Цель: формирование представления о необходимости ежедневного употребления фруктов как источников витаминов в целях правильного питания.
Задачи.
- Образовательные: показать разнообразие фруктов, изучить их свойства и значимость для правильного питания человека.
- Развивающие: продолжить работу по развитию познавательной активности учащихся, умения работать сообща, вести диалог, прививать интерес к исследовательской деятельности.
- Воспитательные: воспитывать здоровый образ жизни, культуру правильного питания, формировать потребность в использовании фруктов в ежедневном рационе.
Оборудование и дидактические материалы:
- компьютер, проектор, электронная презентация (Приложение 3);
- корзина с фруктами;
- стенгазета – коллаж, сделанная детьми «Наши любимые фрукты»;
- нарисованные тарелочки (Приложение 1), наклейки – фрукты для фиксации собственных достижений на уроке;
- таблица «Витамины» (Приложение 2);
- рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании».
ХОД УРОКА
Дети в коридоре. Под песню «Дуэт Пончика и Сиропчика» дети заходят в класс, встают около парт.
– Добрый день, ребята. Рада Вас видеть на особенном уроке. У нас гости – знатоки правильного питания. Давайте гостей поприветствуем.
– Приятно, что мои ученики внимательны, серьёзны и все … улыбаются. Вы уже многое знаете о правильном питании. Давайте покажем это.
– Как вы поняли, у Пончика и Сиропчика отменный аппетит. Только вы, надеюсь, понимаете: не всё вкусное полезно для нашего организма.
– Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.
Мельница живёт водою, а человек едою.
(Диалог о понимании смысла пословицы)
–Да, чтобы наш организм нормально существовал,
его нужно кормить. Вот как машина без бензина не
будет ездить, так и человек без правильного
питания не сможет жить, расти, учиться, работать.
С давних времён люди заботятся о здоровом
питании. Если судить по количеству пословиц,
поговорок, сказок и песен, еда в жизни наших
предков занимает далеко не последнее место.
Знаете ли вы пословицы о продуктах питания? (Дети
дают ответы)
(Весь урок дети имеют возможность оценить свою работу: при правильном ответе размещают на бумажной тарелке наклейки с фруктами.)
– Полезных продуктов много. Но сегодня речь пойдёт лишь об одной составляющей правильного питания.
Мой кроссворд поможет Вам определиться с темой занятия.
1. Плод всё лето зелёного цвета,
А ранней осенью – красный с просинью. (Слива)
2. Что за плод – шкатулка с секретом.
Семена – стекляшки на вид.
Все прозрачные, красного цвета.
Потрясёшь (вот странно) не звенит. (Гранат)
3. Жёлтый цитрусовый плод
В станах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он.
А зовут его … (лимон)
4. Сладок он, но толстокож,
И чуть-чуть на серп похож. (Банан)
5. Полезные вещества, в большом количестве содержащиеся в овощах и фруктах. (Витамины)
– О чём мы сегодня будем говорить? А почему мы будем говорить о фруктах? А что нас с Вами будет интересовать? (Ответы детей).
– В переводе с латинского «vita» означает
«жизнь». Учёные установили, что существует около
20 видов витаминов, необходимых для здоровья
человека. У каждого из вас есть памятка,
разъясняющая основные свойства каждого
витамина. У Вас есть возможность при
необходимости обращаться к ней на уроке.
Сырые фрукты содержат огромное количество
витаминов, укрепляют иммунитет, являются
отличной профилактикой многих болезней.
Большинство витаминов не образуются в организме
человека и не накапливаются, а поступают только с
пищей. Вот почему фрукты должны быть в рационе
регулярно.
Физкультминутка
– Выполняя работу в тетради, вы показали свой любимый фрукт. Некоторые ребята самостоятельно узнали много интересного о нём и с удовольствием с нами поделятся познавательной информацией.
(Дети подготовили выступления.)
– У каждого из Вас есть любимцы среди фруктов. Они все такие разные. Отличаются и цветом, и формой, и вкусом. Одни хорошо знакомы Вам, другие, быть может, не все из нас и пробовали.
Учитель показывает и называет несколько экзотических фруктов.
– Но все они полезны для организма человека и замечательно смотрятся в одной корзинке!
– Вы много интересного узнали о фруктах, о важности их использовании в ежедневном рационе. Думаю, что Ваши знания помогут легко ответить на вопросы одноклассников, которые я обнаружила среди Ваших фруктов – самоделок.
1. Какие фрукты полезнее: те, что приехали из тёплых тропических стран или те, которые выросли в родной местности? (Все фрукты полезны. Но особенно полезны те, которые выросли в родной местности. Они знают наш организм и легко в нём усваиваются)
2. Осень – пора простудных заболеваний. Какие фрукты помогают их избежать? (Во время кругосветных морских путешествий Колумба и Магеллана гибло больше половины экипажей судов. Долгое время не могли понять причину, ведь продуктов – мяса, рыбы было достаточно. Оказалось, что людям необходим витамин С, который содержится в овощах и фруктах. Шотландский врач Джеймс Линд предложил добавлять в рацион моряков апельсины и лимоны.)
3. Почему апельсин оранжевый? (Своей оранжево-желтой окраской многие овощи и фрукты обязаны каротину. Благодаря каротину мы можем видеть, слышать и расти)
4. Какой фрукт обожают боксёры? (Грушу)
5. Абрикос, объявивший сухую голодовку? (Курага)
– Конечно, о фруктах можно говорить много. Но главное – их есть и оставаться здоровыми. Я вижу, что у многих ребят тарелки – самооценки не пусты. Что это значит? (Мы хорошо работали).
– К чему призывает наше сегодняшнее занятие? Почему нужно включать в рацион фрукты? (Необходимо включать в свой рацион фрукты. В них большое количество необходимых для организма витаминов).
– Говорят, фрукты и овощи – кладезь витаминов. Думаю, Вы поняли, о чём мы будем говорить на следующем занятии.
– Сегодня на нашем уроке витаминные фрукты, думаю, будут полезной наградой за хорошую работу.
(Дети исполняют песню про фрукты, угощают гостей и одноклассников фруктами).