Пояснительная записка
Авторская интегрированная программа краеведческой, эколого-биологической и учебно-образовательной направленности разработана для учащихся 6-7 классов.
Актуальность. Воспитание
экологической культуры – актуальнейшая задача
сложившейся социально-культурной ситуации
начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего
экологического кризиса усиливается значение
экологического образования в среднем звене
основной школы как ответственного этапа в
становлении и развитии личности учащегося.
Актуальность разработанной программы
продиктована также отсутствием в теории и
практике эколого-биологического образования
среднего звена школы программы краеведческой
направленности, в которой предусмотрено решение
практических экологических задач, лабораторных
работ и экскурсий.
Цель программы: формирование и развитие экологически сообразного поведения у подростков.
Программа предполагает решение следующих задач:
1. Формирование знаний о закономерностях и
взаимосвязях природных явлений, единстве живой и
неживой природы при изучении экосистем
Свердловской области.
2. Формирование осознанных представлений о
нормах и правилах поведения в природе и привычек
их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Развитие альтернативного мышления в выборе
способов решения экологических проблем.
4. Развитие умений оценивать и прогнозировать
состояние природного окружения Среднего Урала
5. Развитие умений работы с персональным
компьютером.
6. Развитие умений создавать информационные
ресурсы, работать с готовыми ресурсами, вести
поиск необходимой информации в сети Интернет.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма;
- принцип краеведческий;
- принцип практической направленности.
Теоретические основы программы – исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С.Д. Дерябо, В.Я. Ясвин), концепция личностно-ориентированного образования (В.В. Сериков).
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Новизна. Содержание программы «Живое богатство Среднего Урала» отличается от других курсов с экологической направленностью личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы, компьютерным сопровождением отдельных тем.
Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу подростка, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную, творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой родного края.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к живой природе.
Практическая, деятельностная направленность курса реализуется через исследовательские задания, компьютерное моделирование, игровые занятия, экскурсии, практикумы.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, практические и лабораторные работы, создание экологических проектов , экскурсии и прогулки в экосистемы вблизи г. Новоуральска.
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе « Живое богатство Среднего Урала» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: тестирование учащихся, наблюдение и анализ творческих работ учащихся.
Ожидаемый результат
Показатели в личностной сфере ребенка:
- интерес к познанию природы Среднего Урала;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в экосистемах;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости,
- умение решать экологические задачи,
- опережающее знакомство с компьютерными программами Excel, PowerPoint, решение экологических задач с применением этих программ;
Учащиеся должны знать:
- признаки экосистем, абиотические, биотические и антропогенный факторы среды;
- основные группы растений, животных, грибов и их приспособленность к условиям сосуществования ( примеры по Свердловской области);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов ( примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними ( примеры);
- многообразие растений, животных, грибов Свердловской области, экологические связи между ними;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека на живую природу Среднего Урала;
- способы сохранения окружающей природы, виды Красной Книги Среднего Урала;
Учащиеся должны уметь:
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами;
- составлять экологические модели, трофические связи, решать задачи;
- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе ( конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды;
- наблюдать явления природы по предложенному плану или схеме,
- оформлять результаты наблюдений в виде схем, знаков, рисунков, слайдов, описаний, выводов.
- ставить простейшие опыты с объектами живой природы, проводить лабораторные работы.
Календарно-тематический план
Номер недели в месяце |
Название и номер раздела |
Номер занятия |
Тема занятия |
Количество часов теории | Количество часов практики |
1 неделя сентября | Введение | 1 | Географическое положение Свердловской области, природные зоны. | 1 | – |
2 неделя сентября | 1. Экология растений Среднего Урала (9 ч) | 2 | Биогеоценозы Среднего Урала (леса, болота, озера, рек) | 1 | – |
3-4 неделя сентября | 3-4 | Растения лесов Среднего Урала. Виды растений, занесенные в Красную Книгу Свердловской области |
1 | 1 Экскурсия в лес |
|
1-2 неделя октября | 5-6 | Растения болот, озер, рек Среднего Урала. Виды растений, занесенные в Красную Книгу Свердловской области |
2 | – | |
3-4 неделя октября | 7-8 | Свет, тепло, вода, почва в жизни растений. | 1 | 1 Лаб. работа |
|
2-3 ноября | 9-10 | Сезонные изменения в жизни растений Среднего Урала |
1 | 1 тестирование |
|
4 ноября | 2. Экология животных Среднего Урала | 11 | Среды жизни животных. Факторы среды и их действия на организм животных |
1 | |
1 неделя декабря | 12 | Многообразие животных лесов Урала. | 1 | ||
2-3 неделя декабря | 13-14 | Экология отдельных групп животных. Насекомые Урала | 1 | 1 Лаб.работа |
|
4 неделя декабря | 15 | Экология отдельных групп животных. Пресмыкающиеся Урала. | 1 | ||
3, 4 неделя января, 1 неделя февраля |
16-18 | Экология отдельных групп животных. Птицы лесов и водоемов Урала | 3 Лаб.работа |
||
2, 3, 4 неделя февраля, 1, 2, 3 неделя марта |
19-24 | Экология отдельных групп животных. Млекопитающие | 2 | 4 Экскурсия в зимний лес |
|
1-2 неделя апреля | 25-26 | Экология отдельных групп животных. Животные водоемов: моллюски, рыбы | 1 | 1 | |
3, 4 неделя апреля | 27-28 | Сезонные изменения в жизни животных. Виды животных, занесенные в Красную Книгу Свердловской области | 2, 3 Тестирование |
||
1 неделя мая | 3. Взаимосвязи живых организмов | 29-30 | Пищевые связи. Составление схем пищевых связей с помощью ПК | 2 | |
24 неделя мая | 31-33 | Решение практических экологических задач средствами ЭТ EXCEL. | 3 | ||
5 неделя мая | 34 | Итоговое занятие. Экологическая викторина | 1 |
Содержание курса
Занятие 1. Введение
Географическое положение Свердловской области,
природные зоны. (1 ч)
Ознакомление с целями, задачами и содержанием
занятий, с программой обучения.
Раздел 1. Экология растений Среднего Урала (9 ч)
Занятие 2. Биогеоценозы Среднего Урала
(леса, болота, озера, рек).
Понятие биогеоценоза, характеристика леса,
болота, водоемов.
Занятие 3-4. Растения лесов Среднего Урала.
Виды растений, занесенные в Красную Книгу
Свердловской области
Экскурсия в лес на тему «Знакомство с растениями
лесов»
Занятие 5-6. Растения болот, озер, рек
Среднего Урала. Занятие Виды растений,
занесенные в Красную Книгу Свердловской области.
Занятие 7-8. Свет, тепло, вода, почва в жизни
растений.
Влияние света на растения, ярусность.
Экологические группы растений по отношению к
воде. Влияние тепла и почвы на растение.
Лабораторная работа «Состав почвы лесов Урала»
Занятие 9-10. Сезонные изменения в жизни
растений Среднего Урала
Листопад. Сроки цветения в зависимости от
продолжения светового дня. Тестирование на тему
«Экология растений Урала»
Раздел 2. Экология животных Среднего Урала (18 ч)
Занятие 11. Среды жизни животных.
Воздушная, Наземная, водная среды. Особенности
этих сред обитания. Факторы среды и их действия
на организм животных. Экологические животных по
отношению к абиотическим факторам. Биотические
взаимоотношения животных.
Занятие 12. Многообразие животных лесов
Урала.
Жизненные формы животных. Многообразие
экологических ниш животных.
Занятие 13-14. Экология отдельных групп
животных. Насекомые Урала.
Условия обитания и распространения насекомых
Урала. Многообразие насекомых Урала.
Экологические особенности наиболее
распространенных насекомых-вредителей Урала
(мух, слепней, колорадского жука,
бабочки-капустницы и др.) Проблемы охраны
насекомых. Лабораторная работа «Видовое
разнообразие насекомых Урала»
Занятие 15. Экология отдельных групп
животных. Пресмыкающиеся Урала.
Условия обитания и распространения
пресмыкающихся Урала. Многообразие
пресмыкающихся Урала. Проблемы охраны
пресмыкающихся.
Занятие 16-18. Экология отдельных групп
животных. Птицы лесов и водоемов Урала
Условия обитания и распространения птиц Урала.
Многообразие и экологические группы птиц Урала.
Жизненный цикл птиц. Перелетные, кочующие и
оседлые птицы Урала. Проблемы охраны птиц.
Значение птиц в природе и жизни человека.
Лабораторная работа «Знакомство с голосами птиц
Урала», «Знакомство с чучелами птиц»,
практическая работа «Узнай птицу»
Занятие 19-24. Экология отдельных групп
животных. Млекопитающие Условия обитания и
распространения млекопитающих Урала.
Многообразие и экологические группы
млекопитающих Урала. Проблемы охраны
млекопитающих. Значение млекопитающих в природе
и жизни человека. Экскурсия в зимний лес
«Знакомство с жизнедеятельностью
млекопитающих»
Занятие 25-26. Экология отдельных групп
животных. Животные водоемов: моллюски, рыбы.
Условия обитания и распространения
млекопитающих Урала. Жизненный цикл рыб.
Многообразие и экологические группы моллюсков и
рыб Урала. Значение их в природе и жизни человека.
Охрана рыбных ресурсов
Занятие 27-28. Сезонные изменения в жизни
животных. Виды животных, занесенные в Красную
Книгу Свердловской области. Тестирование на тему
«Экология животных Урала»
Раздел 3. Взаимосвязи живых организмов (6 ч)
Занятие 29-30. Пищевые связи. Составление
схем пищевых связей с помощью ПК
Знакомство с программой Power Point как средством
визуализации представляемой информации.
Построение схем с использованием графических и
текстовых объектов.
Занятие 31-33. Решение практических
экологических задач средствами ЭТ EXCEL.
Знакомство с программой EXCEL как средством
представления и обработки числовой информации.
Решение практических экологических задач,
построение диаграмм.
Занятие 34. Итоговое занятие. Экологическая
викторина.
Список литературы
Для учителя:
- Алексеев, С. В. Практикум по экологии /СВ. Алексеев, Н. В. Груздева, А. Г. Муравьев, Э.В. Гущина. – М.: АО МДС, 1996. – 190 с.
- Вронский, В. А. Экология: словарь-справочник /: В. А. Вронский. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 572 с.
- Жигарев, И. А. Основы экологии: сборник задач, упражнений и практических работ / И. А. Жигарев, О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова. – М.: Дрофа, 2002. – 207 с.
- Козлова, Т. А. Экология: книга для учителя / Т. А. Козлова, Т. С. Сухова, В. И. Сивоглазов. – М.: Школа-Пресс, 1996.–191 с.
- Кубанцев, Б. С. Учебные задания по общей экологии / Б. С. Кубанцев, Н. И. Прилипко. – Волгоград: Перемена, 2005. – 74 с.
- Кубанцев, Б. С. Экология / Б. С. Кубанцев. – Волгоград: Перемена, 1996. – 100 с.
- Кулътиасов, И. М. Экология растений . – М.: МГУ, 1982. – 401 с.
- Миронов, А. В. Преподавание экологии в школе / А. В. Миронов. – М.: Владос, 2004. – 223с.
- Никаноров, А. М. Экология / А. М. Никаноров, Т. А. Хоружая. – М.: Приор, 2001. – 304 с.
- Общая экология: экскурсии, практические и лабораторные работы / под ред. И. А. Жигарева. – М.: МИГУ, 2002. – 96 с.
- Пономарева, И. Н. Общая методика обучения биологии / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Синельникова. –М.: Академия, 2003. – 267 с.
- Пономарева, И. Н. Экология / И. Н. Пономарева. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 269 с.
- Ревель, П. Среда нашего обитания: в 4 кн. / П. Ревель, Ч. Ревель – М.: Мир, 1994.
- Сивоглазов, В. И. Экология России: книга для учителя / В. И. Сивоглазов, Т. С. Сухова, Т. А. Козлова. – М.: МДС, 1996.– 158 с.
- Федорова, А. И. Практикум по экологии и охране окружающей среды / А. И. Федорова, А. Н. Никольская. – М.: Владос, 2001.– 286с.
- Чернова, Н. М. Общая экология / Н. М. Чернова, А. М. Былова. – М.: Дрофа, 2004. – 412 с.
- Чернова, Н. М. Экология / Н. М. Чернова, А. М. Былова. – М.: Просвещение, 1988. – 272 с.
- Кучменко, В. С. Экологическая составляющая курса биологии в основной школе : сборник программ / В. С. Кучменко, М. 3. Федорова, Т. П. Лукина, И. М. Швец. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 48с.
- Экологическое состояние территории России / под ред. С. А. Ушакова, Я. Г. Каца. – М.: Академия, 2001. – 128 с.
- Экология: сборник программ для 5-11 классов. – М.: Дрофа, 2001. – 220 с.
- Кузнецов, В. Н. Экология. Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы / В. Н. Кузнецов. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 384 с.
Для ученика:
- Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии / В. А. Алексеев. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 238 с.
- Алексеев, С. В. Экология: учебник для 9-11 кл. / В. А. Алексеев. – СПб.: Смио-Пресс, 1998.
- Былова, А. М. Экология растений: учебник для 6 класса / А. М. Былова, Н. Г. Шорина. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 220 с.
- Вронский, В. А. Экология: словарь-справочник / В. А. Вронский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 572 с.
- Жигарев, И. А. Основы экологии: сборник задач, упражнений и практических работ / И. А. Жигарев, О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова. – М.: Дрофа, 2002. – 207 с.
- Козлова, Т. А. Экология России: дидактические материалы / Т. А. Козлова, А.Н. Мягкова, В. И. Сонин. – М.: Устойчивый мир, 2001. – 207 с.
- Кубанцев, Б. С. Учебные задания по общей экологии / Б. С. Кубанцев, Н. И. Прилипко. – Волгоград: Перемена, 2005. – 74 с.
- Левитман, М. X. Экология – предмет: интересно или нет? / М. X. Левитман. – СПб.: Союз, 2001. – 78 с.
- Миркин, Б. М. Популярный экологический словарь / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова / под ред. А. М. Гилярова. – М.: Устойчивый мир, 1999. – 302 с.
- Миркин, Б. М. Экология России: учебник для 9 класса / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова – М.: Устойчивый мир, 2001. – 304 с.
- Никишов, А. И. Экология: учебник для 5 класса / А. И. Никишов, В. Н. Кузнецов, Д. Л. Теплое. – М.: Устойчивый мир, 2002. – 342 с.
- Анастасова, Л. П. Человек и окружающая среда: учебник для 9 класса / Л. П. Анастасова, Д.П.Гольнева, Л. С. Короткова. – М.: Просвещение, 1997. – 319 с.
- Ошмарин, А. П. Экология. Школьный справочник / А. П. Ошмарин, В. И. Ошмарина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 239 с.