдения занести в карту-отчет.

Задача 1. В пробирках под номерами 1,2,3 имеются растворы трех веществ: хлорида калия, хлорида натрия и хлорида лития. Определите каждое вещество опытным путем, по окраске пламени спиртовки. Оформите отчет о выполненной работе в виде таблицы. Инструкция по выполнению у каждого на столе.

Задача 2. В пробирках под номерами 4,5 имеются растворы хлорида калия и иодида калия. Распознайте растворы этих солей одним реактивом. Оформите отчет в виде таблицы.
Проверяем выполненную вами работу с использованием слайдов-подсказок. Если вы правильно определили выданные вам растворы веществ в пронумерованных пробирках отметьте знаком «плюс» в графе самоконтроль.

IV. Подведение итогов и заключение

– Итак, мы знаем, какими аналитическими способами распознать катионы щелочных металлов от катионов других металлов, хлориды от иодидов. Кто справился с работой?
Как вы думаете, где используется свойство катионов металлов окрашивать пламя в разные цвета?
Предполагаемый ответ ученика: Фейерверки. Демонстрация опыта по окраске пламени катионами солей бария и стронция.

После подведения итогов практической работы, было предложено домашнее задание: используя средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет), написать,  в каких случаях человеку может потребоваться знание аналитической химии.

Инструкция по выполнению работы.

1. Прокалите в пламени спиртовки нихромовую спираль.
2. Осторожно опустите ее в первую пробирку с раствором соли и вновь внесите в пламя спиртовки.
3. Какую окраску приобрело пламя?
4. Проделайте то же самое с двумя другими растворами солей; каждый раз, тщательно прокаливая нихромовую петлю в пламени спиртовки перед погружением в очередной раствор. Наблюдения занесите в отчет в виде таблицы.

Карта-отчет

Дата ___________
Ф.И. ученика __________________

Практическая работа «Экспериментальные задачи по распознаванию соединений металлов».

Цель: распознать катионы щелочных металлов по окраске пламени спиртовки; определить растворы хлорида и иодида с помощью качественной реакции.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками; спиртовка; нихромовая петля; растворы хлоридов калия; натрия; лития; раствор иодида калия; раствор нитрата серебра.

При выполнении опытов соблюдайте правила техники безопасности.

Таблица. Результаты исследования

Испытуемая соль Цвет пламени Химическая формула + / –
№1

 

     
№2

 

     
№3

 

     

Для подготовки к уроку были использованы материалы:

Приложение 1