Эпиграф:
«Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться никто не заставит»
Цели:
- Выяснить, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный характер, а германский «поход на Восток» не просто преследовал расширение «жизненного пространства», а имел целью геноцид не только русского, но и других народов нашей страны; дать представление об основных периодах Великой Отечественной войны; раскрыть причины неудач Красной Армии в начальный период войны.
- Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны, подвести учащихся к пониманию того, почему война называется Великой Отечественной.
- Продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы, давать оценку.
Основные знания: периоды Великой Отечественной войны; ход военных действий в начальный период войны; причины неудач Красной Армии; содержание приказа 270 Ставки Верховного Главнокомандования от 16 августа 1941 г.; ход оборонительных сражений под Москвой.
Основные понятия: «Барбаросса», Великая Отечественная война, Вермахт, блицкриг, «Тайфун».
Учебное оборудование: мультимедийное сопровождение – презентация, карта «Великая Отечественная война», копии исторических документов, выставка книг.
Оформление урока: выставка книг, презентация, карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»
Работа в группах:
1) Была ли война неизбежной и внезапной?
2) Власть в начале войны. (Сталин и его окружение,
верхушка военного командования)
3) Потенциал сторон. (Соотношение сил, героизм
советских людей на фронте и в тылу)
4) Военные операции начала войны. (Материалы об
основных сражениях, потерях СССР)
5) Московская битва. Битва за Москву. (Что за чудо
произошло, какое значение имела)
Сценарий урока.
(Слайд 1)
Учитель:
Для тех, кому сегодня девятнадцать,
Война – доисторический этап.
И даже мы, по-честному признаться,
Всё реже вспоминаем о фронтах.
Стираются во времени детали,
Из памяти уходят навсегда…
Война закончилась 65 лет назад. Скажите, ребята, а нужно ли помнить столько лет? Может не нужно вспоминать о войне? Забыть, да и всё. Как вы думаете? (Дают неоднозначные ответы: и да, и нет. Это история моей семьи, моей страны, дни воинской славы, как Куликовская битва, Бородинское сражение).
Учитель: Что помогает сохранять память? Знание. Ответьте, а по каким документам мы можем узнать о войне?
- пресса – советская и западная – (может быть идеологизирована, заказана)
- дневники участников, письма – советских людей и противника (в них больше правды)
- воспоминания очевидцев – советских и противника (часть правды)
- военные документы (планы сторон, фронтовые сводки, донесения, директивы, донесения разведки и т.д.)
- литература (может быть пропаганда)
- песни (может быть пропаганда)
- кинофильмы (может быть пропаганда) и др.
Каким источникам вы бы отдали предпочтение и почему? (военным документам, дневникам, письмам, интересны воспоминания – переоценка событий, с разных позиций).
Вам повезло гораздо больше, чем поколениям девятиклассников прошлых лет. Вы можете узнавать историю по документам, ранее недоступным читателю. Сейчас к празднованию Победы будут показывать кинофильмы прошлых лет, смотрите. И ещё я советую вам прочитать Константина Симонова «Живые и мёртвые» – хотя бы 1-ый том. Юрия Бондарева..
Сегодня я предлагаю вам узнать о событиях тех лет по источникам
Но прежде я хотела спросить: знаете, один
известный вам великий человек, реально великий,
оставил документы, воспоминания, в которых
неоднократно встречается мысль, которая
сводится к короткой фразе: «Никогда не воюйте с
Россией!». (Слайд 2) Как вы думаете, кому
принадлежат эти слова? Я предлагаю вам варианты
– (Наполеон, Кутузов, Бисмарк). Это сказал
Бисмарк. Что вы знаете о нём? (Отто фон Бисмарк,
канцлер, создал Северогерманский Союз).
Заметьте, он был немцем. Как могла бы пойти
история, послушайся Гитлер своего
предшественника?..
(Слайд 3 – Ребёнок во ржи)
Девятиклассник читает стихотворение Щипачёва «22 июня 1941 года».
Учитель: (Слайд 4) 22 июня 1941 года немецко-фашистские захватчики вторглись на территорию Советского Союза. Посмотрите, ребята, что вы можете сказать об этих двух снимках? До нашей Победы оставалось 1418 дней... и до краха фашистского рейха оставалось столько же – 1418 дней...
(Слайды 5, 6).
(Слайд 7). Тема сегодняшнего урока: «Час мужества
пробил на наших часах».
Учитель: Прежде, чем мы приступим к
изучению первого периода войны, необходимо
знать, какая периодизация войны принята в нашей и
западной историографии.. Для этого вы прочитаете
первый пункт параграфа и выпишите в тетрадь.
(Слайд 8 – Этапы войны).
Сегодня мы будем вести речь о начале первого
периода. На следующих уроках вы будете заполнять
таблицу новыми фактами об основных сражениях
Великой Отечественной войны, этап за этапом. Вы
можете сделать графы, куда будете вписывать
сражения и деятелей времён войны: политиков,
полководцев, героев войны.
Учитель: Как вы думаете, задача сегодня у нас какая?
Сегодня мы будем вести речь о том, что происходило в первом периоде войны:
- выяснить цель нападения Германии
- узнать об основных сражениях первого периода
- оценить масштабы войны
- Вы умеете работать с историческими документами? Значит, продолжим развитие этих умений.
(Слайд 9) (На фоне москвичей Левитан)
Слайд 10 (Родина мать – Песня Священная война)
Учитель: Страна начала свой долгий и
трудный путь к Победе. Путь длинною в 1418 дней.
Сейчас вы будете работать в группах. Каждая
группа получит свой пакет документов с
вопросами. Вам необходимо изучить эти документы
и дать оценку происходящим событиям или
явлениям. Вам нужно выбрать выступающего. У вас
будет только две минуты на защиту вашей позиции.
Итак, ребята, начинаем работать
(Дети самостоятельно работают, учитель переходит от группы к группе, подсказывает, направляет, помогает).
Учитель: А теперь давайте озвучим наши результаты. Слушайте друг друга. У всех групп вопросы и документы разные.
1 группа: 1) Была ли война неизбежной и внезапной? (О Барбароссе, о стремлении к мировому господству Гитлера, о нашей неготовности к войне).
Вопросы:
- Была ли война неизбежной? (И да и нет)
- Была ли она внезапной? (И да и нет)
- К чему стремился Гитлер? (К мировому господству, любой ценой. (были ли какие-то ограничения для фашистской армии?)
- Какую цель ставил Гитлер в войне с СССР? Какими средствами? (Уничтожить страну, любыми средствами).
- Какую роль сыграли договоры с Германией? (Дали время, конечно, но и дезориентировали наше руководство в какой-то степени).
Слайд 11 – Под венец
Учитель: Дети, а вы узнали кто здесь изображён? О чём эта карикатура? (Отвечают)
Слайд 12 Барбаросса (На карте показать, как наступали фашисты, тремя группами армий)
2 группа: 2) Власть в начале войны. (О Сталине, о том, что он был раздавлен; о том, как вначале растерялись, влияло ли это на действия и состояние армии)
Вопросы:
- Как ведёт себя Сталин в первые часы войны и почему? (растерян, подавлен, первое выступление – только 3 июля, потом собирается.)
- Как ведёт себя Сталинское окружение, правительство, высшее военное руководство? – кто-то растерян, кто-то действует, по-разному)
Слайд 13 – Мобилизация
Слайд 14 – ГКО
Слайд 15 – Сталин и его речь
3 группа: 3) Потенциал сторон. (Соотношение сил, героизм советских людей на фронте и в тылу)
Вопросы:
- Каково соотношение сил к началу войны? (перевес сил на стороне фашистов, численное превосходство, в технике, в стратегии)
- Чего не учли фашисты? Какой ресурс они не просчитали? (Человеческий фактор)
- Меняли ли что-то героизм и самоотверженность советских людей на фронте и в тылу? (деморализация фашистов, они раздражались, а, значит, совершали ошибки)
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
4 группа: 4) Военные операции начала войны. (Материалы об основных сражениях, потерях СССР)
Вопросы:
- Какую территорию захватили фашисты в первые месяцы войны?
- Какие операции были провалены и почему?
- Были ли в начале войны операции, в которых Красная Армия побеждала?
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
5 группа: 5) Московская битва. Битва за Москву. (Что за чудо произошло, какое значение имела)
Вопросы:
- Когда проходила? Сколько этапов было в битве?
- В чём заключается главный итог Московской битвы? (в крахе блиц-крига).
Слайд 28 (москвичи роют противотанковые рвы)
Слайд 29 (Василий Клочков: «Велика Россия, а
отступать некуда – позади Москва!»)
Слайд 30 (Военный парад 7 ноября 1941 г.)
Стихотворение итоговое (читает ученик).
Вывод: Давайте подведём итоги, назовите причины неудач нашей армии в начале войны.
Слайд 31 Стремительное наступление германских
войск на советском фронте летом – осенью 1941 г.
объяснялось многими факторами. Германия имела
значительное экономическое и
военно-стратегическое преимущество. Для
нанесения удара по Советскому Союзу она
использовала не только свои, но и ресурсы
союзнических, зависимых и оккупированных стран
Европы. Гитлеровские командование и войска имели
опыт ведения современной войны и широких
наступательных операций.
Советский Союз не завершил свою подготовку к
войне. Тем не менее, несмотря на поражения и
огромные потери в первые месяцы войны, Красная
Армия смогла выстоять и дать отпор врагу уже на
подступах к Москве. Это событие явилось
переломом в сознании, был развеян миф о
непобедимости немецко-фашистской армии. Однако
стратегическая инициатива по-прежнему
оставалась у Германии.
Учитель: «Час мужества пробил на наших часах и мужество нас не покинет» – это стихотворение написала Анна Ахматова. Её родные и близкие были репрессированы и неизвестно, как бы сложилась её судьба, но после того, как она написала это стихотворение, она не подверглась репрессиям.
Учитель: Помните, в начале урока мы
говорили о Бисмарке. Скажите, несмотря на то, что
в первом этапе войны мы потерпели ряд крупных
неудач, подтвердились ли предостережения
«железного» канцлера?
Какое предостережение Александра Невского вы
вспомнили? «Кто к нам с мечом придёт, от меча и
погибнет!»
Домашнее задание: прочитать § 29, там
есть материал о периодах Великой Отечественной
войны, об основных сражениях этого периода, даты.
Ещё я хочу предложить вам творческое задание:
Оценка первого этапа войны. (В эссе).
Выписать причины неудач Красной Армии на
начальном этапе войны.