Обобщающий урок по сказкам А.С. Пушкина "Путешествие по Лукоморью"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:
1. Обобщить знания учащихся по сказкам А. С. Пушкина;
2. Учить анализировать поступки героев;
3. Развивать речь, внимание, память;
4. Обогащать словарный запас;
5. Воспитывать нравственные ориентиры поведения;
6. Воспитывать любовь к чтению.

План урока:
1. Постановка учебных задач
2. Работа с выставкой книг.
3. Викторина “Лукоморье” по сказкам А.С. Пушкина.
4. Домашнее задание. Инсценирование сказок Пушкина.
5. Прослушивание отрывков из сказок Пушкина.
6. Конкурс “Телеграммы”. Кто из героев прислал телеграмму.
7. Подведение итогов.

1. Постановка учебных задач.

– Ребята, сегодня наш урок будет посвящен сказкам великого русского поэта А.С. Пушкина. Как вы думайте, почему прошло столько лет, а мы с удовольствием читаем и наслаждаемся произведениями А.С. Пушкина? (Ответы детей) Верно, Пушкин был великим русским поэтом, все его произведения необыкновенны: и их язык простой и очень красивый, и сюжеты, основанные в большинстве своем на русском народном творчестве, и конечно все произведения Пушкина учат нас очень многому. Чему же учат нас сказки Пушкина? -Об этом и поговорим сегодня…

2. Работа с выставкой книг.

На нашу выставку вы принесли различные сборники сказок А.С. Пушкина.

– Хотелось ли вам прочитать эти книги и почему? (Ответы детей.)
– Понравились ли вам сказки? Чем именно? (Ответы детей.)

3. 1-й конкурс.

На доске Лукоморье. Зеленый дуб. На ветках дуба нарисованы рисунки к сказкам Пушкина.

– Вспомним из какого произведения Пушкина этот персонаж. (Поэма “Руслан и Людмила”.)
– Слушаем задание. К какой сказке сделан рисунок. Вспомнить и прочитать отрывок из этой сказки.

4. 2-й конкурс.

Проверим, как хорошо знаете содержание сказок Пушкина. Вытаскиваем из сказочного сундучка по одному вопросу.

– Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что приговаривал Балда с укоризной?
– Какими словами начинается “Сказка о рыбаке и рыбке?” (Жил старик со своею старухой у самого синего моря)
– Какими словами царица обращалась к зеркалу? (Свет мой….)
– Какими словами обращался старик к золотой рыбке? (Смилуйся государыня рыбка…)
– Из какой сказки данные строки? “Видит девица, что тут люди добрые живут. Знать не будет ей обидно!”
– Из какой сказки эти строки? “ Да вот веревкой хочу море морщить, да вас, проклятое племя корчить!”

5. 3-й конкурс. Домашнее задание.

1. Посмотрим сценку, которую нам подготовила творческая группа “Сказка о попе и о работнике его Балде.”

Жил был поп.
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару.
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда.
Идет, сам не знает куда.
“Что, батька так рано поднялся?
Чего ты взыскался?
Поп ему в ответ: “Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”
Балда говорит: “Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.”

1. Вспомните отрывок из сказки, как же поп расплатился за свою унижающую достоинство Балды жадность?

(С первого щелка прыгнул поп до потолка.
Со второго щелка лишился поп языка.
А с третьего щелка вышибло ум у старика.)

2. Почему же так жестоко был наказан поп в сказке? (Поп не выполнил своего обещания, поплатился за жадность.)

3. В каких строках выражен смысл сказки? (Не гонялся бы ты поп …..)

6. Сценка второй творческой группы “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.”

На девичник собираясь,
Вот царица наряжаясь,
Перед зеркалом своим,
Перемолвилася с ним:
“Я ль, скажи мне, всех милее
Всех румяней и белее?”
Что же зеркальце в ответ?
“Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всех милее, Всех румяней и белее.”
Как царевна отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком то как притопнет!...
“Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло!
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою…
Она, черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку,
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную,
И связав ее живую.
Под сосной оставить там,
На съедение волкам…”

1. Можно ли назвать царицу терпимой? (Нет, она считала себя лучше всех, а к другим относилась с презрением, ненавистью.)

2. Вспомните строки из сказки в которых автор рассказывает, какой была мачеха. (Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла, но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива.)

3. Чем же поплатилась царица за свою нетерпимость? (Смертью. Желая смерти другому, будучи нетерпимой сама умерла от своего же зла-вот чему учит нас сказка.)

7. Сценка 3 группы. “Сказка о рыбаке и рыбке”.

Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась,
Опять к рыбке старика посылает:
“Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей”.
Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”.
Осердилась пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
Как ты смеешь, мужик, спорить, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут по неволе”.

1. Можно ли назвать старуху терпимой? (Нет, она считает себя лучше всех, унижает остальных, оскорбляет.)

2. Как меняется отношения старухи к старику? (Старуха сначала оскорбляет, потом ударила его, потом готова убить за возражения.)

3. Можно ли сказать, что в этом проявляется нетерпимость старухи?

4. Почему же рыбка не выполнила последнюю просьбу старухи: “Стать владычицей морскою”. (Старуха хотела унизить саму рыбку, стать выше рыбки.)

5. За что же поплатилась старуха?

6. Что значит крылатое выражение А.С. Пушкина “Остаться у разбитого корыта”?

8. Конкурс. Прослушивание отрывка. Отгадать из какой сказки этот отрывок? Прочитать отрывок из сказки.

1-я сказка. – Отрывок из произведения “Сказка о рыбаке и рыбке”. (Читаем.)

2-я сказка. – Отрывок из произведения “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.

3-я сказка. – Отрывок из произведения “Сказка о попе и его работнике Балде”.

9. Конкурс. Телеграммы. Надо узнать, какой герой и из какой сказки отправил телеграмму?

1-я телеграмма.

Да вот веревкой хочу море морщить,
Да вас, проклятое племя корчить!

2-я телеграмма.

Видит девица, что тут люди добрые живут.
Знать, не будет ей обидно!

3-я телеграмма.

Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял с нее корыто,
Наше то совсем раскололось.

10. Подведение итогов.

В каких сказках Пушкина осуждается:
– Жадность.
– Зависть.
– Использование чужого труда без вознаграждения.
– Унижение человека.
– Невыполнение обещаний.
– Нетерпимость.

Мы с вами узнали много нового о сказках А.С. Пушкина. Теперь мы поняли, почему несколько сотен лет продолжают жить эти великолепные произведения. Все эти сказки учат нас добру, красоте, терпимости. Читайте сказки и вы увидите, как сами стали чуть лучше, поняли что-то важное. Такие маленькие открытия – большая радость.