Под музыку в зал входят две команды, на груди у них эмблемы команд . Ведущая приветствует команды.
Ведущая: Дороболерундэгэттэр! – Здравствуйте друзья!
Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы наши дети показали какие они дружные, умные, находчивые, знающие свой родной край. Здесь встречаются две команды. Команда “Эйдэх” – значит умные. Команда “Булугас” – значит находчивые. Ваши ответы будет оценивать жюри. А теперь начнем первый конкурс. Вопросы будут задаваться командам попеременно.
– Как называется наша республика? (Республика Саха (Якутия).)
– Назовите столицу нашей республики. (Якутск)
– Какие большие города в Якутии вы знаете? (Якутск, Мирный, Алдан, Нерюнгри,
Ленск.)
– Назовите крупные реки Якутии. (Лена, Анабар, Оленек, Яна, Индигирка, Алдан,
Тимптон, Колыма.)
– Каким пушным зверем богата наша республика? (Соболь, песец.)
– Какими полезными ископаемыми богат наш край? (Уголь, слюда, золото, алмазы,
газ, руды цветных металлов.)
– Как называется человек, управляющий собачьей или оленьей упряжкой? (Каюр.)
– Почему одежда якутов шьется из оленьего меха? (Потому что зимы очень
холодные.)
– Назовите основные промыслы якутов (оленеводство, звероводство, охотничий и
рыбный промысел).
– Какой вид транспорта был основным в республике? (Собачьи и оленьи упряжки.)
Молодцы ребята. А сейчас мы с вами поиграем. Пока жюри подводит итоги первого конкурса, мы с вами поиграем. Игра называется “ Соколиный бой”. (Вызываются два ребенка, они стоят на одной ноге, руки за спиной и толкают друг друга плечами, до тех пор, пока кто-нибудь из них не встанет на две ноги.)
Жюри объявляет итоги первого конкурса.
Ведущий объявляет второй конкурс: “ Какие овощи растут в нашей республике?”
Появляется девочка Туйара – хозяйка нашего якутского края.
Туйара: Здравствуйте, ребята. Шла я мимо и услышала, что говорят о моем крае и решила зайти к вам.
Ведущая: как хорошо, что ты зашла к нам. Помоги нам разобраться правильно ли мы выполнили задание, выбрать овощи, которые растут у нас. (Проверяют.)
Туйара: У меня в корзинке лежат конверты с вопросами. Я хочу объявить конкурс капитанов.
– Как называется якутское жилище? (Яранга, юрта.)
– Как называется якутский губной музыкальный инструмент? (хомус.)
– Как называется одежда из оленьего меха? (Кухлянка, торбаса.)
– Как называется якутский национальный сосуд? (Чорон.)
– Назови растения нашей республики. (Перечисляют растения.)
– Назови, что лежит в коробке. (перечисляют полезные ископаемые.)
Ведущая: хорошо справились капитаны с заданием. Пока жюри подводит итоги, поиграем в игру “Перетяни палку”
Жюри объявляет итоги конкурса.
Ведущая: а сейчас команды покажут домашнее задание.
Дети читают стихи. Команда “Эйдэх”.
У каждого листочка
У каждого ручья
Есть главное на свете
Есть Родина своя
Мы в Чульмане родились
В Якутии живем,
Края нам дорогие
Мы Родиной зовем!
Любим мы свой край родной
Край алмазный, золотой
И тайгу, и цепи гор
Лены голубой простор!
Любим край якутский мы
Нам морозы не страшны
Здесь счастливо мы живем
Славу Родине поем!
Команда “Булугас”.
Мы считаем, что наша Саха
Краше всех и интересней
Летом ширь тайги светла и зелена
С неба жаворонка ласковая песня.
А зимою пенье вьюг, снега
Вихрей свист над тундрою немою,
Но не спит под шубой снеговою
И зимой якутская тайга.
Туйара: мне очень понравилось ваше домашнее задание. Наступило время сладкого конкурса “Угадай по вкусу варенье” (голубичное, брусничное, черничное).
Ведущая: пока жюри подводит итоги, послушаем якутскую мелодию “Осохай”.
Жюри объявляет итоги сладкого конкурса. Объявляется следующий конкурс “Отгадай загадку”.
– В новой стене
В круглом окне
Днем стекло разбито
За ночь замерзло. (Прорубь.)– Когда олень идет
Он все поет и поет. (Колокольчик.)– Гуляет в тундре,
Да не олень
Летает на воле,
Да не птица. (Пурга.)– Сотню рек перебегает
Великан могучий лось
Даже небо содрагает
Небо грохотом зашлось. (Гром.)– Кто под северным сияньем
Покрывает расстоянье
У кого рога ветвисты
Ноги тонки, ноги быстры
В снежной тундре всех быстрей
Кто он? (Северный олень.)– Что сверкает будто пламя,
Что за чудный этот камень,
Он горит в руках у нас
Называется (алмаз).
Жюри подводит итоги конкурса. Награждение.
Ведущая: ребята, сегодня вы показали знания о своем родном крае. Было очень приятно и интересно слушать вас.
Знаю: всюду прекрасна планета
И любая земля хороша,
Но милее мне все-таки эта,
Где моя воспиталась душа,
Где родные улусы и горы
Испокон по-якутски зовут,
Где родные звучат разговоры,
Где обычаи предков живут
Нет обычаев лучше на свете
Человечны и мудры они.
Обращаюсь к вам милые дети
Сбереги их, умножь, сохрани!
Туйара играет на хомусе.