Девиз урока: "Все познается в сравнении".
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, химические пазлы.
На демонстрационном столе и столах учащихся: штатив с пробирками, растворы лакмуса, соляной кислоты, серной кислоты, гидроксида натрия, гидроксида калия.
Цель урока: дать учащимся первые представления о реакции нейтрализации, сформировать навыки составления и номенклатуры кислых и основных солей.
Задачи урока:
образовательные: закрепить знания учащихся о классах соединений, научить составлять формулы кислых и основных солей. Показать сущность реакции нейтрализации. Совершенствовать умения учащихся устанавливать существенные признаки, являющиеся основой классификации веществ.
воспитательные: продолжить формирование мировоззрения учащихся, показав, что химические понятия (валентность, оксиды, основания, кислоты, соли) не изолированы друг от друга, а представляют систему знаний, все звенья которой находятся во взаимосвязи; продолжить формирование общеучебных навыков: внимания, аккуратности.
развивающие: совершенствовать развитие речи учащихся, навыков по исследованию химических веществ, умений анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать; развитие познавательного интереса школьников.
Ход урока
Организационный этап.
- Приветствие.
- Фиксация отсутствующих.
- Организация внимания.
Этап проверки ранее изученного материала.
1. Индивидуальная работа у доски (по карточке): найдите массу кислоты, образующейся при взаимодействии 7,6 г оксида азота (III) с избытком воды.
2. Проверка домашнего задания. (На уроках, предшествующих данному, учащиеся знакомились со способами выражения состава раствора, с классификацией оксидов, изучали способы получения и химические свойства основных и кислотных оксидов. В качестве письменного задания были два упражнения из тетради с печатной основой: 1) составьте формулы основных оксидов и соответствующих им оснований (оксид лития, оксид калия, оксид магния, оксид меди (I), оксид хрома (II), оксид железа (II); 2) составьте формулы кислотных оксидов и соответствующих им кислот: оксид азота (V), оксид хлора (VII), оксид хрома (VI), оксид фосфора (III), оксид марганца (VI), оксид углерода (IV).
3. Фронтальная беседа (повторение ранее изученных тем с использованием интерактивных упражнений).
Слайд № 2 (информация, содержащаяся в зеленых квадратах (правильные ответы), появляется после ответов учащихся).
Слайд №3
Обучающиеся называют вещества, классифицируя их по классам, а на слайде появляются формулы веществ в соответствующих колонках:
Слайд №4
Слайд №5
Шифр представляет собой последовательность номеров солей, записанную в порядке возрастания чисел (ответ появляется после вариантов ответов, предложенных обучающимися):
Уважаемые ребята! Как вы думаете, а что находится в сейфе, шифр которого нам удалось разгадать? В сейфе лежат химические бонусы (с первых уроков химии действует бонусная система: правильные ответы и активная работа на уроке поощряются химическими бонусами, которые дают возможность повысить оценку при устном ответе у доски. Если обучающийся набрал 4 или 5 бонусов, то он имеет право обменять их на оценку “4” или “5” соответственно).
МОУ “Гимназия №1” Химический бонус |
МОУ “Гимназия №1” Химический бонус |
МОУ “Гимназия №1” Химический бонус |
4. Проверка индивидуального задания (задачи).
5. Работа с химическими пазлами.
На местах за партами: составить формулы возможных солей (используя набор пазлов, которые изготовлены в соответствии с рекомендациями авторов учебника в рубрике “В свободное время”).
У доски: составить формулы различных по основности кислот и различных по кислотности оснований.
Вопрос-задание для обучающихся.
Возможна ли замена гидроксогруппы в основании на кислотный остаток? А можно ли заменить атом водорода в кислоте на атом металла? Попробуйте сделать это на пазлах (учащиеся заменяют группу ОН на Сl, а атом Н на Na).
Итак, к какому классу можно отнести формулы полученных соединений? (Учащиеся высказывают предположения, что полученные соединения являются “солеными кислотами”, “основными кислотами”, “кислыми основаниями” и т.п.)
А учитель формулирует проблему и озвучивает цель урока: сегодня мы должны найти ответ на вопрос: к какому типу соединений относятся подобные вещества и в результате каких процессов их можно получить. Тема урока “Реакции нейтрализации”.
Слайд №6
Этап изучения новой темы.
Ребята, вспомните, пожалуйста, какие вещества называются индикаторами? Назовите известные вам индикаторы и охарактеризуйте их поведение в различных средах. Работа со слайдом №7, содержащим триггеры (цвет и надпись окраски индикатора появляются по щелчку мыши после высказанных предположений учащихся):
Лабораторный опыт: в две пробирки поместите раствор лакмуса. Первая пробирка будет контрольной, а вторая – опытной. В опытную пробирку добавьте раствор кислоты (1 вариант – соляной, 2 вариант – серной). Как изменилась окраска лакмуса? Какой вывод можно сделать?
Сравните соляную и серную кислоты.
Слайд № 8 cодержит триггеры.
Сравните окраску лакмуса в опытных пробирках 1 и 2 вариантов. Что Вы наблюдаете? А сейчас прошу вас добавить к раствору кислоты раствор щелочи (1 вариант – раствор гидроксида калия, 2 вариант – раствор гидроксида натрия). Как изменилась окраска полученного раствора? Почему после добавления капли раствора щелочи лакмус снова стал фиолетовым, т.е среда раствора стала нейтральной? Составьте уравнение реакции взаимодействия раствора соляной кислоты и раствора гидроксида натрия.
Слайд №9, содержащий триггеры в виде мигающих частей кислоты и основания, которые меняются местами в результате реакции нейтрализации:
А теперь давайте посмотрим как происходит этот процесс в реакции взаимодействия раствора серной кислоты и раствора гидроксида натрия.
Слайд №10
Как вы считаете, к какому классу относится вещество NaHSO4? Как называется это вещество? (Учащиеся высказывают свои предположения, а учитель направляет их наводящими вопросами типа: как называется кислотный остаток серной кислоты? Каково латинское название водорода? И т.п.)
Итак, данное вещество относится к классу кислых солей. Cлайд №11
Работа с химическими пазлами: в формуле ортофосфорной кислоты (составленной на доске ранее) замените два атома водорода на калий и назовите полученную соль.
Как вы считаете, все ли кислоты могут образовать кислую соль? Какие кислоты не могут образовать кислых солей?
Если существуют кислые соли, то, вероятно, есть и основные соли. Предлагаю посмотреть слайд (слайд №12) и прошу сформулировать определение основных солей.
Сделайте предположение о названии основных солей.
Слайд №13
Работа с химическими пазлами: формуле гидроксида алюминия (составленной на доске ранее) замените две гидроксогруппы на ксилотные остатки азотной кислоты и назовите полученную соль.
Как вы считаете, все ли основания могут образовать основные соли? Какие основания не могут образовать основных солей?
Ребята, реакции, которые мы рассмотрели, относятся к реакциям нейтрализации. Слайд №14
Этап закрепления нового материала.
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Слайд №19
Этап подведения итогов урока, комментарий отметок и оценка работы учащихся.
По результатам работы обучающихся на уроке учитель либо выставляет отметку, либо вручает химический бонус.