Программа "Школа для пап и мам"

Разделы: Работа с родителями


Формы работы с родителями по полоролевому воспитанию детей

В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

Родители – это база, фундамент, без которого невозможно строить процесс воспитания ребенка. Модель родительского поведения, их отношений и взаимоотношений – основа становления психологического пола формирования полоролевой идентичности ребенка Взаимодействие ДОУ с семьей – необходимое условие успешного решения задач полоролевого воспитания детей.

Однако не требует доказательств тот факт, что родители не всегда компетентны в вопросах полового воспитания своих сыновей и дочерей.

Существуют разные формы работы с семьей:

  • лектории для родителей о психологических особенностях мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, методах и приемах воспитания у них мужественности и женственности;
  • дискуссии по вопросам дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам в воспитательно-образовательном процессе;
  • проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы и т.д.);
  • совместные факультативные занятия воспитателей и родителей;
  • анкетирование и тестирование с целью выявления затруднений и коррекции процесса формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек в семье;
  • индивидуальные и групповые консультации специалистов (психолога, врача, логопеда;
  • наглядные виды работы: информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ и совместных работ родителей и детей по подготовке к специальным занятиям-тренингам;
  • экскурсии по месту работы родителей с целью воспитания у мальчиков и девочек позитивного отношения к своей будущей социальной роли;
  • помощь детскому саду в организации экскурсий, проведении дополнительных занятий с подгруппами детей (вышивание, выжигание по дереву и др.) в соответствии с их желаниями и возрастными возможностями.

Цель программы – привлечение внимания родителей к воспитанию мальчиков и девочек как будущих мам и пап, мужчин и женщин.

Задачи:

  • Обогатить знания родителей о психологических особенностях мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
  • Помочь родителям осознать необходимость учета психологических особенностей в воспитании мальчиков и девочек.
  • Помочь родителям в выборе методов и приемов дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек.
  • Вызвать у родителей интерес к процессу реализации дифференцированного подхода к воспитанию в детском саду.
  • Стимулировать к обмену родительским опытом.

Программа включает в себя вышеперечисленные формы взаимодействия с родителями, психолог может использовать их как на уроках «Школы для пап и мам», так и в индивидуальной или подгрупповой работе с родителями по своему усмотрению. «Школа для пап и мам» предполагает работу не только с родителями, но и с бабушками и дедушками, и состоит из 4 уроков, на которых используются разнообразные интерактивные формы взаимодействия всех его участников. По усмотрению педагога-психолога в содержание и формы работы с родителями в «Школе...» могут быть внесены изменения. Программа «Школы...» рассчитана на один учебный год и проходит поквартально – 1 раз в квартал. Уроки с родителями проводят педагог-психолог. Продолжительность урока в «Школе для пап и мам» не более 40-50 мин. В работе по данной программе можно использовать тесты и анкеты. Пример такого урока приводиться ниже.

УРОК 1. «Дифференцированный подход в воспитании  и обучении детей старшего дошкольного возраста»

Задачи:

  • выявить представления родителей об особенностях воспитания  и обучения сына или дочери;
  • необходимость дифференцированного воспитания и обучения мальчиков и девочек в семье и ДОУ.

Вопросы для обсуждения

  • Дифференцированный подход в воспитании  мальчиков и девочек.
  • Принципы обучения  мальчиков и девочек в ДОУ.
  • Рекомендации педагога-психолога по воспитанию и обучению ребенка с учетом пола в семье и ДОУ

Методика и формы организации:

  • Тест
  • Беседа
  • Дискуссия

ХОД  УРОКА

Психолог проводит с родителями тест «Различия между мальчиками и девочками» (Приложение 1) с целью выявления анатомо-физиологических различий между мальчиками и девочками. Другой немаловажный момент тестирования заключается в следующем: ненавязчиво помочь родителям осознать и скорректировать некоторые неверные подходы в воспитании сына или дочери (если таковые обнаружатся).

После проведения теста психолог проводит беседу о принципах работы с мальчиками и девочками на занятиях ДОУ (Приложение 2).Организует с родителями дискуссию о необходимости дифференцированного подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста последующим направлениям:

– преодоление негативных, неадекватных полу и возрасту ребенка стереотипов в воспитании;
–  утверждение позитивных ориентиров в воспитании сына или дочери;
– поиск наиболее приемлемых для родителей подходов к воспитанию и обучению.

Подводя итог проведенной дискуссии, психолог высказывает свое профессиональное мнение по всем направлениями, дает конкретные рекомендации по воспитанию и обучению ребенка  с учетом пола в семье и ДОУ. (Приложение 3)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Тест «Различия между мальчиками и девочками»

Согласны ли вы с этим утверждением? «ДА «или «НЕТ»

УТВЕРЖДЕНИЯ:

  1. Девочки более послушны, чем мальчики.
  2. Девочки лучше относятся к природе
  3. Девочки менее активны
  4. Девочки требуют больше ласки.
  5. Девочки более общительны и отдают предпочтение большой компании, а не в узком кругу друзей.
  6. Девочки легче попадают под чужое влияние.
  7. Девочки более трусливы.
  8. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.
  9. Девочки реже соперничают между собой.
  10. Девочки умеют лучше выразить свои мысли.
  11. Мальчики более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль и страдания.
  12. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.
  13. У мальчиков больше склонности к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.
  14. Мальчики агрессивнее
  15. У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек слуховая.
  16. Мальчики лучше ориентируются в пространстве.
  17. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.
  18. Мальчики более предприимчивы.
  19. Мальчики испытывают большее желание отличиться.
  20. Мальчики более одарены в математике

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Принципы работы с мальчиками

  • Представление в начале занятий плана, с включением элементов интриги.
  • Высокий темп подачи материала.
  • Разнообразное и постоянное обновление,  предлагаемых для решение задач.
  • Работа в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений.
  • Использование групповых форм работы с элементами соревновательности, с назначением лидера.
  • Дозированная эмоциональная подача материала, выход на эмоции, через логику.
  • В итоге занятия делаем акцент на то, что понравилось и запомнилось детям

Принципы работы с девочками

  • Достаточное количество повторений для усвоения.
  • Размеренный темп урока.
  • Дозирование объема и разнообразия новой информации.
  • Большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование новыми знаниями.
  • Использование на уроках групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь.
  • Эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логике
  • Эмоционально окрашенная оценка работы с обозначением перспективы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ С УЧЕТОМ ПОЛА РЕБЕНКА»

  • Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, воспитания, эмоций.
  • Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, хвалите их за успехи и достижения;
  • Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
  • Обучая девочек, не только разбирайте с, ними принцип выполнения задания, но и учите действовать самостоятельно,  а не по разработанным схемам.
  • Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать.
  • Ругая девочку, помните о эмоциональной бурной реакции, которая помешает понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ошибки.
  • Девочки из-за усталости могут капризничать (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики из-за усталости перестают слушать, заниматься (истощение левого «логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
  • Не забывайте, что оценка, данная вами ребенку, всегда субъективна и зависит от ваших индивидуальных психических особенностей.
  • Вы должны не учить ребенка, а развить у него желание учиться
  • Для ребенка нормально что-либо не знать, не уметь, ошибаться.
  • Лень ребенка - сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности.
  • для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).