Взаимодействие детский видов деятельности при коррекции речевых нарушений детей с ОНР с целью социализации в обществе

Разделы: Логопедия


Детям с общим недоразвитием речи трудно строить взаимоотношения с окружающими. Зачастую у них нет желания вступать в контакт, они безынициативны, замкнуты в своих ощущениях. Поэтому крайне важно организовывать не только процесс обучения такого ребенка, но и его отдых, досуг. При этом, досуг становится приоритетной средой социализации ребенка с проблемами речи и интеграции его в общество.

Ориентируя ребенка на дальнейшую жизнь в обществе, мы должны прогнозировать какие умения и навыки пригодятся ему в будущем, как он будет выглядеть в социальном окружении.

При этом, досуг становится приоритетной средой социализации ребенка с проблемами речи и интеграции его в общество.

Все эти компоненты присутствуют в культурно-творческой деятельности, организованной для наших воспитанников: фольклорных и музыкально-ритмических играх, хореографии, праздниках, драматизациях на основе комплекса педагогических принципов. Принципы работы с детьми с общим недоразвитием речи на основе взаимодействия участников образовательного процесса:

– Знание социума, в котором находится ребенок;
– Знание интересов ребенка;
– Создание благоприятных условий для коррекции речевых нарушений у ребенка;
– Обязательная систематическая индивидуальная работа с ребенком;
– Знание и выполнение всех рекомендаций учителя-логопеда воспитателем, родителями, всеми специалистами;
– Изучение возможностей психофизического и слухоречевого развития ребенка, его способностей;
– Вовлечение ребенка в жизнь группы;
– Понимание внутреннего мира ребенка и огромное терпение;
– Доброжелательное отношение к ребенку;
– Оказание всех видов помощи в реализации стать полноправным членом общества.

А главное – это доброжелательное отношение к ребенку с проблемами в развитии, желание помочь ему реализоваться, стать полноценным членом общества.

Социализация ребенка начинается с процесса общения его с другими детьми и взрослыми. Наиболее комфортная и естественная деятельность для такого общения – игра. Особое место в перечне игр занимают музыкальные игры или игры с музыкальным сопровождением, которые проводятся учителем-логопедом совместно с музыкальным руководителем и воспитателем логопедической группы. Музыкальные игры предполагают специально-организованную среду, в которой ребенок может увидеть других детей, начать подражать им, научиться взаимодействовать, соблюдать правила поведения и игры. Важное значение имеют условия организации игры. Условия организации игры:

– Расположение участников игры по кругу (такая форма объединяет);
– Эмоциональное и сенсорное наполнение среды (в том числе и тактильное воздействие);
– Эмоциональное единение детей и взрослых;
– Обязательная ритмическая организация – стихотворный, музыкальный, двигательный ритм.

Стихи, потешки, песни сопровождаются простыми движениями (раскачиваниями, наклонами, хлопками, движениями рук). Педагоги вовлекают в эти действия детей, выполняя движения сначала совместно и постепенно побуждая детей к самостоятельному выполнению. Сенсорное наполнение этих игр (передача по кругу предметов, различающихся фактурой, цветом, запахом, издаваемым звуком) дает детям возможность увидеть и почувствовать эмоциональную реакцию сверстников и взрослых.

Необходимая ступень в развитии игровой деятельности – подражание.

Игры могут повторяться от занятия к занятию, поскольку ребенку не всегда легко сразу понять и принять условия игры, выполнить те или иные действия. Повторение игры из раза в раз, наблюдение за другими детьми помогают ему вовремя вступить в игру и выполнить действие правильно. Важно, чтобы все игры в рамках одного занятия были объединены общей идеей, темой, на основе перспективно-тематического планирования, рекомендованного программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В. Нищевой.

Создается единая, целостная картина происходящего, выстраиваются смысловые связи между отдельными упражнениями. Все игры разрабатываются взрослыми и предполагаются детям в готовом виде.

Отличным средством познать себя, выразить свои эмоции, отношение к миру достигается посредством танца.

Основная идея танцевальных занятий – научить детей с общим недоразвитием речи двигаться с помощью музыки и умение согласовывать движения с музыкой. Доказано, что двигательные упражнения развивают мозг, позволяют выразить эмоции, “выплеснуть” отрицательную энергию. Для достижения результата при построении занятий создается атмосфера радости хорошего настроения. Каждое занятие имеет свою программу, коррекционные и образовательные задачи.

– Знакомство с основными движениями хореографии: позиции рук, ног, отдельные движения.
– Общая физическая подготовка (упражнения на коврике);
– Танцевальные этюды;
– подвижные игры;
– Разучивание танцев (облегченных вариантов), которые потом используются в программах общих праздников, концертов.

На этапе углубленного разучивания движений совершенствуются их ритмичность. слитность, свобода; движения становятся более уверенными, улучшается пространственная ориентация.

Дети участвуют в этих занятиях вне зависимости от способностей и сенсорных нарушений. Главное – желание ребенка. Приветствуется участие педагогов в этой деятельности: воспитателя и логопеда, музыкального руководителя, т.к. совместная деятельность ребенка с взрослым способствует положительным результатам: ребенок может наглядно увидеть образец для подражания.

Большую роль в приобретении детьми коммуникативных речевых навыков играет обыгрывание сказочных сюжетов, коротких рассказов, бытовых сценок.

Драматизация представляет собой разыгрывание в лицах различных произведений (сказок, рассказов и т.д.). Герои этих произведений становятся действующими лицами, а события их жизни – сюжетом игры. Чтобы изобразить героя, ребенок должен понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе его состояние чувства. Умение представить героя, его переживания, обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит о личного опыта ребенка: чем разнообразнее ее впечатление об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства. Драматизация, как методический прием, имеет этапы работы. Этапы работы по драматизации с детьми с общим недоразвитием речи:

– Выбор сценария;
– Творческая переработка сценария;
– предварительная работа в группах;
– Распределение ролей;
– Подбор музыкального сопровождения, отработка движений под музыку.
– Репетиция в зале;
– Подбор и изготовление костюмов;
– Изготовление декораций (при необходимости);
– Драматизация.

Коррекционные задачи драматизации:

– Развитие внимания (дети сосредотачивают внимание, удерживают его сравнительно долгое время);
– Развитие мышления (дети постепенно усваивают последовательность эпизодов, название персонажей);
– Развитие памяти (дети запоминают свою роль, имена основных героев, характерные признаки, их действия, слова и т.д.);
– Развитие и коррекция речи; Формирование выдержки и навыков самоконтроля;
– Развитие творческих, артистических способностей;
– Социально-личностное развитие;
– Эмоциональное развитие.

Предполагает действия с предметами, игрушками, в рамках которых ребенок усваивает их названия, свойства, назначение. Ребенок учится контролировать свои эмоции, регулировать поведение в зависимости от текущего действия, замысла автора произведения. Дети в драматизации выражают свое состояние с помощью мимики. Такого рода представления положительно влияют на развитие мимики лица, побуждают детей к смене мимического состояния.

Неоценимое воздействие по своему эмоциональному наполнению оказывают детские праздники. Праздник – это своего рода художественное действие, шоу в котором каждый ребенок должен участвовать активно (самостоятельно или с помощью взрослых). Праздник дает возможность объединить детей в большой коллектив, организует их, сплачивает. Организуя тот или иной праздник надо подготовить ребенка к предстоящему событию. Он будет чувствовать себя спокойнее и увереннее. Если будет знать, какие события, действия его ожидают. С этой целью мы знакомим детей с отдельными частями праздника (играми, танцами, песнями), в индивидуальной, подгрупповой работе всеми участниками педагогического взаимодействия: воспитателями, учителем-логопедом, хореографом, музыкальным руководителем, родителями. Это не снижает интерес к происходящему во время праздника, а наоборот, мотивирует детей на совместную положительно эмоционально окрашенную деятельность. Дети хорошо ориентируются в происходящем – знают смысл песен, последовательность движений во время танцев, понимают интонационную выразительность стихотворений, понимают правила игр, поэтому активность детей во время праздника возрастают.

В процессе участия детей с общим недоразвитием речи в художественной деятельности расширяют их социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивают коррекцию нарушений коммуникативной функции речи.

Задачи, решаемые в процессе участия в празднике детей с общим недоразвитием речи.

– Стимулируется речь;
– Расширяется и углубляется общение;
– Развивается слуховое внимание;
– Развивается пространственное представление;
– Развивается координация движений, чувство ритма.
– Расширяется социальный опыт;
– Развивается адекватное взаимодействие и общение в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
– Обеспечивается коррекция нарушений коммуникативной сферы.