Формы работы с родителями по полоролевому воспитанию детей
В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
Родители – это база, фундамент, без которого невозможно строить процесс воспитания ребенка. Модель родительского поведения, их отношений и взаимоотношений – основа становления психологического пола формирования полоролевой идентичности ребенка Взаимодействие ДОУ с семьей – необходимое условие успешного решения задач полоролевого воспитания детей.
Однако не требует доказательств тот факт, что родители не всегда компетентны в вопросах полового воспитания своих сыновей и дочерей.
Существуют разные формы работы с семьей:
- лектории для родителей о психологических особенностях мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, методах и приемах воспитания у них мужественности и женственности;
- дискуссии по вопросам дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам в воспитательно-образовательном процессе;
- проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы и т.д.);
- совместные факультативные занятия воспитателей и родителей;
- анкетирование и тестирование с целью выявления затруднений и коррекции процесса формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек в семье;
- индивидуальные и групповые консультации специалистов (психолога, врача, логопеда;
- наглядные виды работы: информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ и совместных работ родителей и детей по подготовке к специальным занятиям-тренингам;
- экскурсии по месту работы родителей с целью воспитания у мальчиков и девочек позитивного отношения к своей будущей социальной роли;
- помощь детскому саду в организации экскурсий, проведении дополнительных занятий с подгруппами детей (вышивание, выжигание по дереву и др.) в соответствии с их желаниями и возрастными возможностями.
Цель программы – привлечение внимания родителей к воспитанию мальчиков и девочек как будущих мам и пап, мужчин и женщин.
Задачи:
- Обогатить знания родителей о психологических особенностях мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
- Помочь родителям осознать необходимость учета психологических особенностей в воспитании мальчиков и девочек.
- Помочь родителям в выборе методов и приемов дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек.
- Вызвать у родителей интерес к процессу реализации дифференцированного подхода к воспитанию в детском саду.
- Стимулировать к обмену родительским опытом.
Программа включает в себя вышеперечисленные формы взаимодействия с родителями, психолог может использовать их как на уроках «Школы для пап и мам», так и в индивидуальной или подгрупповой работе с родителями по своему усмотрению. «Школа для пап и мам» предполагает работу не только с родителями, но и с бабушками и дедушками, и состоит из 4 уроков, на которых используются разнообразные интерактивные формы взаимодействия всех его участников. По усмотрению педагога-психолога в содержание и формы работы с родителями в «Школе...» могут быть внесены изменения. Программа «Школы...» рассчитана на один учебный год и проходит поквартально – 1 раз в квартал. Уроки с родителями проводят педагог-психолог. Продолжительность урока в «Школе для пап и мам» не более 40-50 мин. В работе по данной программе можно использовать тесты и анкеты. Пример такого урока приводиться ниже.
УРОК 1. «Дифференцированный подход в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста»
Задачи:
- выявить представления родителей об особенностях воспитания и обучения сына или дочери;
- необходимость дифференцированного воспитания и обучения мальчиков и девочек в семье и ДОУ.
Вопросы для обсуждения
- Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек.
- Принципы обучения мальчиков и девочек в ДОУ.
- Рекомендации педагога-психолога по воспитанию и обучению ребенка с учетом пола в семье и ДОУ
Методика и формы организации:
- Тест
- Беседа
- Дискуссия
ХОД УРОКА
Психолог проводит с родителями тест «Различия между мальчиками и девочками» (Приложение 1) с целью выявления анатомо-физиологических различий между мальчиками и девочками. Другой немаловажный момент тестирования заключается в следующем: ненавязчиво помочь родителям осознать и скорректировать некоторые неверные подходы в воспитании сына или дочери (если таковые обнаружатся).
После проведения теста психолог проводит беседу о принципах работы с мальчиками и девочками на занятиях ДОУ (Приложение 2).Организует с родителями дискуссию о необходимости дифференцированного подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста последующим направлениям:
– преодоление негативных, неадекватных полу и
возрасту ребенка стереотипов в воспитании;
– утверждение позитивных ориентиров в
воспитании сына или дочери;
– поиск наиболее приемлемых для родителей
подходов к воспитанию и обучению.
Подводя итог проведенной дискуссии, психолог высказывает свое профессиональное мнение по всем направлениями, дает конкретные рекомендации по воспитанию и обучению ребенка с учетом пола в семье и ДОУ. (Приложение 3)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Тест «Различия между мальчиками и девочками»
Согласны ли вы с этим утверждением? «ДА «или «НЕТ»
УТВЕРЖДЕНИЯ:
- Девочки более послушны, чем мальчики.
- Девочки лучше относятся к природе
- Девочки менее активны
- Девочки требуют больше ласки.
- Девочки более общительны и отдают предпочтение большой компании, а не в узком кругу друзей.
- Девочки легче попадают под чужое влияние.
- Девочки более трусливы.
- Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.
- Девочки реже соперничают между собой.
- Девочки умеют лучше выразить свои мысли.
- Мальчики более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль и страдания.
- Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.
- У мальчиков больше склонности к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.
- Мальчики агрессивнее
- У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек слуховая.
- Мальчики лучше ориентируются в пространстве.
- Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.
- Мальчики более предприимчивы.
- Мальчики испытывают большее желание отличиться.
- Мальчики более одарены в математике
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Принципы работы с мальчиками
- Представление в начале занятий плана, с включением элементов интриги.
- Высокий темп подачи материала.
- Разнообразное и постоянное обновление, предлагаемых для решение задач.
- Работа в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений.
- Использование групповых форм работы с элементами соревновательности, с назначением лидера.
- Дозированная эмоциональная подача материала, выход на эмоции, через логику.
- В итоге занятия делаем акцент на то, что понравилось и запомнилось детям
Принципы работы с девочками
- Достаточное количество повторений для усвоения.
- Размеренный темп урока.
- Дозирование объема и разнообразия новой информации.
- Большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование новыми знаниями.
- Использование на уроках групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь.
- Эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логике
- Эмоционально окрашенная оценка работы с обозначением перспективы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ С УЧЕТОМ ПОЛА РЕБЕНКА»
- Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, воспитания, эмоций.
- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, хвалите их за успехи и достижения;
- Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
- Обучая девочек, не только разбирайте с, ними принцип выполнения задания, но и учите действовать самостоятельно, а не по разработанным схемам.
- Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать.
- Ругая девочку, помните о эмоциональной бурной реакции, которая помешает понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ошибки.
- Девочки из-за усталости могут капризничать (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики из-за усталости перестают слушать, заниматься (истощение левого «логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
- Не забывайте, что оценка, данная вами ребенку, всегда субъективна и зависит от ваших индивидуальных психических особенностей.
- Вы должны не учить ребенка, а развить у него желание учиться
- Для ребенка нормально что-либо не знать, не уметь, ошибаться.
- Лень ребенка - сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности.
- для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).