Национальная одежда народа Саха

Разделы: Технология


Цель: формировать у учащихся целостное представление о национальной одежде народа Саха.

Задачи.

- Обобщение знаний о традиционной одежде народа Саха.

- Воспитание бережного отношения к народным традициям.

- Cоздание эскиза рукавиц в национальном стиле.

- Развитие коммуникативной компетенции посредством английского языка.

Оборудование урока. Проектор.

Презентация

Инструменты и материалы: бумага, карандаш, цветные краски.

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня мы поговорим о национальной одежде народа Саха. Узнаем о разновидностях рукавиц, об орнаментах и их значениях. Не спроста наши предки наносили на одежде. Это оригинальный код, передающийся из поколений в поколения. Задача мастериц состоит в передаче молодому поколению и возрождению традиций шитья.

II. Вводные вопросы

- Знаете ли вы традиционную одежду народа Саха?

- Сможете вести диалог о национальной одежде на английском языке?

III. Информация о национальной одежде народа Саха

Традиционная одежда является частью этнической материальной культуры якутов и незримыми нитями тесно связана с их образом жизни, окружающей средой и религиозными воззрениями. Якуты, постоянно соприкасаясь с миром стихий, хорошо знали прихоти Великой Матери – Природы и ее мощь. Именно это помогало им находить способы защиты от стихии и выживать в условиях Севера. “Дитем природы” - айыла оото, солнечным человеком - кун киьитэ, людьми солнечных лучей с поводьями на спине, с добросердечной мыслью – кохсуттэн тэьииннээх, комускэстээх санаалаах кун сирин дьонноро называют себя якуты в своих благословениях–алгысах. Появление в традиционно-обрядовых видах одежды различных знаков и символов, имеющих магическо-охранную функцию, объясняется прежде всего древними мифологическими представлениями народа.

Каждый народ в художественном предметном мире, созданном руками безвестных мастеров, отражает свои представления об окружающей природной и социальной среде. На ранней стадии формирования народного искусства на многие бытовые предметы и на одежду наносятся и нашиваются своеобразные узоры в виде геометрических орнаментов (линий, черточек, штрихов, точек, кругов, квадратов, ромбиков, овалов и. п.), несущих важное содержание. Это оригинальный код, передающийся из поколения в поколение этнокультурные художественные традиции. Поэтому любые украшения на изделиях народного прикладного искусства, в частности на одежде, совсем не случайны. Зачастую они были призваны защищать человека от злых, враждебных сил. Этнографы все эти украшения называют обобщенно “декор”, поскольку они красивы, нарядны, радуют глаз гармонией цветосочетаний и изяществом форм, порожденных безвестными мастерицами далекого прошлого.

Выявление истоков народных художественных традиций на примере одежды народа Саха. Ныне необходимо для восстановления утраченных ценностей культурного наследия народа на фоне падения нравственных устоев, народного эстетического вкуса, забвения национальных традиций. Художественная традиция – это не застывшие каноны, она развивается, хотя и медленно.

Художественные традиции шитья, вышивки и других форм украшений народной одежды Саха занимают достойное место в изобразительном искусстве не только Якутии, но и всей России.

IV. Информация о разновидностях рукавиц

Сегодня мы поговорим с вами о важном предмете, о рукавицах.

Рукавицы – необходимая часть гардероба в зимнее время года, защищающее в холода, так как они натурального меха.

Рукавицы делятся на бытовые, дорожные, охотничьи. В старину рукавицы шили из волчьих, рысьих, тарбаганьих, оленьих лап. Дорожные рукавицы отличались большими размерами, под них надевали рукавицы меньшего размера, мехом внутрь.

По покрою якутские рукавицы можно разделить на рукавицы двух типов. Первый тип – меховые. Второй тип – ровдужные или матерчатые с теплым подкладом.

Первый тип покроя рукавиц более древний. В археологических раскопках дохристианских могил ХХVIII в. Были найдены именно такого покроя.

Вышитые узорные рукавицы считаются жизнеутверждающими символами рассвета, развития, плодородия, благополучия.

Свадебные и праздничные рукавицы якутских женщин испокон веков отличались особым декором.

Традиции вышивки тамбурным швом уходят вглубь веков. От китайских мастериц ее переняли еще хунны. Но на технику вышивки тамбурным швом, и на растительные мотивы орнамента рукавиц у якутов сильное влияние оказало прикладное искусство средневекового государства древних хакасов – Кыргызского каганата. Так, в исторических преданиях и легендах саха сохранились косвенные свидетельства о контактах их предков с представителями рода кыргыз в эпоху Кыргызского каганата.

Таким образом, старинные якутские рукавицы, вышитые цветными нитками в розовых, голубых, желтых тонах, сохранили отголоски древних художественных традиций былых культурных цивилизаций.

V. Презентация новых слов и выражений

To sew - шить

Sewing - шитье

Embroidery - вышивка

Ornamental design - дизайн орнамента

Colour combination - цветовая гамма

To reflect - отражать

Nation’s world outlook - мировоззрение народа

To decorate - украшать

To revival - возрождать

Multi-component set -

Head gear - головной убор бастына

Leather boots - Кожаные сапоги

Mittens - рукавицы

VI. Развитие диалогической речи.

We have learned a lot of national clothes, ornamental design and its meanings. Make up the dialogues about it!

Dialogue 1

P1: What is it?

P2: It is a national costume.

P1: How beautiful is it!

P2: You are right! It is a wedding clothes.

P1: I think it takes a lot of time and stamina!

P2: I think so. Would you like to have such wonderful clothes?

P1: Of course. When I will be a big girl I’d like to wear it.

Dialogue 2

P1: What kind of national clothes do you know?

P2: They are mittens, a head gear, leather boots, dress, a waist and others.

P1: The national clothes is very beautiful, isn’t it?

P2: Yes, it is. I am proud of it!

P1: Do you wear the national costume?

P2: Yes, of course. But I wear it only on the summer festival - yhyakh.

P1. You are right. I’d like take it on every day!

Dialogue 3

P1: What do you know about national ornaments?

P2: Each ornament has its own meaning.

P1: What do they reflect?

P2: As I know ornamental designs must protect people from illness and life problems.

P1: Thank you!

P2: Not at all.

Dialogue 4

P1: Do you sew?

P2: A little bit. I can sew mittens. And you?

P1. I can embroider. I know some national stitches.

P2: My mother teaches me to sew.

P1: You are lucky.

VII. Создание эскизов рукавиц

Теперь попробуем создать свои эскизы, используя традиционные каноны шитья.

Давайте разделимся на группы из 4-х человек. Распределите работу на каждого участника, чтобы защитить эскиз.

VIII. Подведение итогов урока.

Чему мы научились на этом уроке?

- Ознакомились с национальной одеждой.

- Получили понятие о предназначении орнамента.

- Научились вести диалог на английском языке.

- Cоздали эскиз рукавиц в национальном стиле.

Использованная литература:

  1. Гаврильева Р.С. Одежда народа Саха конца 17–середины 18 века, Новосибирск, “Наука”. Сибирское предприятие РАН, 1998.
  2. Данилов В.Н. Русско-якутский тематический словарь. Якутск, 1998.
  3. Зверева А.Н. ОАО “Иван Федоров”, Санкт Петербург, 2000.
  4. Иванова-Унарова З.И. Фантазии от Августины Филипповой, Якутск, “Бичик”. 2008.
  5. Неустроев Б.Ф. Узоры и орнаменты саха, Якутск, “Бичик”, 2007 .
  6. Nikolajev, Mikhail. My choice is freedom and a man. Printed in Italy. 1992.
  7. Петрова С.И. Свадебный наряд якутов, Новосибирск, “Наука”, 2006 .
  8. Серошевский В.Л. Якуты Москва, 1995.
  9. Скрябин А. П. Незабываемые узоры, Якутск. 2004.
  10. Borisova A., Fedorova K. This is Sakha, McMillan, 2008.
  11. Alexeyev V.I. Alexeyeva L.R. The Arctic, Yakutsk, 2005.
  12. Улла Йохансен. Орнаментальное искусство якутов, Якутск, 2008.