В курсе химии 9-го класса при изучении темы «Многообразие веществ» значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ по распознаванию исследуемых веществ с помощью качественных реакций. Данная экспериментальная практическая работа является традиционной формой проведения таких занятий. Поскольку наличие хорошей химической лаборатории позволяет использовать более эффективные возможности в формировании полноценной химической грамотности у учащихся.
Для учителя основная цель выполнения экспериментальных задач выражается в контроле знании и умений отдельных учащихся. Обучение решать экспериментальные задачи является сложным делом, так как требует много времени и постоянного повторения основных приемов решения этого рода задач. Поэтому на данном занятии я применила один из приемов общего алгоритма решения экспериментальных задач, из разработанного модуля практических работ в виде мультимедийных слайдов.
Это дало возможность эффективно использовать время урока, грамотно провести эксперимент и организовать самоконтроль методом сравнения с эталоном.
Такой тип урока лучше проводить при закреплении изученного материала, как обобщающий, в темах: соединения металлов и неметаллов. Урок может проходить в виде практической или лабораторной работы.
Использование данной методики дает возможность перед каждой работой быстро вспомнить основные этапы алгоритма решения экспериментальных задач и обсудить конкретные примеры. Такая форма инструкции позволяет систематизировать действия ученика, направлять его наблюдения и помогают правильно делать выводы.
Использование этой технологии также способствует выполнению такого рода работ не фронтально, а по вариантам и экономит время урока.
Цель урока: отработать умения и практические навыки распознавания солей щелочных металлов с помощью качественных реакций; научиться анализировать результаты наблюдений; делать выводы; продемонстрировать учащимся актуальность приобретённых знаний и умений, для правильного использования химического оборудования, и соблюдения правил техники безопасности
Задачи урока:
- создать комфортные условия для успешного выполнения практической работы и развития творческих и практических способностей учащихся (при работе в малой группе);
- отработать навыки аналитических методов исследования солей щелочных металлов с помощью качественных реакций;
- выработать алгоритм действий при решении практической задачи по химии, опирающийся на полученные знания при изучении темы;
- совершенствовать знания о безопасности работы, продолжить формирование представлений о практическом применении химических знаний.
Форма урока:урок проводиться в форме практической работы: фронтально проводится работа с мультимедийными слайдами по приемам работы со спиртовкой и растворами веществ, что позволяет активизировать деятельность учащихся.
Этапы урока
I. Постановка цели урока
«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие»
М.В.Ломоносов
– Уважаемые ребята! Эпиграфом для нашей работы
я выбрала высказывание одного из мудрейших
ученых мира М.В.Ломоносова. Эти слова не потеряли
актуальности и сегодня. Ведь сколько людей
разных профессий пользуются химическими
знаниями. Это и фармацевты и люди,
профессионально занимающиеся сельским
хозяйством, и просто любители садоводы, врачи,
физики и астрономы. Да что далеко ходить, вот я –
учитель, преподаю Вам химию. И очень хочу, чтобы
Вы полюбили эту интересную, увлекательную и
очень полезную науку. В химии выделяют несколько
химических наук, это общая химия, неорганическая,
физическая, агрохимия. Но есть одна очень
интересная область – это аналитическая химия.
Эта наука позволяет узнать какие частицы входят
в состав исследуемого вещества.
И на этом занятии Вы можете себя почувствовать в
роли химика – аналитика. Перед Вами стоит
серьезная задача с помощью качественных реакций
распознать соединения щелочных металлов.
II. Правила техники безопасности
– Основная идея этой части нашей работы может быть выражена такими стихами:
Помни каждый ученик,
Знай любая кроха:
Безопасность – хорошо
А халатность – плохо!
– Вы догадались, о чем пойдет речь, да о правилах техники безопасности и особое внимание хочу обратить на приемы работы со спиртовкой и растворами веществ.
(На боковой доске рисунки ребят по т/б). Работа с мультимедийными слайдами по правилам работы со спиртовкой:
Это должен каждый знать:
Спирт в спиртовке поджигать
(…) только можно
И очень осторожно.
Чтобы пламя погасить,
Спиртовку следует закрыть.
И для этого, дружок,
У нее есть (…)
Не спеши хватать пробирку,
А инструкцию читай.
Убедись, что ты все понял,
Вот тогда и начинай.
Если хочешь долго жить,
Надо медленно (…).
Чтобы опыт получился,
Пользуйся посудой (…)
III. Выполнение практической работы
– Приступаем к выполнению опытов, на смарт доске задания, которые Вы должны выполнить по инструкции, и наблюдения занести в карту-отчет.
Задача 1. В пробирках под номерами 1,2,3 имеются растворы трех веществ: хлорида калия, хлорида натрия и хлорида лития. Определите каждое вещество опытным путем, по окраске пламени спиртовки. Оформите отчет о выполненной работе в виде таблицы. Инструкция по выполнению у каждого на столе.
Задача 2. В пробирках под номерами 4,5
имеются растворы хлорида калия и иодида калия.
Распознайте растворы этих солей одним реактивом.
Оформите отчет в виде таблицы.
Проверяем выполненную вами работу с
использованием слайдов-подсказок. Если вы
правильно определили выданные вам растворы
веществ в пронумерованных пробирках отметьте
знаком «плюс» в графе самоконтроль.
IV. Подведение итогов и заключение
– Итак, мы знаем, какими аналитическими
способами распознать катионы щелочных металлов
от катионов других металлов, хлориды от иодидов.
Кто справился с работой?
Как вы думаете, где используется свойство
катионов металлов окрашивать пламя в разные
цвета?
Предполагаемый ответ ученика: Фейерверки.
Демонстрация опыта по окраске пламени катионами
солей бария и стронция.
После подведения итогов практической работы, было предложено домашнее задание: используя средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет), написать, в каких случаях человеку может потребоваться знание аналитической химии.
Инструкция по выполнению работы.
1. Прокалите в пламени спиртовки нихромовую
спираль.
2. Осторожно опустите ее в первую пробирку с
раствором соли и вновь внесите в пламя спиртовки.
3. Какую окраску приобрело пламя?
4. Проделайте то же самое с двумя другими
растворами солей; каждый раз, тщательно
прокаливая нихромовую петлю в пламени спиртовки
перед погружением в очередной раствор.
Наблюдения занесите в отчет в виде таблицы.
Карта-отчет
Дата ___________
Ф.И. ученика __________________
Практическая работа «Экспериментальные задачи по распознаванию соединений металлов».
Цель: распознать катионы щелочных металлов по окраске пламени спиртовки; определить растворы хлорида и иодида с помощью качественной реакции.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками; спиртовка; нихромовая петля; растворы хлоридов калия; натрия; лития; раствор иодида калия; раствор нитрата серебра.
При выполнении опытов соблюдайте правила техники безопасности.
Таблица. Результаты исследования
Испытуемая соль | Цвет пламени | Химическая формула | + / – |
№1
|
|||
№2
|
|||
№3
|
Для подготовки к уроку были использованы материалы:
- http://ru.wikipedia.org/wiki
- http://ximiascience.ru/board/neochem_chemnpereheltov/khimija_ehlementov_1_j_gruppy/obnaruzhenie_shhelochnykh_metallov_spektry/8-1-0-32
- http://www.alhimik.ru/read/grosse6.html
- http://forum.saransk.ru/index.php?automodule=blog&blogid=177&showentry=10494
- http://chemistry-chemists.com/N6_2011/U7/ChemistryAndChemists_6_2011-U7-3.html
- http://www.himhelp.ru/section24/section9/section56/71.html
- http://ru.wikipedia.org/wiki