Цели урока:
- организовать учебно-поисковую деятельность учащихся на уроке с целью развития системного мышления; развития творческого мышления; поиска смысла через решение контекстной задачи;
- создать условия для формирования таких личностных качеств как ответственность; коммуникабельность.
Задачи:
- закрепить знания учащихся по теме “Имя существительное”;
- закрепить умения производить известные виды грамматического анализа;
- закрепить навыки самостоятельного использования дополнительной литературы .
Тип урока: урок– исследование.
Основная деятельность на уроке: учебно-поисковая.
Оборудование:
- Карточки с названиями разделов русского языка;
- Карточки для каждого учащегося с текстом для орфографической работы;
- Схема к составлению словосочетаний.
Ход урока.
1. Вводно-мотивационный этап.
Настрой на добро.
Здравствуйте ребята! Посмотрите сейчас друг на друга и улыбнитесь.
Ведь улыбки располагают к приятному общению, а теперь настроимся на работу, откроем ладошки новым знаниям и произнесем нашу волшебную фразу: Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ!Я желаю вам успехов! У нас урок русского зыка.
Сели правильно, открыли тетради и записали число, классная работа.
Мы закончили изучение темы “Имя существительное”. Сегодня у нас урок повторения и обобщения знаний об имени существительном. Урок у нас будет необычный, урок-исследование. А вы будете исследователями. Предметом нашего исследования будет слово, спрятанное в загадке.
Невидимкою зимою
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз)
Запишем это слово на доске и в тетради, соблюдая правильное написание букв и соединений.
– Теперь внимание! Посмотрите на доску.
Учитель открывает на доске плакат. Рассмотрим это слово с разных сторон науки о русском языке.
2. Познавательный этап.
Первый раздел науки о языке – это фонетика.
1) Что изучает фонетика? (Это наука о звуках, а звук– это то, что мы слышим и произносим.)
Рассмотрим это слово по плану.
- Сколько в слове слогов? (мо – роз)
- Сколько в слове гласных звуков, ударные или безударные?
- Сколько в слове согласных звуков? Охарактеризуйте их.
- Количество букв и звуков.
Посмотрите внимательно на это слово. Какие трудности появятся при написании этого слова?
Поможет нам здесь следующий раздел. Этот раздел называется орфография.
2) Что изучает раздел орфография? (Правописание.)
Какие орфограммы есть в слове мороз? (Безударный гласный, непроверяемый ударением, парный согласный в корне слова.)
– Докажите написание слова мороз. (Мороз – морозы.)
– Перед вами текст с пропущенными орфограммами. Какое задание вы бы задали себе?
Задание: списать, вставить пропущенные буквы, доказать написанное.
– Письмо с комментированием.
Со…нце землю греет слабо,
По н…чам тр…щит мороз.
Во дв…ре у снежной бабы
Поб…лел м…рковный но… .
Назовите, какие орфограммы встретились в этом тексте? (Непроизносимые согласные, безударные гласные, парный согласные.)
Вот мы и нашли тесную связь между 2-мя разделами о языке.
Следующий раздел науки о языке – морфология.
3) Что изучает раздел морфология? (Части речи.)
– Я придумала предложение, но вот незадача: все слова рассыпались. Помогите составить предложение.
Работа с деформированным текстом по карточкам на доске.
Сковал, льдом, быструю, трескучий, реку, мороз.
Задание: составить предложение, записать его и разобрать по членам предложения.
– Какой частью речи является слово “мороз”? (Существительное.)
– Докажите, что это существительное. (Вопрос что?, обозначает явление природы.)
– Что мы знаем об имени существительном? (Уч-ся рассказывают правило. )
– Какие существительные называются нарицательными и собственными, одушевленными
и неодушевленными?
Физкультминутка.
(Называю имена существительные, если одушевленные– дети поднимают руки, если неодушевленные-то приседают.)
– Как изменяются имена существительные? (По родам, числам, по падежам.)
– Отгадывание загадок.
Задание: записать отгадку, указать род, число.
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом ведет,
Там заплатку кладет. (Карандаш.)Я однорукая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну. (Игла.)Черная птичка
Снесла яичко.
Яичко покатилась –
Все небо озарилось. (Солнце.)Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако.)Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик. (Ножницы.)
– У какого существительного не определяется род? Почему?
– Что называется склонением? (Изменение существительных по вопросам.)
Запишем предложение Зима не без морозов.
Задание: у существительных определить падеж.
– С каким разделом науки о русском языке мы сейчас работали? (Морфология.)
4) Сейчас мы исследуем слово мороз с позиции фразеологии. Фразеология изучает устойчивые словосочетания, “крылатые слова”. Пословицы и поговорки – это тоже крылатые слова. А какие вы подготовили пословицы и поговорки, где звучит слово мороз?(ответы детей) Проговорим их и запишем эти пословицы.
– Письмо пословиц.
3. Итоговый этап урока.
Сегодня мы исследовали слово “ мороз”. Мы изучили это слово с точки зрения разных разделов, каких? (Ученики называют разделы.)
Что было особенно интересным? Какое задание вызвало трудности? Что вы узнали нового?
4. Домашнее задание на выбор.
- Найти и выписать в литературном произведении строки о морозе.
- Придумать и записать предложения на тему “Морозный день”.
5. Рефлексия.
Перед вами 3 вида смайликов. Выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению после урока.
Спасибо за урок.