Одной из форм работы с детьми в нашем детском саду, является кружковая работа. Она помогает раскрыть перед детьми удивительный, многообразный мир.
Основная цель кружковой работы в детском саду – научить детей фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс, и результат приносили радость и удовлетворение. Идти к этому можно разными путями. Мы попробовали разработать один из возможных вариантов.
Кружковая работа проводится один раз в неделю во второй половине дня. Вся наша работа строится от теоретического материала к продуктивной деятельности. Продолжительность деятельности зависит от детской заинтересованности и активности. Результатом деятельности становятся коллективные и индивидуальные работы. Все работы обязательно демонстрируются родителям.
В процессе кружковой работы решаются не только задачи образовательных областей “Художественное творчество” и “Труд”, но и область “Познания”.
“Почемучки”.
Кружок по познавательной деятельности + аппликация проводится по средам во второй половине дня.
Задачи кружковой работы:
По познавательной деятельности:
- Расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;
- Создать условия для развития самостоятельной познавательной активности;
- Формировать основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
По аппликации:
- Формировать положительное отношение к ручному труду;
- Привлекать к участию в общем деле;
- Совершенствовать обобщенные способы работы (воспроизведение образцов);
- Развивать мелкую моторику;
- Формировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами.
Календарно-тематическое планирование
Октябрь.
1. “Осень”.
Задачи: продолжить знакомить с временем года – осень. Приметы осени, загадки, стихи.
Материал: книги об осени, иллюстрации репродукций, демонстрационные картинки.
2. “Осенний лес” (коллективная работа).
Задачи: закрепление навыков работы с ножницами, клеем.
Материал: дерево, нарисованное на цветной бумаге; цв. бумага для листиков (желтая, красная, зеленая); клей, салфетки.
Последовательность: вырезать и наклеить листики на дерево, вырезать каждое дерево, составить коллаж.
3. “Деревянный брусочек”.
Задачи: познакомить детей с некоторыми свойствами дерева (твердое, легкое, не тонет); научить выделять признаки дерева.
Материал: деревянные брусочки, предметы, сделанные из дерева, емкость с водой.
4. “Щенок”.
Задачи: в процессе действий познакомить с опилками, развитие мелкой маторики.
Материал: листы с контуром щенка, клей, цветные опилки.
Ноябрь.
1. “Путешествие в прошлое бумаги”.
Задачи: познакомить детей с историей бумаги, с ее современными видами.
Материал: камень, глиняная дощечка, ткань, береста, лист бумаги низкого качества, современные виды бумаги.
2. “Ежик”.
Задачи: совершенствовать пространственное и образное мышление.
Материал: альбомный лист, вырезанные заготовки для ежика, ножницы, клей, клеенка.
Последовательность: расположить на листе все вырезанные заготовки для ежика и приклеить.
3. “Смешной рисунок”.
Задачи: познакомить с некоторыми свойствами бумаги, привлечь детей к деятельности творческого характера.
Материал: чистые листы бумаги, краски, кисточки.
4. “Золотая мама”.
Задачи: в процессе действий познакомить с тканью и ее свойствами.
Материал: кукла, одежда для куклы, лоскутки ткани, трафарет куклы, клей.
Последовательность: рассмотреть одежду, вырезать наряд для куклы и приклеить.
Декабрь.
1. “Украсим рукавички”.
Задачи: развивать воображение, умение составлять композицию по замыслу.
Материал: Рукавички, варианты украшения рукавичек, цветные рукавички, цв.полоски бумаги, ножницы, клей.
Последовательность: рассмотреть рукавички, придумать свой узор, вырезать элементы украшений из цв.полосок и украсить.
2. “Снеговики”.
Задачи: закрепить навыки вырезания кружков разной величины.
Материал: квадраты разных размеров, лист бумаги, ножницы, клей.
Последовательность: вырезать из квадратов круги и наклеить их на лист, чтобы получился снеговик.
3. “Гирлянда”.
Задачи: в процессе действий познакомить с бумагой, привлечь детей к творческой деятельности, развивать мелкую моторику.
Материал: заготовки гирлянды, клей, ножницы.
Январь.
1. “Коллекционер бумаги”.
Задачи: познакомить с разными видами бумаги и ее качествами.
Материал: образцы разных видов бумаги.
2. “Царство диких зверей” (коллективная работа).
Задачи: закрепление навыков работы с ножницами и клеем.
Материал: плакат с изображением леса, картинки с дикими животными, клей, ножницы.
Последовательность: вырезать по контуру животных и наклеить на плакат.
3. “Рождественская птичка”.
Задачи: на занятии дети учатся работать с природным материалом.
Материал: коричневый двухсторонний картон, нитки, скорлупа грецких орехов, желтая акварельная краска, кисти, клей.
Последовательность: на вырезанном трафарете птички рисуем желтой краской клюв, глазик , и хвост; приклеиваем скорлупки с каждой стороны птички (крылья)
4. “Коробочка с тканями”.
Задачи: развивать творческое воображение.
Материал: лоскуты ткани, клей, цв. карандаши, лист бумаги.
Последовательность: наклеить лоскут ткани и дорисовать детали (на что похоже?).
Февраль.
1. “Чайный сервиз”.
Задачи: учить вырезать мелкие детали, способом сложения полоски бумаги в несколько раз.
Материал: альбомный лист, трафареты чайной посуды, цв. бумага, ножницы, клей, пр.карандаши.
Последовательность: перевести трафареты посуды на обратную сторону цв. бумаги, обвести и вырезать, расположить на листе бумаги и приклеить.
2. “Валентинка – рамка для фотографии”.
Задачи: вызвать желание делать приятное даря подарок; закрепление навыков работы с клеем и ножницами.
Материал: картон, цв. бумага, клей, ножницы.
3. “Маленький солдат”(подарок для папы).
Задачи: развитие мелкой маторики, аккуратность, терпение.
Материал: картон белого, желтого цвета с выполненным на нем контуром мальчика, пшено, клей ПВА, кисть клеевая, краски гуашевые, кисть для рисования.
Март.
1. “Салфетница” (подарок для мамы).
Задачи: закрепление навыков работы с ножницами и бумагой; развитие воображения.
Материал: цв.картон, вырезки из старых открыток, ножницы, клей.
2. “Подсолнух”.
Задачи: закрепление навыков работы с клеем, развитие мелкой маторики.
Материал: ножницы, клей, семена подсолнуха, тонированная бумага зеленого и желтого цвета, лист бумаги.
3. “Овечка”.
Задачи: знакомство с ватой и ее свойствами.
Материал: картон, ножницы, клей, фломастер черного цвета, вата.
4. “Солнечные зайчики” (коллективная работа).
Задачи: Закрепление навыков работы с клеем, ножницами.
Материал: клей, зеркало, фломастеры, большой лист бумаги, вырезанные из бумаги детали (облако, солнышко, лучи,земля, трава, кустарник, солнечные зайчики)
Апрель.
1. “Курочка Ряба”.
Задачи: знакомство с новым природным материалом и его свойствами.
Материал: яичная скорлупа, клеящий карандаш.
2. “Космическое путешествие.”
Задачи: познакомить с некоторыми свойствами фольги.
Материал: плакат с изображением космоса, ножницы, фольга, клей ПВА.
3. “Приключение карандаша”.
Задачи: систематизировать и уточнить представления о свойствах дерева.
Материал: карандаш, свеча, спички, гвоздь, молоток, деревянный брусок, емкость с водой; картина с изображением леса, реки, костра, посылка с карандашом.
4. “Осьминоги”.
Объемные игрушки из полосок бумаги.
Задачи: закрепление навыков работы с ножницами, клеем.
Материал: цв. бумага, расчерченная на полоски в 1 см.; ножницы, клей.
Литература:
- Разноцветные поделки из природных материалов/ Пер. с нем. А.П. Прокопьева. – М.: Рольф, 2001.-192с., с цв.илл.– (Внимание: дети!).
- Аппликация в детском саду/ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева; худож. Е.А. Афоничева, В.Н. Куров.– Ярославль: Академия развития, 2006.– 144 с., ил.– (Серия: “Детский сад: день за днем”).
- Из чего сделаны предметы: Сценарии игр – занятий для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.– 128 с. (Серия “Вместе с детьми”).
- Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: Конспекты занятий. – М.: Мозайка – Синтез, 2005. – 64 с.