Значение музыки в обучении английскому языку

Разделы: Иностранные языки


В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорила

А. А. Ахматова. Музыка.
Д.Д.Ш. (1957-1958)

Назначением музыки является воспитание чувств в человеке. Еще Д.Б. Кабалевский писал, что чувство надо разбудить в ребенке, развить, поддержать в подростке, молодом человеке. Именно музыка воспитывает в нас все лучшие качества и чувства, она способствует формированию нравственных качеств личности. Воспринимая музыку, воспринимается смысл, в нас пробуждается духовное познание мира. Почему стремимся мы воспитывать музыкой? Не в надежде ли, что окрыленная ее красота передастся в детской душе? Эту надежду, эту красоту души нужно бы принять тогда за искомую, от века желанную и сокровенную цель музыкального воспитания.

Сегодня музыка вошла в нашу жизнь так глубоко, что мы уже часто перестаем воспринимать ее как искусство и даже попросту не замечаем. Очень важно уметь проникать в искусство, а проникать в искусство нужно при помощи языка, на котором говорит само искусство.

Именно поэтому целесообразно обращаться к музыке и к музыкальному искусству на уроках иностранного языка, которые имеют неисчерпаемые возможности для воспитания всех лучших чувств в ребенке. На уроках можно использовать музыку в различных формах и с разнообразными целями: отрывки из классических произведений при изучении биографии композитора и его творчества, легкую музыку для релаксации, музыкальное сопровождение при предъявлении нового материала и т.д. Наиболее часто на уроках иностранного языка используются песни и нам бы хотелось остановиться более подробно на этом виде музыкального искусства.

Песня – это наиболее распространенный род вокальной музыки. Различают народную, авторскую и профессиональную песни. Песни различаются по жанрам, складу и формам исполнения – бытовые, лирические, одноголосные и многоголосные, сольные и хоровые, с сопровождением и без него и т.д. Песням свойствен особый тип связи музыки и слова.

Мелодия песни является обобщенным, итоговым выражением образного содержания текста в целом.

В процессе обучения иностранным языкам можно использовать любой тип песни. Методика работы с каждым видом песни отличается, но мы выделяем 5 этапов, которые присутствуют в работе с основным видами песен. Первичному предъявлению песни предшествует ввод незнакомых учащимся слов различными способами семантизации лексики.

  1. Прослушивание песни в исполнении со всеми сопровождающими действиями (если они присутствуют).
  2. Перевод песни.
  3. Чтение слов (хором и индивидуально).
  4. Повторное прослушивание песни. Во время прослушивания учащиеся пытаются подпевать.
  5. Исполнение песни учащимися с учителем и без учителя.

Дальнейшая работа с песней предполагает различные задание – на лучшее исполнение по рядам или индивидуально, участие в конкурсе английской песни и т.д.
В своей работе мы обращаемся ко многим жанрам и видам песни, но наиболее часто мы используем active songs (активные, подвижные) песни, которые вносят разнообразие в урок. Такие песни очень любимы всеми учащимися и, на наш взгляд, их наиболее эффективно использовать на начальном и продвинутом этапах обучения английскому языку. Тематика этих песен различна. Это и песни о животных, людях, погоде и т.д.

Главная особенность таких песен заключается в том, что кроме обычного союза музыки и слова, в такой песне задействованы еще и наши двигательные органы, т.е. когда учащиеся исполняют активные песни, они еще и демонстрируют действия песни с помощью жестов, мимики. Происходит союз мысли и движения. Исполняя такие песни, ученики как бы сами становятся неотъемлемыми участниками этой песни. Как правило, такие песни обязательно учатся наизусть и используются как физкультминутки. Если у учителя будет 5-6 таких песен и, то можно каждый раз использовать разную песню, что вносит разнообразие в урок и повышает интерес учащихся. (Приложение 1)

Обычное исполнение песни можно разнообразить с помощью исполнения ее каноном, когда класс делится на 2, а то и 3 группы, в зависимости от музыкальных способностей учащихся, при этом в каждой группе должно быть 2-3 учащихся, способных спеть правильно свою партию. Исполнение песни происходит следующим образом: начинает первая группа, по команде учителя вступает вторая группа и третья группа с начала песни.

На уроках английского языка эффективно использование и авторских песен. Авторская песня не подражает профессиональному искусству, а представляет собой продукт самостоятельной творческой деятельности. Авторская песня – это самореализация, самоутверждение, личное видение мира. Школьники – подростки, исполняя и слушая авторские песни, видят за каждой из них интересную, неординарную личность это не вымышленных супергерой из приключенческого фильма, не превращенная в идола поп-звезда, а реальный человек, живущий рядом со своими мыслями, сомнениями, размышлениями. Искренность, открытость, доверительность, отсутствие фальши – отличительные признаки авторской песни. Урок английского языка позволяет внедрить авторские песни в логику урока. В таком случае изучается не только песня автора, но и его биографии, творческая деятельность, что помогает развить навыки говорения.

Очень часто случается так, то название песни или фраза из песни становятся крылатыми выражениями, и часто используются учащимися в ситуациях общения и в реальной жизни: “The House of the Rising Sun”, “Don’t worry, be happy”, “Let it be”, “My heart will go on”, “We will rock you”, и т.д.

В песнях заложен большой потенциальный запас при обучении английскому языку – в них содержатся наиболее часто употребляемые грамматические явления, песни содержат тематическую лексику, с помощью песен учащиеся начинают лучше воспринимать речь на слух и у них развиваются навыки аудирования. Слушая ту или иную песни, они стараются вникнуть в ее содержание, осмыслить ее, понять.

Мы считаем, что роль песен в обучении английскому языку очень велика и каждый учитель в своей работе должен обращаться к песням, т.к. они способствуют развитию интереса к предмету и развитию познавательной активности.

Библиография.

  1. В.А. Вахромеев. Элементарная теория музыки. – Москва, «Музыка», 1983.
  2. К. Розеншильд. История зарубежной музыки – Москва, «Музыка», 1978.
  3. Л. Школяр. Иностранные языки в школе. №2, 1995.
  4. Музыкальная энциклопедия – Москва, «Советская энциклопедия», 1978.
  5. Г.В. Рогова. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – Москва, «Просвещение», 1991.
  6. Т.И. Шамова. Активизация учения школьников. – Москва, «Педагогика», 1982.