Урок русского языка в якутской школе "Назывные предложения (творческая мастерская письма)". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Педагогические мастерские – необычная система обучения («демарш» французских педагогов). ЖФЕН исходит из того, что каждый человек (ребенок) обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности. Концептуальный лозунг ЖФЕН – «Все способны!»

Методы активного обучения и развития личности:

  • Отношение учителя к ученику как к себе равному;
  • самостоятельное «строительство» знаний учеником методом критического отношения к существующей информации;
  • плюрализм мнений: уважительное отношение к позиции каждого.

Любовь к дому выражается словом «уют». Уют связывают с чувством покоя. Уютно – значит спокойно. Уют – это и есть дом.

Б.В. Ничипоров.

Цели:

  • Помочь человеку прислушаться к своему сердцу, к себе.определить главные ориентиры в жизни;
  • Предоставить возможность определить особенности назывных предложений, развивать умения и навыки находить их в тексте.

Материалы к уроку: репродукция картины Р.Магритта «Добрый мир», записи песни «Отчий дом» А.Варламовой, стихотворение Л.Рубальской «Колокольчики детства».

Индуктор

Прочитайте записанные на доске слова, дополните своими ассоциациями.
НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Ребята пишут слова: называть, называет, название, предметы, явления, окружающий мир.
Придумайте название этой картине( учитель показывает картину известного шведского художника Рене Магритта «Добрый мир»).
Лунная ночь. Осенняя ночь. Свет в окнах. Негасимый свет.
Теперь найдите среди предложений назывные. Светятся окна. Лунная соната. Наступила ночь. Тихая ночь.

Афиширование работ

Дети безошибочно находят назывные предложения. Они определяют особенность этих предложений. Составляют схемы этих предложений. Имя существительное. Имя прилагательное + Имя существительное. Имя существительное + имя существительное. Причастие – имя существительное.
Дети переводят название темы на якутский язык – ааттыыр этиилэр.Это им помогает понять суть предложений. Далее придумывают предложения на якутском языке. Чуумпу туун. Ый уота. Куьунну туун.

Результат

Суть темы – «когда мы называем, все, что вокруг видим, получаются назывные предложения».
Школьники работают далее с учебниками. Они читают материал учебника. Сравнивают свое определение назывных предложений с определением, данным в учебнике.
Учитель говорит ребятам название картины Рене Магритта – «Добрый мир»
Почему художник назвал картину так?

  • Здесь нарисован дом. А дом – это всегда добро.
  • Даже темной холодной ночью тебе тепло и хорошо, если ты дома, если тебя любят. Я люблю возвращаться домой ночью из дальних поездок. Жду, когда засветятся в темноте окна моего дома.
  • Даже в темные, холодные ночи, дом – это разноцветный, веселый мир.

Учитель предлагает придумать на тему «Добрый мир» назывные предложения. Он записывает на доске предложения, которые дети сочли самыми удачными.
Дорога к дому. Тепло и уют. Защита от горестей и бед. Светлый и добрый мир. Мир любви. Мамины руки. Долгожданная встреча. Возвращение домой. Душевный покой. Ласковый мир.

Социоконструкция

Далее учитель предлагает ученикам придумать предложения, противоположные по смыслу предыдущим. Он также записывает на доске несколько предложений, придуманных детьми.
Бегство из дома. Холод и тоска. Мир тоски. Темный и злой мир. Мир ненависти.
Нарисуйте картину, противоположную по смыслу картине Рене Магритта. Назовите ее.
Холодный дом. Приют печали. Путь к мраку.
Когда дом становится холодным? Отвечайте,пожалуйста, назывными предложениями.

Социализация

  • Ненависть и злоба. Легкомыслие и безответственность. Зависть. Недоверие. Отсутствие уважения и любви.
  • Мир без мамы и папы. Глухота.

Самая горькая обида детства. Вглядитесь в маленькую детскую ручку (каждому выдается шаблон детской ладошки). Вспомните самую горькую обиду детства, запишите на этой ладони. Что связано у вас с этой обидой? Наложите свою ладонь на детскую, обведите ее и вспомните, не обижала ли когда-нибудь ваша большая рука маленького ребенка?
Послушайте стихотворение «Колокольчик детства» Л.Рубальской и выпишите те слова, которые относятся к вашему дому.
А теперь, используя текст стихотворения, запишите назывные предложения.

Социализация

Колокольчик детства моего. Мой дом. Нежный дым сирени за окном. Детства милые дворы. Нежная и легкая печаль.
Звучит музыка. Перечитайте все слова и выберите одно слово. Напишите его на своем листке с большой буквы. Это и есть тема вашего сочинения. В сочинении стараемся использовать назывные предложения.

Рефлексия. Обсуждение. Анализ пережитого. Взаимопроверка полученных знаний.