Цель: познакомиться со свойствами воды.
Задачи:
- Научиться исследовательским умениям;
Узнать:
- Какую форму имеет вода;
- Вода бесцветна;
- Вода может меняться под действием температуры;
- При нагревании вода расширяется;
- Вода испаряется;
- Формирование любознательности, внимания.
Участники: учашиеся 1-3-х классов.
Опыт 1.
Возьми самую узкую баночку и наполни её водой. Перелей воду в самую широкую баночку. Форма, которую приняла вода, изменилась?
Вывод:_______________________.
Опыт 2.
Убедись, что вода бесцветна. Приготовь 2 стакана. В один налей воды, в другой молока. Цветными карандашами нарисуй на листке бумаги какую-нибудь картину.
Поставь на картинку стакан с водой. Рассмотри сверху свою картинку.
А теперь поставь на то же место стакан с молоком. Что ты обнаружишь?
Вывод:
Через воду рисунок ____(виден, не виден)______, а
через молоко_____(виден, не виден)_______.
Вода _________(прозрачная, непрозрачная)___________
жидкость.
Опыт 3. Возьми пачку фломастеров, приоткрой её и рассмотри через стакан с водой. Назови цвет фломастеров. Что ты заметил?
Вывод:
Вода цвет карандашей ________(изменила, не изменила)________.
Сделай рисунок этого опыта.
Опыт 4.
Приготовь блюдце и баночку. Попроси взрослых налить в них горячей воды из чайника. Подожди немного. Потрогай воду в баночке и блюдце. Что ты заметил? А чайник не трогай. Он ещё горячий.
Вывод:
Вода может быть:______________________.
Опыт 5.
Приготовь небольшой пузырёк, тоненькую пластмассовую трубочку и кусочек пластилина. Пузырёк до края наполни самой холодной водой. Трубку в горлышке бутылочки закрепи пластилином. Осторожно погрузи пузырёк в кружку с горячей водой.
Нарисуй свой опыт 3 раза; как было до нагревания; как стало, когда вода нагрелась; как стало, когда вода снова остыла.
Вывод:
Вода при нагревании __________________________________________
Объясни: почему, ставя чайник на плиту, нельзя наливать в него до краев?
Опыт 6.
Приготовь холодное блюдце и столовую ложку.
Будь осторожен! Поднеси к носику чайника, из которого идёт пар, холодное блюдце. Наблюдай!
Блюдце _______(становится мокрым, остаётся
сухим)_______.
Капли ________(стекают вниз, поднимаются вверх)_________.
Их становится_______(больше, меньше)__________________.
Это________________________________________________.
Опыт 7.
Налей в блюдце 5 чайных ложек воды. Посмотри через 2-3 дня. Что ты обнаружил?
Вывод:_______________(вода исчезла, испарилась)___________________.
Опыт 8.
Намочи руки водой из-под крана и быстро-быстро помаши ими.
Что ты чувствуешь?_______________________________________________.
Почему это происходит?___________________________________________.
Что уносят частички воды с твоих
рук?________________________________.
Что ощущают руки?_______________________________________________.
Опыт 9.
Налей в блюдце немного воды и поставь её на 2-3 часа в морозилку.
Что получилось?
Вывод___________________________________.
Оставь блюдце на подоконнике. Скоро ли испарится вода? Как можно ускорить испарение?
Использованная литература:
- Л.В. Ковинько. Секреты природы – это так интересно! Линка-Пресс. М., 2004