На современном этапе, когда основной задачей реформы образования становится повышение его качества, доступности и эффективности, учащимся нужно иметь систему коммуникативных и информационных компетенций, где основным является информация, методы ее получения и обработки. Решить эту задачу можно и с помощью информационно-коммуникативных технологий. ИКТ помогают развивать индивидуальные способности учащихся, их мышление, воображение, обеспечивают эффективную организацию познавательной деятельности, формируют информационную культуру и открывают широкий простор для творчества учеников и учителей. При помощи ИКТ можно пополнить и сделать легкодоступными самые разнообразные учебно-методические материалы, обеспечить высокую наглядность, применить многообразие режимов форм работы учеников на уроке.
Исходя из всего этого, перед учителями встает проблема частого использования компьютеров при подготовке к урокам, их проведении и выполнении домашних заданий учениками. Компьютер можно применять как инструмент деятельности учеников и учителей. В данной статье хотелось бы поделиться некоторыми приемами использования ИКТ на своих уроках.
Не секрет, что сейчас существует огромное количество готовых учебно-методических материалов, представленных на различных носителях информации. Несомненно, их применение делает урок более живым, интересным и необычным для учеников. Но не всегда такие материалы можно использовать в своей работе в силу разных причин. Одни не совпадают по темам, другие не соответствуют уровню обученности учеников, в третьих информация разбросана и находится в разных частях используемого пособия, в некоторых предъявление материала занимает достаточно много времени и т.д.
Поэтому в своей работе я часто использую мультимедийные пособия, изготовленные самостоятельно. Естественно, основным источником информации, наглядного материала, звукового сопровождения и многого другого является Интернет. Хотя некоторые материалы я беру и в учебниках, не использующихся в процессе обучения путем сканирования или частичной переработки их содержания. Так, например, при работе над страноведческим материалом, связанным с изучением основных городов стран изучаемого языка и их достопримечательностей, далеко не всегда можно найти их изображение. Некоторые фотографии бывают устаревшими, или не очень четкими, или не дают полного представления о том или ином месте или здании. Поэтому я всегда создаю свои экскурсии по изучаемым городам в виде компьютерных презентаций. Конечно, много времени отнимает поиск нужного визуального или видео материла. Зато у меня есть возможность распределить материал в той последовательности, которая требуется для работы с текстом учебника или какого-либо другого источника информации и у меня есть возможность сделать сопроводительный текст доступным ученикам в зависимости от их уровня, года обучения, с использованием уже изученной лексики и знакомым грамматическим материалом. Кроме этого, есть возможность составить свои задания после просмотра презентации. Я предлагаю ученикам выполнить различные упражнения: назвать достопримечательность, демонстрируемую на экране, найти в тексте подписи к одной или целой серии картинок, назвать достопримечательности, распределив их по городам, районам города или в нужном порядке, составить различные диалоги, дать описание и многое другое в зависимости от параллели классов. Также можно составить различные тестовые задания по просмотренному и услышанному, выполняя которые учащиеся могут работать индивидуально, в парах, в группах и т.д. Практика показывает, что выполняя задания, имея перед глазами яркие и запоминающиеся образы, у учеников резко повышается интерес, активность на уроке, желание высказаться, даже не имея достаточного запаса слов. Многие ученики помогают себе жестами, мимикой, различными действиями, что делает процесс общения живым и максимально приближенным к жизни.
Другим видом применения компьютера на уроке может быть использование его при работе над навыком аудирования. В своей работе я применяю фильмы или мультфильмы на английском языке. Простой просмотр целого фильма на изучаемом языке не дает особого результата, особенно на начальном этапе обучения. Поэтому совместно с учителями информатики мы готовим небольшие фрагменты фильмов, вырезая из целого произведения отдельные куски. Иногда это может быть просто вырезанная часть фильма, иногда мы составляем несколько кадров, взятых из разных частей фильма и т.д. Попутно идет обучение правильной артикуляции звуков, т. к. чаще всего используются крупные планы, на которых достаточно хорошо видно как актеры произносят звуки, особенно не свойственные русскому языку. Увидев на экране знакомых и любимых актеров или героев, ученики очень бурно реагируют, что помогает сделать данный процесс более интересным, а главное более легким для учащихся. Компьютер дает возможность по разному компоновать кадры, приближать или удалять героев и многое другое и это делает отработку достаточно сложного вида работы не монотонным и привычным, а живым и эмоциональным. Иногда ребята непроизвольно запоминают и воспроизводят целые отрывки, хотя в обычных условиях для многих это является достаточно трудным заданием.
Но наиболее часто я применяю ИКТ при работе с учениками над проектами. Метод проектов давно зарекомендовал себя и широко применяется на практике, в том числе и мной. Он помогает учитывать принцип индивидуальной ответственности каждого ученика, развивает личные качества, например, умение работать в группе, быть членом команды, подчиняться интересам общего дела, формирует конструктивное критическое мышление, вырабатывает свой взгляд на информацию, совершенствует коммуникативную компетенцию на родном и иностранном языке во всех видах речевой деятельности, что развивает у учащихся умение общаться с разными людьми. При работе над проектом ученики выступают в роли активных участников процесса, учатся ставить и формулировать проблему, находить и отбирать нужную информацию.
Очень многие современные дети неплохо умеют работать на компьютере и выполнять задания разного рода. К тому же у нас в школе есть класс информационно-технологического профиля, предпрофильная подготовка учеников 9-х классов, элективные и факультативные занятия для разных классов по информатике. Все это необходимо использовать в работе как можно чаще. Каждый проект готовится в виде компьютерной презентации с представлением в видео-лекционном зале. Для выполнения заданий проекта ученики делятся на группы и распределяют, кто и за что будет отвечать и какую часть проекта представлять. Поиск информации ученики осуществляют самостоятельно, широко используя Интернет и его ресурсы. Часто для более полного и грамотного оформления компьютерной презентации проектов ребята обращаются за помощью к учителям разных циклов, психологу школы, но более всего к учителям информатики. Цели и тематика проектов бывают самые разнообразные. С учениками мы готовили проект в виде учебного пособия по теме “Здоровый образ жизни” для проведения заключительного интегрированного урока английский + ОБЖ, создавали DVD презентацию “Животный мир Австралии”, разрабатывали проект “Школы, в которую будут ходить мои дети”, с освещением всех сторон школьной жизни, снимали музыкальные клипы для выполнения проекта “Создаем своих музыкальных звезд ”, презентация которого проходила в виде ток шоу, создавали презентацию для проведения лекции в 5–6-х классах по теме “Домашние животные и их содержание” в рамках декады иностранных языков, оформляли музыкальное сопровождение к спектаклю в рамках фестиваля “Рождественские звездочки” и многое другое. В устной презентации проекта принимают участие все члены группы, за что получают дополнительную оценку, и готовые проекты пополняют медиотеку нашей школы. Для проведения урока презентации проектов я готовлю разные задания по всем видам речевой деятельности с применением мультимедийного оборудования, что дополнительно оживляет урок и делает его более динамичным.
Еще одним видом использования ИКТ является создание в школе банка тестовых заданий, который находится в кабинете информатики. Используя программу “Конструктор тестов ” и некоторые другие, в том числе и созданные учениками нашей школы, учителя разных предметов разработали серию тестов, включая задания для слабоуспевающих учеников. Для получения зачета, особенно в конце четверти, таких учеников отправляют в кабинет информатики, где они выполняют несколько заданий на компьютере, сразу видя на экране свой результат, в итоге чего они и получают оценку.
Примеров использования ИКТ в организации учебного процесса в современной школе можно привести много. В наше время информатизация является важным механизмом реформирования образовательной системы и информационная культура становиться главным фактором развития общества. Проникновение ИКТ в сферу образования через компьютеризацию позволяет учителям качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.
Литература:
- Андреева А. А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. "Школьные технологии". 2001, №3.
- Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008,. №5.